- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа дополнительного образования Читаем, творим, обсуждаем
Рабочая программа дополнительного образования Читаем, творим, обсуждаем
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Незнанова О.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Художественно - эстетическое направление - одно из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями. Основными приоритетами данного направления являются формирование художественного вкуса, общей культуры, необходимых умений и навыков обучающихся, воспитание творческой личности, профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение детьми основ будущего профессионального образования.
Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, литературно-художественных способностей, предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Одной из основных целей школьного образования является развитие творческих способностей ученика. Именно достижению этой цели призваны служить дополнительные занятия по литературе.
В психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых под литературно-творческими способностями понимается самостоятельное сочинение ребенком поэтических и прозаических произведений, а также успешное выполнение им специальных заданий, направленных на развитие креативности.
Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта детей. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество учащихся, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.
Литературное творчество помогает ребенку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на занятиях, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
На занятиях кружка литературного творчества «Читаем, творим, обсуждаем» предполагается работа по нескольким направлениям:
1) развитие и совершенствование навыков сочинения прозаических и лирических произведений,
2) освоение теории литературы,
3) совершенствование навыков публичного выступления и выразительного сценического чтения художественного произведения,
4) развитие культуры речи и постижение норм русского литературного языка,
5) расширение литературного кругозора,
6) эстетическое развитие и воспитание.
Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов будут способствовать приобщению учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность. Знакомство с аспектами поэтического мастерства и примерами плагиата поможет ребятам создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации.
Цель кружка «Читаем, творим, обсуждаем»: развить каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, обучить детей умению владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров; свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств; развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства в речи и в сочинениях разных жанров; анализировать тексты различных стилей и жанров.
Программа кружка «Читаем, творим, обсуждаем» реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель связана с ознакомлением учащихся с теорией литературы и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
- социокультурная цель включает в себя:
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к литературному творчеству и потребность в нем.
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребёнка об окружающем мире;
- создание условий благоприятствующих реализации литературного творчества, самовыражения личности через творчество.
Цель работы литературно-творческого кружка - объединение и расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.
Задачи кружка «Читаем, творим, обсуждаем»:
1. Провести диагностику склонностей учащихся.
2. Создавать условия для литературного творчества
3. Развивать творческие литературные способностей школьников.
4. Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
5. Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.
6. воспитывать и развивать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности - развитие наблюдательности, общительности, воображения, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
7. осваивать литературоведческие знания и различные способы деятельности, необходимые для «проникновения» в художественное творчество;
8. развивать умения общаться в устной форме, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания;
9. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к произведениям мировой литературы для детей, стремление совершенствовать свою речь.
10. формировать умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность
11. структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию
12. формировать регулятивные действия: при организации своей деятельности, прогнозировании результатов, коррекции: внесение необходимых дополнений, изменений в свой продукт, при оценке своей деятельности.
Настоящая программа разработана для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). На каждом занятии для повышения уровня грамотности присутствует пятиминутка «Мы с русским - на «ты», отводится время для секции «Под крылом Пегаса», но чтение и обсуждение (анализ) творческих работ, созданных дома на свободную тему проводится не регулярно, а по мере необходимости (сочинили и принесли - обязательно выслушаем и оценим). В литературно-творческое объединение принимаются все дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу объединения не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одарённостью.
Планируемые результаты:
- развитие литературных способностей через индивидуальный подход к творчески одаренным детям;
- создание условий для самореализации через выступления на литературных вечерах, конкурсах разных уровней, публикации творческих работ;
- развитие интереса к литературе и родному языку через изучение лучших образцов художественной литературы;
- издание сборника творческих работ школьников;
ум е т ь:
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- использовать средства художественной выразительности в своей речи
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- самореализовываться через различные виды творческой литературной деятельности;
в л а д е т ь компетенциями: коммуникативной, информационной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития;
р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
- участвовать в диалоге, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- использовать умение анализировать и синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и абстрагировать в семейно-бытовой и учебной сферах.
Литературное творчество - путь нравственного и идейного воспитания школьников, ибо в литературном творчестве человек определяет своё отношение к жизни, своё место в ней; это всегда форма общения, в процессе которого развивается коллективизм и гражданственность.
Литературно - творческие занятия способствуют идейно - эстетическому воспитанию, самовыражению и самовоспитанию учащихся и развивают культуру чтения художественных произведений.
Этапы развития в детях задатков литературного творчества следующие. Сначала ребята знакомятся со спецификой литературного творчества, с особенностями построения художественных произведений ( на втором и третьем этапе обучения знания расширяются и углубляются), с изобразительными средствами и языковыми явлениями в художественной литературе, применяют полученные знания в процессе создания собственных текстов, учатся аргументировано оценивать свои и чужие работы, выступать перед аудиторией. Члены кружка начинают ориентироваться в эстетических категориях литературы как искусства слова, выполняют задания, направленные на эмоционально-художественное развитие. На этом этапе выявляются творческие задатки одарённых учащихся.
В дальнейшем воспитанники кружка познают родовидовые особенности литературы. Дети развивают навыки творческого чтения и анализа и выполняют задания, формирующие литературно-творческие навыки. Последующая работа направлена на конкретизацию знаний принципов художественного творчества, углубляются знания жанровой специфики художественной литературы. В свободном творчестве дети включаются в процесс литературного творчества, познают его теоретические и практические законы, определяют соотношение формы и содержания. Каждый из воспитанников вырабатывает принципы собственного творческого метода и стиля.
Обучение детей на заключительном этапе направлено на знакомство с литературными направлениями и течениями в их историческом развитии, выявляются специфика и проблемы современной литературы с целью определения положения литературного творчества каждого ребенка на настоящий момент.
Тематическое планирование
Первый год обучения
№
Дата
Тема занятия
Содержание занятия
Количество часов
1.
Вводное занятие. Виды взаимодействия: человек - текст.
Знакомство. Писатель - читатель - критик - литературовед: осмысление членами кружка особенностей литературных ролей, которые им придется исполнять.
1
2.
С чего начинается произведение?
Откуда ты, стремление писать? Открой свой импульс. Что подталкивает тебя к созданию текста? Мнения классиков.
Творческие задания: допиши двустишие; собери из словарной россыпи текст (прозаический, поэтический).
Чтение и обсуждение.
2
3.
Литература - ремесло или искусство? Путь создания произведения.
Литератор - ремесленник или художник? (Мнение детей и классиков.) Как работать над текстом - творческая мастерская (наброски, план, черновики, подбор слов и выражений).
А как пишешь ты? Делимся опытом.
Размышляем над выражениями: «Проба пера», «Отточить перо», «Заточили перья».
1
4.
За моим окном
Творческая мастерская.
2
5.
Соотношение содержания и формы.
Что важнее: содержание или форма? Просмотр презентации о стихотворениях (текстах) трех видов по уровню значимости содержания и формы: для автора важны и содержание, и форма; главное - содержание; в центре внимания - форма.
Дискуссия.
Творческое задание: сказка (или другая форма - на усмотрение детей) «Бой содержания и формы».
Чтение и обсуждение.
2
6.
Начинающему писателю
Секреты мастерства. Рецепт хорошей книги. Как найти свой стиль?
По опорным словам сочинить рассказ
(неизвестная планета, черёмуха, лодка, двери, добрый инопланетянин, злая инопланетянка, лопата).
1
7.
Порадуем учителей
Беседа и просмотр презентации о Дне учителя. Создание творческих работ.
2
8.
Граница: свое - чужое.
Новые формы в искусстве, преемственность, заимствования, подражание (презентация, иллюстративные художественные тексты). Как использовать опыт предков? Плагиат. Цитаты и их оформление.
Творческие задания: нарисуй портрет / карикатуру (экскурс в область ИЗО: жанры - работа с раздаточным материалом) новых форм в искусстве, преемственности, подражания; введи цитату в оригинальный текст.
Чтение и обсуждение.
1
9.
Как слово ваше отзовется…
Этикет писателя, критика. Культура слова и дела. Ядро и периферия языка - какую лексику лучше использовать? Ошибка - враг славы. Введение пятиминутки «Возьми на заметку» («Мы с русским - на «ты»).
Творческое задание: сказка / зарисовка / стихотворение об ошибке. Чтение произведений.
1
10.
Правила обсуждения творческих работ.
Наивный и мудрый читатель. Понравилось - что? Как доказать свое мнение: аргументы и факты.
Обсуждение работ, созданных на предыдущем занятии.
1
11.
Искусство спора.
Критика и критиканство. Законы спора (умей спорить красиво).
Создание пробных письменных отзывов / рецензий. Чтение.
2
12.
От звука - к слову
Прослушивание классической музыки, письменная фиксация чувств и образов (любая форма творчества), чтение, обсуждение.
2
13.
Секреты успеха публичных выступлений
Как избавиться от страха перед выступлением? Как говорить понятно и выразительно: практические советы оратору и основные требования к выступлению перед аудиторией.
Творческое задание: подготовка выступления на заданную тему (выскажись об афоризме). Публичные выступления.
2
14.
Выразительное чтение
Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Интонирование. Логические ударения. Дыхательная гимнастика.
Знакомство с законами сцены по К.Станиславскому.
Сочини историю, опираясь на название («Свет звезды»).
2
15.
Я говорю стихами или прозой?
Роды литературы (разгадываем кроссворд, презентация + буклеты). К какому тяготеешь ты?
Творческое задание: сочинить про эпос, лирику и драму три маленьких произведения (лирическое, эпическое и драматическое).
Чтение и обсуждение.
2
16.
Названье, рожденное в муках
Тема, опорные слова. Поиск главного. Формы названия. Озаглавьте свой и чужой текст.
2
17.
Моя вселенная
Творческая мастерская. Создание оригинальных произведений.
2
18.
Как научиться писать стихи? Поэзия и рифмоплетство.
Анатомия стихотворения. Устройство стихотворений. Основные понятия. Советы мастеров.
Зная только придуманное слово, создайте произведение (Чурли-бульк).
3
19
Строфа
Строфа: двустишие, катрен, октава, одическая и онегинская строфа. Анализ художественных произведений.
Допиши двустишие. Создай катрен о собаке и назови его.
2
20
Рифма и ее виды.
Беседа и просмотр презентации. Практикум (определение рифмы художественного текста). Творческая иллюстрация каждого вида рифмы.
2
21
Словари рифм. Создание собственного словаря.
Обсуждение. Создание творческих работ.
2
22
Самое теплое слово на свете - «мама»
Беседа и просмотр презентации о Дне матери.
2
23
Какие бывают размеры?
Двусложные и трехсложные размеры. Разностопный размер стиха. Силлабо-тоническое стихосложение. Алгоритм определения размера. Тренинг по определению размера.
2
24
Ямб
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
25
Хорей
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
26
Дактиль
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
27
Анапест
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
28
Амфибрахий
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
29
От образа - к слову
Создание творческих работ на основе зрительного образа (полотна великих мастеров).
2
30
Родина под микроскопом
Русские и иностранцы о нашей стране: стереотипы, характеристики. Создание художественного образа России.
1
31
Типология ритмов.
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
32
Белый стих.
Определение размера поэтического текста. Создание стихотворения с заданным размером из словарной россыпи / на определенную тему / и обусловленной рифмой / дописывание стихотворения.
2
33
С чего начинается Родина?
Родной край глазами детей: понятие, ощущения, ассоциации, описание, создание произведений.
1
34
Литературно-удожественные приемы: тропы и стилистические фигуры.
Что такое тропы и фигуры? Использование тропов в художественном произведении. Анализ текста.
По последнему предложению придумайте текст («И он впервые в своей жизни улыбнулся»).
2
35
Эпитет
Понятие эпитета. Тренинг по определению эпитетов. Подбор эпитетов к словам. Даны стихотворения и эпитеты - расставь верно средства выразительности.
1
36
Сравнение
Что такое сравнение? Тренинг по определению сравнений. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
2
37
Учись видеть скрытое сравнение.
Понятие о метафоре. Аллегория. Метонимия и синекдоха. Тренинг по определению метафор, аллегорий, метонимий и синекдох. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
2
38
Что такое олицетворение? Гипербола и литота.
Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте. Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
1
39
Что такое перифраза?
Разновидности перифразы и особенности её функционирования. Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.
1
40
Литература смеха
Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Гротеск. Анализ художественных текстов и создание собственных.
1
41
Благозвучие речи. Инструментовка стиха
Фоника. Звукопись. Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре, эпифоре. Анализ поэтического текста. Тренинг по определению аллитерации, ассонанса, анафоры, эпифоры. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных. Сравнение черновиков русских поэтов.
2
42
Антитеза.
Роль антитезы в художественном тексте. Тренинг по определению антитезы. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
2
43
Параллелизм.
Роль параллелизма в художественном тексте. Тренинг по определению параллелизма. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
2
44
Эллипсис. Апокопа.
Роль эллипсиса и апокопы в художественном тексте. Тренинг по определению эллипсиса и аппокопы. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
1
45
Бессоюзие. Многосоюзие.
Роль бессоюзия и многосоюзия в художественном тексте. Тренинг по определению бессоюзия и многосоюзия.
1
46
Градация. Инверсия. Кольцо.
Роль градации, инверсии и кольца в художественном тексте. Тренинг по определению градации, инверсии и кольца. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
1
47
Оксюморон.
Понятие об оксюмороне. Нахождение оксюморона в художественном тексте. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
1
48
Калейдоскоп праздников: словом встретим Новый год
История праздника. «Новый» и «старый» Новый год. Литературная мастерская к Новому году. Конкурс новогодних сказок, баллад, посланий, поздравлений, од и т. Д.
1
49
Калейдоскоп праздников: ждем Рождество Христово
История праздника. Литературная мастерская к Рождеству Христову.
1
50
Выгодные явления в русском языке: синонимия и антонимия.
Употребление синонимов писателями-классиками. Устранение ошибок, возникающих при употреблении антонимов. Подборка антонимов и синонимов, включение их в художественный текст. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
1
51
Штампы и канцеляризмы.
Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов.
1
52
Выгодные явления в русском языке: многозначность.
Поиск слова. Работа с многозначными словами. Редактирование предложений из школьных сочинений. Включение многозначных слов в художественный текст. Дополнение и редактирование художественных текстов и создание собственных.
2
53
Времена года
Творческая мастерская.
1
54
Выгодные явления в русском языке: омонимия и паронимия.
Понятие. Виды омонимов. Тренинг по определению омонимов и паронимов. Введение данных языковых единиц в художественный текст.
1
55
Мир, в котором я живу
Творческая мастерская. Создание оригинальных текстов.
1
56
Калейдоскоп праздников: День защитника отечества.
История праздника. Литературная мастерская к Дню защитника отечества.
2
57
Калейдоскоп праздников: 8 Марта
История праздника. Литературная мастерская к 8 Марта.
2
58
Калейдоскоп праздников: Пасха
История праздника. Литературная мастерская к Пасхе.
1
59
Из пламя и света рожденное слово…
Исторический и литературный экскурс в славное фронтовое прошлое (41-45гг). Пишем о ВОВ.
1
60
Проект литературной гостиной к 9 Мая
Творческие задумки. Подбор текстов.
1
61
Подготовка литературной гостиной к 9 Мая
Разработка сценария. Распределение ролей.
1
62
Подготовка литературной гостиной к 9 Мая
Репетиция (выразительной чтение, инсценировка).
1
63
Подготовка литературной гостиной к 9 Мая
Репетиция (выразительной чтение, инсценировка).
1
64
Литературная гостиная, посвященная Дню Победы
Художественное исполнение и инсценировка классической литературы и произведений собственного сочинения.
1
65
Подготовка сборника
Обсуждение творческих работ. Оценка. Голосование. Отбор. Название сборника. Рубрики.
1
66
Выпуск сборника
Дизайн. Верстка. Иллюстрирование.
1
67
Что такое плеоназм и тавтология и как с ними бороться?
Понятие о речевой недостаточности и многословии. Правка текстов. Творим по фотографии.
1
68
Калейдоскоп праздников: День славянской письменности
История письма. Славянская азбука. Святые Кирилл и Мефодий - просветители славян. «Письмо» - слово многозначное. Особенности эпистолярного жанра. Деловое письмо. Пишем другу, в редакцию газеты, президенту.
1
69
Виды сочинения.
Сочинение- рассуждение. Рецензия как вид сочинения. Эссе как вид сочинения. Структурные особенности. Сочинения разных видов о дружбе. Рецензия на сочинение товарища.
1
70
Подведение итогов.
Круглый стол. Наши достижения. Идеи и предложения. Награждение. Вручение сборника.
1
71
Всего часов
105
Второй год обучения
№
Дата
Тема занятия
Содержание занятия
Количество часов
1
Вводное занятие
Беседа. Чтение и обсуждение творческих работ, созданных за лето.
Фантастическая гипотеза «Что было бы…»
Чтение. Анализ. Вспомним рифмы, размеры и средства художественной выразительности.
1
2
О буквальном и поэтическом содержании
Прямое значение и образы. Беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
1
3
Сюжет и фабула
Знакомство с понятием. Анализ художественного текста. Пишем текст по заданной фабуле. Вычленяем фабулу текста и придумываем по ней несколько сюжетов.
2
4
Любимые звезды литературного небосклона
Чтение, обсуждение, письменная рефлексия (эссе, произведение по мотивам)
2
5
Жанры литературы. Эпические жанры.
Понятие жанра. Вспомним роды литературы. Какие жанры существуют? Размышляем над названиями. Эпические жанры (Составляем родословное древо на доске и на листах - используем человеческие фигурки с подписями). Рассказ и устный критический отзыв каждого участника о любимом / хорошо знакомом произведении любого эпического жанра.
2
6
Притча
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
7
Словесный натюрморт.
Творческая мастерская
2
8
Басня
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
9
Калейдоскоп праздников: День учителя
Литературная мастерская к Дню учителя.
2
10
Очерк
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
11
Рассказ
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
12
Повесть
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
13
Роман
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
14
Моя мечта
Творческая мастерская
1
15
Роман-эпопея
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
16
Читаем и обсуждаем
Детальное сравнение поэтических текстов Р. Казаковой "Дураки" и Ю. Кузнецова "Атомная сказка", имеющих общую точку отсчёта - русскую народную сказку об Иванушке-дурачке.
2
17
Лирические жанры.
Жанры лирики. Смотрим презентацию. Представляем себе портрет каждого жанра, делимся мнениями и зарисовываем. Составляем родословное древо на доске и на листах - используем человеческие фигурки с подписями. Рассказ и устный критический отзыв каждого участника о любимом / хорошо знакомом произведении любого лирического жанра.
2
18
Лирическое стихотворение
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
19
Пейзаж «Вечером в парке»
Творческая мастерская
2
20
Баллада
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
21
Ода
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
22
Песня
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
23
Послание
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
24
Говорящие вещи
Опиши вещь так, чтоб по ней можно было узнать хозяина
1
25
Поэма
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
26
Романс
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
27
Калейдоскоп праздников: День матери
Литературная мастерская ко Дню матери.
1
28
Сонет
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
29
Элегия
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
30
Увидел и написал
Фантазии по фотографии и картине
2
31
Эпиграмма
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
32
"Я знаю силу слов…"
Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
1
33
Лиро-эпические жанры.
Лиро-эпические жанры (презентация). Составляем родословное древо на доске и на листах - используем человеческие фигурки с подписями.
Творческое задание: написать текст с заданными персонажами, началом и концовкой. (у Моря Литературы есть три локона - Эпос, Лирика, Драма… и оставил Раковину, да и назвал ее Лиро-Эпикой. Время шло, локоны росли - у Лиро-Эпики появились новые волосы…).
2
34
Басня
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
35
Калейдоскоп праздников: Новый год
Литературная мастерская к Новому году.
1
36
Баллада
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
37
Калейдоскоп праздников: Рождество Христово
Литературная мастерская к Рождеству Христову.
2
38
Поэма
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
39
Марш
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
40
Культурный кругозор читателя и начинающего писателя / поэта.
Дискуссия: "Каким должен быть читатель?" Комментированное чтение произведений.
1
41
Драматические жанры.
Драматические жанры (презентация). Составляем родословное древо на доске и на листах - используем маски с подписями.
Творческие задания: произнести одну и ту же фразу с разными интонациями; разбиться на 3 группы и театрализовано представить Комедию, Трагедию и Драму так, чтоб каждый мог догадаться, какая особа перед ним (выступить может 1 человек от группы, но текст, мимику и жесты продумывают все); вы попали в царство Комедии, Трагедии или Драмы - опишите королевство и свои ощущения, что творилось вокруг вас и с вашим непосредственным участием.
2
42
Комедия
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
43
Трагедия
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
44
По книжным просторам
Литературные чтения. Рассказ о недавно прочитанном, заинтересовавшем. Анализ, обсуждение.
1
45
Драма
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
1
46
Путь драматурга
Запиши сценки с диалогом. Сделай персонажей узнаваемыми.
1
47
Мелодрама
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
48
Водевиль
Особенности жанра. Анализ классического произведения. Творческая мастерская.
2
49
Словесный портрет
Творческая мастерская «Опиши соседа».
1
50
Текст о тексте.
Виды и особенности критических статей.
1
51
Любимые звезды литературного небосклона
Чтение, обсуждение, критическая и л/ведческая работа - подметь особенность; письменная рефлексия (эссе, произведение по мотивам)
1
52
Самая смешная история
Творческая мастерская
1
53
Калейдоскоп праздников: День защитника отечества.
Литературная мастерская к Дню защитника отечества.
1
54
Сочиняем и играем
Создание волшебных сказок и их инсценировка.
2
55
Калейдоскоп праздников: 8 Марта
Литературная мастерская к 8 Марта.
1
56
Книги-юбиляры. Прочтем и обсудим
Чтение. Анализ. Обсуждение. Критическая и л/ведческая работа - подметь особенность; письменная рефлексия (эссе, произведение по мотивам).
2
57
Случай из жизни
Творческая мастерская
1
58
Калейдоскоп праздников: Пасха
Литературная мастерская к Пасхе.
1
59
Конструктор тайны
Создание загадок.
1
60
Подготовка сборника
Обсуждение творческих работ. Оценка. Голосование. Отбор. Название сборника. Рубрики.
2
61
Выпуск сборника
Дизайн. Верстка. Иллюстрирование.
2
62
Калейдоскоп праздников: 9 Мая
Литературная мастерская к 9 Мая.
2
63
Калейдоскоп праздников: День славянской письменности
Литературная мастерская к Дню славянской письменности. Письмо потомкам, инопланетянам.
1
64
Проект литературной гостиной к Дню славянской письменности.
Творческие задумки. Подбор текстов.
1
65
Подготовка литературной гостиной к Дню славянской письменности.
Разработка сценария. Распределение ролей.
1
66
Подготовка литературной гостиной к Дню славянской письменности.
Репетиция (выразительной чтение, инсценировка).
2
67
Подготовка литературной гостиной к Дню славянской письменности.
Репетиция (выразительной чтение, инсценировка).
1
68
Литературная гостиная, посвященная Дню славянской письменности.
Художественное исполнение и инсценировка классической литературы и произведений собственного сочинения.
2
69
Калейдоскоп праздников: День защиты детей
История праздника. Творческая мастерская.
1
70
Подведение итогов.
Круглый стол. Наши достижения. Идеи и предложения. Награждение. Вручение сборника.
1
71
Всего часов
105
Третий год обучения
№
Дата
Тема занятия
Содержание занятия
Количество часов
1
Вводное занятие
Беседа. Чтение и обсуждение творческих работ, созданных за лето.
Составляем стихотворение из коллективных летних ассоциаций. Один день из жизни любого жанра.
Чтение. Анализ.
2
2
Направления в литературе.
Понятие. Перечень. Время возникновения направлений. Рисуем карту страны «Литература». Два слоя.
3
3
Классицизм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
4
Сентиментализм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
5
Любимые звезды литературного небосклона
Чтение, обсуждение, критическая и л/ведческая работа - подметь особенность; письменная рефлексия (эссе, произведение по мотивам)
2
6
Реализм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
3
7
Калейдоскоп праздников: День учителя
Литературная мастерская к Дню учителя.
2
8
Романтизм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
9
Модернизм зарубежный
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
3
10
Не задувай свечи…
Творческая мастерская (эссе, философская лирика по теме занятия)
2
11
Модернизм русский
Отличительные признаки.
Течения. Творческая мастерская.
3
12
Символизм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
13
Акмеизм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
14
Книги-юбиляры. Прочтем и обсудим
Чтение. Анализ. Обсуждение. Критическая и л/ведческая работа - подметь особенность; письменная рефлексия (эссе, произведение по мотивам).
2
15
Футуризм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
2
16
Постмодернизм
Отличительные признаки, жанры, имена, произведения (презентация + буклеты).
В каком ключе творишь ты? Творческая мастерская.
3
17
Мир произведения
Элементы композиции. Образ автора, лирического героя, персонажа. Портрет, пейзаж, вещь. Время и пространство. Творческая мастерская.
8
18
Экранизация классики
Анализ экранизации произведения или отрывка из него. Подготовить сценарий по произведению или отдельному отрывку. Проанализировать, изменится ли композиция отрывка или произведения и какими соображениями можно оправдать изменения композиции?
Какие купюры необходимо будет сделать в прозаическом тексте и какими специфическими особенностями кино вызвана необходимость этих купюр? Какими средствами, специфическими для кино, можно восполнить потери, связанные со сделанными купюрами?
Обсудить режиссерский план по сделанному сценарию.
3
19
Калейдоскоп праздников: День матери
Литературная мастерская к Дню матери.
2
20
Произведения современников
Беседа под непосредственным впечатлением от прочитанного, откровенный обмен мнениями, спор, текстуальный анализ.
5
21
Калейдоскоп праздников: словом встретим Новый год
Литературная мастерская к Новому году.
2
22
Калейдоскоп праздников: Рождество Христово
Литературная мастерская к Рождеству Христову.
2
23
Критика 21 века о современниках
Подбор рецензий на одно произведение. Чтение. Обсуждение. Сравнение различных трактовок. Выбор наиболее глубокого анализа.
2
24
Текст о тексте.
Виды и особенности критических статей.
2
25
Мастерство перевоплощения
Рассказать фабулу произведения от имени одного из его героев.
3
26
Белгородское литературное пространство 21 века.
Основные имена, направления. Чтение текстов наших земляков.
Обсуждение. Анализ. Творческое задание: отзыв, обзор, произведение по мотивам.
3
27
Покритикуем критиков
Чтение, обсуждение и анализ критических статей о творчестве писателей Белогорья.
2
28
Мир вокруг нас
Творческая мастерская
1
29
Калейдоскоп праздников: День защитника отечества.
Литературная мастерская к Дню защитника отечества.
3
30
Калейдоскоп праздников: 8 Марта
Литературная мастерская к 8 Марта.
3
31
Калейдоскоп праздников: Пасха
Литературная мастерская к Пасхе.
2
32
По книжным просторам
Литературные чтения. Рассказ о недавно прочитанном, заинтересовавшем. Анализ, обсуждение.
2
33
Слова и музыка
Сравнить разные романсы или песни на одни и те же стихи. Как отразилась на музыкальной трактовке стихов эпоха, в которой написана музыка? Чем отличается трактовка стихов в музыке разных композиторов? Чья музыкальная интерпретация произведения вам ближе и почему?
3
34
Калейдоскоп праздников: 9 Мая
Литературная мастерская к 9 Мая.
2
35
Подготовка сборника
Обсуждение творческих работ. Оценка. Голосование. Отбор. Название сборника. Рубрики.
3
36
Выпуск сборника
Дизайн. Верстка. Иллюстрирование.
2
37
Проект литературной гостиной «Трещина мира пролегла через сердце поэта…»
Творческие задумки. Подбор текстов.
2
38
Подготовка литературной гостиной «Трещина мира пролегла через сердце поэта…»
Разработка сценария. Распределение ролей.
2
39
Подготовка литературной гостиной «Трещина мира пролегла через сердце поэта…»
Репетиция (выразительной чтение, инсценировка).
3
40
Литературная гостиная «Трещина мира пролегла через сердце поэта…»
Художественное исполнение и инсценировка классической литературы и произведений собственного сочинения.
1
41
Калейдоскоп праздников: День славянской письменности
Литературная мастерская к Дню славянской письменности. Письмо потомкам, инопланетянам.
2
42
Калейдоскоп праздников: День защиты детей
История праздника. Творческая мастерская.
2
43
Подведение итогов.
Круглый стол. Наши достижения. Идеи и предложения. Награждение. Вручение сборника.
2
44
Всего часов
105
Список использованной литературы для учителя.
-
И. Е. Каплан. Анализ произведений русской классики.
-
Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности.
Д. Д. Воронцов, А. П. Маслов. Любителям российской словесности.
Е. Эткинд. Разговор о стихах.
Е. В. Карсалова. "Стихи живые сами говорят…" -
Д.Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», М., 1993
-
Д.И.Архарова, Т.А.Долинина «Речь и культура общения», Сократ, 2001
-
А.Г.Кутузов «Как войти в мир литературы», методические рекомендации для учителя, М., 2001
-
В.Биллевич. В стране перепутанных сказок, Самовар,2007
-
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991
-
Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. - М., 1997.
-
Суворова Е.Б. Литература как искусство. - М., 2002.
-
Лосева Л.М. Как строить текст. - М., 1980.
-
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М., 1986.
-
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. - М.: 1992.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации - М.,1996.
-
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1996.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.,1981.
-
Готовимся к Единому экзамену.- М.: Дрофа, 2003.
-
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Почему так не говорят по-русски? -М.,1999.
-
Розенталь Р.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.: Оникс 21 век. 2001.
-
Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителя / Под редакцией В.Д. Бондалетова.- М.: Просвещение, 1978.
-
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб.:МИМ, 1997.
-
Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии подростка».
-
Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения»
-
В.Н.Яхонтов. «Театр одного актёра».