Пояснительная записка к методсеминару

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы

Николаева Полина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Хорулинская СОШ имени Е.К.Федорова»

МР «Нюрбинский район» РС(Я)

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.

Слайд 2. Основная идея, заложенная во ФГОС, - идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности - дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Слайд 3. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Обучение в сотрудничестве

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Слайд 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностной, социально значимой проблемы». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Слайд 5. Приводится определение проектного обучения

Слайд 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ.

1.В чем сущность проектного обучения?

Проектирование относится к роду человеческой деятельности и понимается как интеллектуальная деятельность, связанная с умственной подготовкой предстоящих целеустремленных действий человека.

Проектное обучение - представляет собой разновидность развивающего обучения, базирующегося на самостоятельном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения необходимых базовых знаний, умений и навыков.

2.История возникновения метода проектов.

Этот метод возник в 20-е годы ХХ столетия в США иназывался методом проблем, разработан педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Согласно этому методу обучение предлагалось строить на активной основе, через целесообразную деятельность обучаемого в соответствии с его личным интересом в этой области знаний.

Последователь этого метода в России С.Т.Шацкий. И в настоящее время широко применяется педагогами-новаторами.

Метод проектов - это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний и применение их при решении возникших проблем.

3.Какие требования предъявляются к методу проектов?

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

4.В чем заключается достоинство метода проектов?

а/ важности приобретения умений и навыков посредством поисковой деятельности;

б/ значимости приобретаемых знаний усилиями собственной мысли;

в/ важности знакомства с различными точками зрения на одну и ту же проблему;

г/ значимостью для развития обучаемого умений пользоваться методами научного исследования.

Слайд 7.

5.Классификация проектов.

а/ Исследовательские. Выдвижение гипотезы, исследования, аргументации актуальности темы; определение проблемы и т.п.

б/ Творческие. /Видеофильмы, репортажи и т.д./

в/ Приключенческие /игровые/. Проекты - ролевая игра.

г/ Информационные проекты. Он призван научить учащихся добывать и анализировать информацию. / Этот тип наиболее часто применяется на уроках русского языка и литературы/.

д/ Практико - ориентированные проекты. /Когда проекты внедряются в практику/.

6.Технология выполнения проекта.

Проектная деятельность учащихся проходит ряд этапов:

а/ создание мотивации;

б/ формулировка цели и выявление задач проекта;

в/ определение, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

г/ изучение, сбор и анализ информации по данной теме;

д/ планирование проектной деятельности;

е/ определение критериев, которым должен соответствовать проект;

ж/ анализ вариантов выполнения проекта на основе критериев;

з/ выбор варианта выполнения проекта.

Преподаватель при этом должен приветствовать предложенные учащимися различные варианты своих проектов на одну и ту же тему, пусть только каждый идет своим путем и обоснует его.

7. Обучение через проектную деятельность.

Одним из наиболее часто встречающихся затруднений при применении метода проекта является то, что преподавателям не сразу становится понятна идея обучения через проектную деятельность. Мы думаем, что надо пройти сначала всю тему, а потом иметь специальное время на проект. Но иногда такого времени нет. В этом случае преподаватель определяет ряд тем, которые выносятся на самостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей теме / проблеме/ и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают тему или ряд тем учебной программы. Н., обзорные темы по литературе: зарубежная - Ги де Мопассан, Г.Ибсен, Бернард Шоу; уроки поэзии - А.Майков, Я.Полонский, осетинский поэт К.Хетагуров и другие.

Учащиеся осуществляют поиск информации по своей теме и самостоятельно ее осваивают. Презентацию с комментариями демонстрируют остальным учащимся.

Но опыт показывает, что такой подход может нести в себе опасность пробела теоретических знаний учащихся. Поэтому и важно обобщение, контроль и показ презентаций остальным учащимся.

8.Выводы.

Применение метода проектов в учебном процессе свидетельствует о наличии новых форм его организации, попытках интеграции мультимедиа-материала, представленного в телекоммуникационных сетях и составленного самостоятельно, с существующим материалом учебного предмета, высокой педагогической эффективности создания простейших средств ИКТ в результате поисковой и образовательной деятельности учащихся.

Следует также отметить, что целесообразность применения таких проектов доказывает существенный дидактический потенциал современных телекоммуникационных систем и соответствующих средств ИКТ, применяемых в обучении.

Демонстрация проекта - презентации.

Слайд 8-10.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
В 6 КЛАССЕ

Урок 1. Урок- экскурсия.(М.М.Пришвин. Эпоха.Личность.)

Урок 2. Урок - практикум (М.М.Пришвин и его нравственные идеалы.)

Урок 3. Урок-беседа (герои сказки)

Урок 4. Проектная работа учащихся.(презентация)

Слайд 11-14. Проектная работа учащихся.

Слайд 15. Мы используем следующие варианты применения ИКТ:

  • создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем),

  • работа с ресурсами Интернет,

  • работа с интерактивной доской,

  • использование готовых обучающих программ,

  • разработка и использование собственных авторских программ.

Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению, просматриваем фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат аудио-записи.

Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников.

Это может быть заочная экскурсия по литературным местам, знакомство с творчеством писателя, подготовительная работа к сочинению по картине…

И эта работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельной работы по поиску информации, включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

Таким образом, вышеизложенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Использование современных технологий формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.



© 2010-2022