• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья на тему: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

31

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА




Статья на тему: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Овчаренко Елена Владимировна

преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Горловский колледж промышленных технологий и экономики», специалист высшей категории





Основные вопросы статьи:

1. Сущность и актуальность дистанционного обучения

2. Модели дистанционного обучения

3. Формы и методы дистанционного обучения

4. Характеристика и составляющие дистанционного образования

5. Дистанционные технологии

6. Оценка эффективности педагогических технологий


Статья на тему: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ОСОБАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

У ученика всегда есть мимолетный интерес к новому.

Задача учителя - через этот мимолетный интерес показать красоту и гармонию мира в этой точке, тогда мимолетный интерес превращается в стремление познавать мир через эту точку входа.


Сергей Курганов



Дистанционное образование (ДО) не является панацеей от всех проблем в современном образовании, поскольку еще не полностью использованы ресурсы интернет-технологий и возможности электронного обучения. Бесспорным остается одно - ДО дает прекрасную возможность человеку учиться всю жизнь в индивидуальном темпе, вне зависимости от времени и местонахождения в пространстве и во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.

Сегодня специалисты по стратегическим проблемам образования называют дистанционную форму обучения, образовательной системой XXI века и в мире на нее делается огромная ставка. Почему? По данным зарубежных экспертов к концу XXI века минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО вдвое дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров ДО свидетельствует, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат при дневной форме обучения. Относительно низкую себестоимость обучения обеспечивают высокая концентрация материала и его унификация, ориентация на большое количество обучающихся, более эффективное использование учебных площадей и технических средств. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Так как новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, по- строить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно.

Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом - для гражданина мира». В этом контексте ДО, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы ДО, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства. В результате высокого кон- курса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы, а в переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Таким образом, примерно две трети взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. Решать же эти задачи возможно только с помощью дистанционных образовательных технологий.

ДО войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки специалистов высокого уровня. Так как она позволяет реализовать два основных принципа современного образования - «образование для всех» и «образование через всю жизнь». И это объективная реальность. Ряд университетов, таких как Cambridge University, Harvard University, MIT, New York University, да и другие престижные вузы мира, вот уже не- сколько лет применяют дистанционные технологии в разных областях деятельности. Компьютерные технологии успели проникнуть во многие сферы деятельности человека, изменив привычное восприятие мира. Всемирная компьютерная сеть связала отдаленные уголки планеты в единое виртуальное пространство, по- дарив свободу коммуникации людям, географически удаленным друг от друга. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при ДО зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред.

Дистанционное обучение - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[4].

Дистанционное обучение - это составляющая «дистанционного образования», деятельность обучающего: педагога и образовательного учреждения. Правда, при широком понимании «обучения» - как, например, «совместной целенаправленной деятельности учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание», приведённый аргумент теряет силу, поскольку границы между «обучением» и «образованием» попросту стираются и они становятся синонимами. Задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

- среды передачи информации;

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Интерактивные возможности используемых в системе ДО (СДО) программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Развитие телекоммуникационных систем и глобализация в сфере образования привели сегодня к взрывному росту числа программ дистанционного обучения.

Специфика дистанционного обучения предполагает замену традиционных педагогических технологий современными, отражающими тенденции развития мировой системы образования. На II Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" в 1996 году обозначены цели развития и применения информационных технологий в образовании:

- развитие технологий и средств для когнитивного обучения, интеллектуального сотрудничества обучаемых и обучающихся;

- изменение ролей преподавателей и учащихся, способствующих переходу от распространения знаний к творческому сотрудничеству и сотворчеству, переходу к педагогу-наставнику, руководителю обучения, при этом распространение знаний перепоручается информационным технологиям;

- содействие НИТ для индивидуализации и дифференциации обучения, контроля знаний, стимулируя активизацию деятельности участников учебного процесса;

- развитие дистанционного обучения, создание "мегауниверситетов", "открытого образования";

- исключение неравенства в доступе к информационным ресурсам и информационным технологиям;

- стимулирование пилотных проектов для апробации новых методов преподавания в рамках использования НИТ в образовании, с проведением сравнительного анализа результатов применения традиционной педагогики и систем образования, основанных на НИТ, их влияния, положительного и отрицательного и последующей корректировкой учебных планов;

- недопустимость информомании, т.е. использования информационных технологий только ради самого их использования.

Существуют разные модели дистанционного обучения и организация учебного процесса будет, естественно, меняться, в зависимости от той или иной модели. Однако, в любой модели дистанционного обучения используются современные педагогические технологии, отражающие принципы личностно-ориентированного подхода, конструктивизма:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- дискуссии;

- "портфель ученика".

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах сотрудничества не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). Иногда необходимо соблюдать один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве - разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется преподавателю по электронной почте. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу, обсуждая возможные варианты. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, учащиеся обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений или в Форуме, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение. Здесь, конечно, есть разница с очным обучением.

На этапе формирования навыка в дистанционном обучении каждому ученику дается свое задание, но вместе эти задания составляют одно общее, групповое задание, которое и подлежит оценке. Ученики могут по ходу выполнения своих заданий обсуждать возникающие затруднения друг с другом по электронной почте. Но они должны быть согласны с решением каждого выполненного задания и выполнить общее. Обучаемые могут пользоваться информационными источниками по указанным Вами адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений.

Если курс является частью информационно-образовательной среды, задача учащихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих "иконок" на экране монитора, найти нужную информационную зону и необходимый материал.

Обучение в сотрудничестве в малых группах не означает уравнивания студентов. Эти группы служат для взаимодействия, взаимопомощи и взаимной ответственности. Одна оценка за выполненную работу позволяет добиться этого. Вместе с тем, у студентов есть много других возможностей проявить свою индивидуальность, свои способности и достижения через участие в телеконференциях, написание рефератов, выполнение практических работ, при работе над проектом.

Надо сразу оговориться, что учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее проблемные ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой.

Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы. Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста на любом носителе в зависимости от используемой модели обучения.

Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. В этом отношении курс, размещенный на CD- диске предоставляет больше возможности именно в этом плане. Звуковые файлы компакт-дисков позволяют решать целый ряд дидактических задач. В сетевых курсах звуковое сопровождение используется пока только эпизодически. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя.

Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание учеников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для всех детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно.

Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Надо только помнить, что это этап ориентировки, а не применения. Поэтому и задания должны быть направлены на проверку понимания вводимого понятия, грамматического явления, закона, пр.

Следующий шаг в познании - формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется преподавателю и оценивается им одинаково для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания, и не имея возможности обучаться очно.

Свои первые мысли по поводу изученного ученики могут занести на свою веб-страничку ("Портфель ученика"), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов. Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для ученика и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная задача, поисковая, исследовательская деятельность, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью Доски объявлений, телеконференции (off-line), разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей веб-страничке. Именно здесь, на этом этапе весьма уместно провести телеконференцию в режиме on-line, которая бы объединила всю группу обучаемых для обсуждения общей проблемы, проекта, используя материалы офф-лайновой конференции, веб-страничек учащихся. Модератором такой конференции выступает преподаватель. Там, где это возможно, уместно будет провести видеоконференцию. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Несколько слов о методе проектов, точнее о телекоммуникационных проектах. В каких случаях уместно использовать телекоммуникационные проекты и какие это могут быть проекты? Сразу оговоримся, что при работе над проектом используется более свободная групповая деятельность учащихся. Это тоже малые группы, но они могут быть по 4-5 человек.

Все члены группы имеют собственную роль (часть работы) в общем проекте, за которую они отвечают перед всей группой. Все решения принимаются на основе компромисса, т.е. согласия всех участников группы. Однако, может быть и индивидуальная, но аргументированная точка зрения отдельного студента. Вот это и есть, с нашей точки зрения, collaboration. Совместная деятельность учащихся так же структурирована, но свобода принятия решения действительно большая, чем при обучении в сотрудничестве. В данном случае группы формируются по "интересам", т.е. в соответствии с тем, какую из предложенных на этапе "мозговой атаки" гипотез они разделяют и готовы исследовать. Очень важно определиться, какой именно проект планируется к реализации. Для этого необходимо ориентироваться в типологии проектов. Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за социально-экономическим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр;

- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

- предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи:

Важным признаком классификации дистанционного обучения является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, рассмотрим эти методы:

  1. Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей, репетиторов, консультантов, научных и технических руководителей (самообучение). Для осуществления этого метода преподавателями, репетиторами по физике, математике и др. наукам, консультантами школьников и студентов, научно-техническими руководителями, оказывающими помощь в подготовке диссертаций, создаются и подбираются различные образовательные ресурсы: печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).

  2. Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, консультируемого студента или школьника, клиента, нуждающегося в научно-технических услугах, соискателя научной степени с одним преподавателем, репетитором, консультантом или научным и техническим руководителем (обучение «один к одному»). Этот метод может реализоваться в дистанционном обучении в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Скайп.

  3. Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Данный метод используется педагогом, репетитором, консультантом школьников и студентов, когда обучаемых и консультируемых целая группа, они примерно одинаково подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Например, это происходит при подготовке школьников репетитором по физике, математике и др. наукам к ЕГЭ, или же при консультировании студентов по высшей математике, физике и др. наукам. Этот метод, свойственный традиционной образовательной системе, получает новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными лекциями, т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений. Электронная лекция, которую готовят и подбирают преподаватели, репетиторы по физике, математике и др. наукам, консультанты студентов и школьников может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, подготавливающих обучаемых к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетных ученых.

  4. Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Именно этот метод, который ориентирован на групповую работу студентов, школьников, клиентов, нуждающихся в научно-технических услугах, представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. Именно этот метод предусматривает широкое использование исследовательских и проблемных способов обучения. Метод обучения в сотрудничестве появился как альтернативный вариант традиционной аудиторно-лекционной системе. В едином процессе такого метода объединяются три идеи: обучение в коллективе, взаимооценка, обучение в малых группах. Роль преподавателя, репетитора, консультанта, научного и технического руководителя при таком обучении сводится к тому, что он задает тему для студентов, школьников либо для соискателей научных степеней (ставит учебную задачу), а далее он должен создать и поддерживать такую благоприятную среду общения и психологический климат, при которых обучаемые могли бы работать в сотрудничестве. Преподаватель, репетитор по математике и физике и др. наукам, консультант или научный и технический руководитель несет ответственность за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем. Обучение в сотрудничестве может иметь различные формы.. Рассмотрим их:

  5. Метод проектов предполагает комплексный процесс обучения, позволяющий обучаемому, репетируемому школьнику или студенту, а также консультируемому клиенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов обучаемых, умений самостоятельно формировать свои знания. Этот метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, консультируемых и репетируемых (индивидуальную, парную, групповую), которую обучаемые выполняют в течение определенного отрезка времени.

  6. Метод проблемного обучения основан на рассмотрении сложных познавательных задач, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В процессе проблемного обучения внимание учащихся, репетируемых студентов, школьников, консультируемых соискателей научных степеней, нуждающихся в помощи подготовки диссертаций, фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем. Образовательный процесс строится вокруг обучаемого, репетируемого и консультируемого, вся работа организуется в малых группах. Роль преподавателя, репетитора по физике, математике и др. наукам, консультанта соискателей научных степеней, научного и технического руководителя, осуществляющего помощь в написании диссертаций, сводится к наблюдению и поддержке, но не более.

  7. Исследовательский метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, широкого использования арсенала методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. Этот метод особенно эффективен в применении при консультировании студентов во время написания ими научных работ, соискателей научных степеней, нуждающихся в помощи подготовки диссертаций, клиентов, обратившихся за предоставлением научно-технических услуг. При этом консультант или научный и технический руководитель должен обеспечить, чтобы тематика исследовательских проектов отражала наиболее актуальные проблемы развития предметной области а также учитывать их значимость для развития исследовательских навыков обучаемых и консультируемых.

Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме оффлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

  1. Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

  2. Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;

  3. Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

Преподватели цикловой комиссии профессиональной учетно-экономической подготовки используют следуюшие формы дистанционных занятий:

1. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

2. Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

3. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

4. Телеконференция - проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанционные аналоги учебным контактам, но и в ряде случаев существенно расширяют их возможности.

Преподаватели экономических дисциплин расширяют возможности студентов за счет применения различных форм дистанционного обучения, которые применяются при проведении:

  1. Дистанционные эвристические олимпиады. Наиболее интенсивной, массовой и успешной сетевой формой творческого развития школьников и студентов являются дистанционные эвристические олимпиады. Такие олимпиады проводятся по всем общепрофессиональным дисциплинам среди студентов 2-3-х курсов

  2. Дистанционные проекты креативного типа. Образовательное взаимодействие дистанционных студентов при этой форме дистанционного обучения организуется для решения творческих задач. Данная форма очень эффективна при написании студентами, нуждающимися в научно-технических услугах, научных работ и исследований. Консультант студентов, ставит цель работы и задачи исследования. В перспективе правильная организация педагогом, этой формы дистанционного обучения, приводит к развитию исследовательских способностей обучаемых, репетируемых и консультируемых. Так же этому способствует выполнение и он-лайн-защита творческих работ (проектных, курсовых).

  3. Конкурсы на лучшего дистанционного студента;

Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для взрослых студентов:

1. Структура курса. Качественная программа дистанционного образования не просто копирует программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Курс должен быть тщательно организован таким образом, чтобы целенаправленно вовлекать студента. При этом, многие учащиеся начинают чувствовать, что они больше вовлечены в процесс обучения, чем они когда либо были вовлечены, обучаясь очно. Структура курса должна предоставлять большие возможности управлять процессом обучения, чем это было бы возможно при дневной форме обучения. Курс должен быть сконцентрирован на учащемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.

2. Средства и способы коммуникации. Программа дистанционного образования может предполагать целый набор способов доставки информации, включая обычную почту, телефон и факс, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио и видео конференции. Способы связи должны максимально соответствовать стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными. Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Средства доставки информации в этом случае включают интерактивное телевидение и видеоконференции. Асинхронные способы, в противоположность синхронным, отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса. Программы, использующие асинхронные способы взаимодействия предполагают использование Интернета, электронной почты, видеокассет и обычной почты.

3. Поддержка и контакт со студентами. В противоположность представлениям многих, студенты, обучающиеся по хорошей программе дистанционного образования не должны чувствовать себя изолированными друг от друга. Качественная программа подразумевает множество способов и приемов для создания настоящей атмосферы взаимодействия. Выбирая программу дистанционного образования, спросите, каким образом студенты получают помощь и поддержку от своих инструкторов. Должна существовать онлайновая поддержка чатов и форумов, онлайновые информационные доски, онлайновые магазины и другие средства консультирования и поддержки студентов.

Основные характеристики дистанционного обучения:

1. Детальное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебных материалов).

2. Интерактивность (между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение).

3. Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности)

4. Модульная структура дистанционного обучения (обучаемый должен иметь возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю).

Составляющие дистанционного образования

Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:

1. Учебный центр (учебное заведение), осуществляющий необходимые функции организационной поддержки, также именуемый как провайдер дистанционного обучения;

2. Информационные ресурсы - учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;

3. Средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные и др.);

4. Преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные курсы, именуемые тьюторами;

5. Обучающиеся по-прежнему называемые студентами.

Для организации и правильного функционирования системы дистанцион­ного образования необходимо выполнять следующие основные функции:

- поддержка учебных курсов;

- доставка учебного материала студентам;

- поддержка справочных материалов (библиотека);

- консультации;

- контроль знаний;

- организация общения студентов (коллективные формы обучения).

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения наиболее часто используются следующие технологии: кейс-технология и сетевые технологии.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоя­тельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществ­ляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом.

К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, ис­пользующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. В интернет-технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Возможность связи "многих-со-многими" является принципи­альным отличием интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения.

Сегодня, бесспорно, самым современным и перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-технологии. Однако, говоря о дистанционном образовании как об эффективной системе, интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями. Содержательная часть курса (content) может и должна поставляться на дисках, что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. А Интернет целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии.

Дистанционное обучение будет эффективно обеспечивать профессиональное образование студентов промышленного колледжа, если теоретическая модель его организации:

- основывается на научно обоснованных концептуальных положениях и принципах, отражающих социально-экономические реалии, потребности личности, инновационные процессы в образовании и специфику среднего профессионального образования;

-учитывает этапы и логику непрерывного цикла профессиональной подготовки специалистов среднего звена;

- содержит блоки целей, содержания, методов и средств (в том числе, специфичные средства информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий);

- -включает критерии, показатели и уровни качества профессионального образования, полученного студентами;

- -сопровождается нормативно-организационным, учебно-методическим и кадровым обеспечением, позволяющим эффективно реализовывать её на практике.

Основным критерием оценки качества применяемых педагогических технологий, в том числе и при дистанционной форме обучения, становится не сама по себе сумма полученных знаний, а умение человека применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач. Однако на сегодняшний день в полной мере выявить достижение этой цели не представляется возможным. При этом одна из задач состоит в оценке качества педагогических технологий

Оценка эффективности педагогических технологий дистанционного обучения, имеющая важное значение при организации образовательных программ, основанных на технологиях дистанционного обучения, нами проведена на примере учебно-производственных планов физического факультета ТГУ (специальность "физика", специализация "информационные технологии в образовании") и биолого-почвенного факультета (специальность "экология"), реализуемых в филиалах Томского государственного университета по дистанционной технологии. Рассмотрены основные дисциплины, отражающие особенности организации учебно-педагогической деятельности при изучении физико-математических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин с использованием технологий дистанционного обучения.

В основу расчетов положены организационные формы учебной деятельности, дифференцированные по технологиям их проведения для дистанционного обучения. Объем учебной нагрузки преподавателей и студентов выражается в почасовом эквиваленте для того, чтобы его можно было привести к очной форме обучения. Поэтому в качестве базовых взяты нормативы для очной формы обучения с общим объемом нормативной нагрузки студента 54 часа в неделю. В связи с этим, происходит изменение соотношения реальной ("контактной") нагрузки преподавателя и объема самостоятельной работы студентов (СРС) при сохранении нормативной учебной нагрузки студентов в процессе обучения.

При определении почасовой нагрузки необходимо учитывать, что для усвоения теоретического лекционного материала при дистанционном обучении используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая сетевое консультирование, осуществление текущего контроля, проведение компьютерного тестирования, работу с мультимедиа курсами и другими учебно-методическими материалами. Аналогичная поддержка существует и в практических занятиях. В системе дистанционного обучения для проведения практических занятий применяются не только традиционные аудиторные занятия, проводимые обычно под руководством тьютора, но и сетевые консультации, работа с тренажерами, осуществление контроля и самоконтроля.

Анализ учебно-производственных планов позволяет проследить соотношение учебной нагрузки студентов и преподавателей при дистанционном и очном обучении по формам организации учебной деятельности.

Проведение лекций, практических и семинарских занятий, лабораторного практикума при дистанционном обучении сопровождается сокращением непосредственных аудиторных занятий и перераспределением дидактических функций между организационными формами учебной деятельности. Часть задач по усвоению теоретического материала и выработке практических навыков решается с помощью консультаций и контроля, которые также расширяют свои дидактические возможности.

Проведенные расчеты показали, что при сохранении нормативной учебной нагрузки студентов (54 часа в неделю) затраты рабочего времени преподавателя при дистанционном обучении в отношении к очному обучению по формам учебной деятельности существенно изменяются и составляют:

  • для лекций - 19-34 %;

  • для практических занятий - 44-72 %;

  • для семинаров - 41 %;

  • для лабораторных работ - 89 %;

  • для консультаций - 47-100 %;

  • для текущего и промежуточного контроля - 50-89 %;

  • для итогового контроля - 100 %;

  • для НИРС - 100 %.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что общее сокращение нагрузки преподавателя при дистанционном обучении происходит, главным образом, за счет сокращения лекционных и частично практических занятий. В этих формах организации учебного процесса мы наблюдаем наиболее высокие коэффициенты эффективности работы преподавателя: 66-81 % по лекциям и 28-59 % по семинарским и практическим занятиям. Коэффициент эффективности при проведении практических занятий по решению задач, например, при дистанционном обучении составляет от 28 до 56 % по отношению к очным практическим занятиям. Эффективность достигается, главным образом, за счет использования компьютерных тестирующих программ, а также других организационных форм и технологий для решения задач, стоящих обычно перед практическими занятиями.

Более низкий коэффициент эффективности при проведении лабораторных работ (11 %) объясняется спецификой этой формы учебной деятельности, предполагающей обязательные аудиторные занятия. При этом основная нагрузка по проведению лабораторного практикума при дистанционном обучении ложится не на преподавателя, а на тьютора. Функции преподавателя теперь главным образом заключаются в том, чтобы подготовить методическое обеспечение и поддерживать учебный процесс консультациями.

В целом, произведенные расчеты нагрузки преподавателя по организации практических занятий всех видов показали, что объем реальной нагрузки преподавателя на практических занятиях при дистанционном обучении остается достаточно высоким в сравнении с другими формами учебной деятельности.

Проведенный анализ показывает и изменение объемов консультаций при дистанционном обучении. На проведение общих текущих консультаций по учебной дисциплине при ДО отводится значительно меньше времени, чем при очном обучении: коэффициент эффективности составляет до 53 % в зависимости от дисциплины и общего объема курса. При этом общее количество консультаций увеличивается за счет проведения специальных тематических консультаций, позволяющих создать систему поддержки учебного процесса при изучении теоретического и практического материала.

Эффективность текущего и промежуточного контроля измеряется 11-50 %, что зависит от характера дисциплины и степени разработанности учебно-методических материалов.

Результаты проведенного анализа показывают, что в целом при дистанционном обучении происходит сокращение реальной нагрузки преподавателя за счет использования информационных технологий, но при этом сохраняется значительная доля групповых занятий, реализуемых как в традиционной аудитории под руководством преподавателя или тьютора, так и с помощью on-line технологий (сетевые семинары, консультации, коллоквиумы).

Общий объем групповых занятий при дистанционном обучении составляет 26-43 % от объема групповых занятий при очном обучении. При этом необходимость в организации групповых занятий при изучении естественнонаучных и физико-математических дисциплин значительно выше, чем гуманитарных.

При расчетах нами не рассматривались нормативы для итогового контроля и научно-исследовательской работы студентов. Мы исходим из того, что при дистанционном обучении нормативы на организацию этих форм деятельности не меняются в сравнении с очным обучением. Эффективность дистанционного обучения здесь равна нулю. Даже при использовании информационных технологий и проведении зачетов и экзаменов в сетевом режиме объем временных затрат преподавателя и студентов не сокращается.

Произведенные расчеты показали, что при дистанционном обучении возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. В очном учебном процессе доля СРС составляет 50 % от аудиторной нагрузки по дисциплине. При очном обучении проведение консультаций и контрольных работ включается в нагрузку преподавателя в качестве дополнительных к аудиторным учебным часам. Для студента же эти две формы учебной деятельности составляют часть времени, отводимого на СРС. Таким образом, с учетом часов, отводимых на консультации, эта доля уменьшается до 40-45 %. При дистанционном обучении доля СРС по отношению к организованным формам учебной деятельности резко увеличивается, превышая их объем в 1,25-2 раза. Реально именно увеличение доли СРС приводит к уменьшению нагрузки преподавателя и снижению затрат на организацию учебного процесса.

Таким образом, при дистанционном обучении принципиально меняется соотношение самостоятельной и организованной работы студентов в учебном процессе. Если при очном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 30-33 %, то при дистанционном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 55-68 %. При этом наиболее существенно увеличение объемов СРС при изучении гуманитарных дисциплин, что объясняется, в частности, более широкими возможностями их формализации. Сокращаясь в объеме, усложняется деятельность преподавателя по сопровождению учебного процесса. Это вызвано увеличением доли СРС, которая является важным элементом учебного процесса и требует управления со стороны преподавателя или тьютора.

Дистанционное образование имеет ряд неоспоримых преимуществ. Электронное обучение не требует физического присутствия студента в месте учебы. Можно жить где угодно, главное иметь доступ к Интернету и желание учиться. Немаловажно, что внедрение дистанционного обучения поможет организовать учебу людей, которым раньше она была недоступна из-за различных физических недостатков. Теперь же человек с ограниченными физическими возможностями, но с нормальными интеллектуальными данными сможет жить полноценной жизнью, получить образование, а затем найти работу также связанную с применением информационных технологий.

Расходы, необходимые на обучение студентов дистанционно, на порядок ниже очной формы. Занятия можно начинать, как правило, в любое время, не дожидаясь комплектации групп, что является весомым фактором

Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

- эффективности обратной связи.

Иначе говоря, эффективность дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения иностранному языку, чтобы его можно было рассматривать как эффективное. Дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов; ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения - интерактивность. Дистанционное обучение должно обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать возможность группового обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, т.е. интерактивное взаимодействие, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени.

Весьма важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своих действий. Обратная связь должна быть как оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки.

Важнейший элемент любого курса - мотивация; для этого нужно применять разнообразные средства и приемы.

Структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня облученности. При этом следует отметить, что модули большого объема заметно снижают мотивацию обучения.

Опыт показывает, что студенты, обучающиеся дистанционно, становятся более самостоятельными, мобильными и ответственными. Без этих качеств они не смогли бы учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются, и по окончании обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. - Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

- Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим дисциплинам.

В заключение хотелось бы предостеречь преподавателя от слишком оптимистичного, возможно, взгляда на дистанционное обучение. При всей перспективности его развития, демократичности его характера и действительно огромных возможностях, следует отдавать себе отчет в том, что для того, чтобы дистанционное обучение было эффективным, чтобы оно могло реализовать заложенный в нем уникальный потенциал, требуется очень большая работа. Это чрезвычайно трудоемкий процесс. Требуется четко продуманная программа учебного процесса, методическое его обеспечение, квалифицированные кадры. В противном случае, как это не раз уже встречалось в нашей практике, уникальные возможности, которые предоставляет нам Интернет, могут быть упущены. И мы вновь будем говорить о том, что наши надежды на дистанционное обучение не оправдались.

Таким образом, при дистанционном обучении необходимость технологической и методической координации деятельности участников учебного процесса является непременным условием организации коллективной деятельности на всех этапах реализации образовательных программ. Все это приводит к возрастанию значения организационно-методической работы, проводимой при осуществлении дистанционных образовательных программ.

Список использованных источников


  1. Андрюшкова О. В. Blended learning в программах высшего образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская // Дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития : материалы III Российской науч.-метод. конф. (Новосибирск, 4-5 июня 2009 г.). - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. - С. 11-14.

  2. Демин В.А. Развитие систем дистанционного обучения в вузах (обожение опыта и учебные рекомендации): учебное пособие. М.: МГИУ, 2010. - 288с.

  3. Войтас С.А. Справочно-информационные материалы по дистанционному обучению. М.,МГППУ, 2011. - 52с.

  4. Михеева С.А. О понятии «форма обучения». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm.

5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat dissercat.com/content/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-studentov-v-usloviyakh-promyshlennogo-kolledzha#ixzz3pDHjBg3y




© 2010-2022