«Веселое путешествие» (средний возраст)

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие» (средний возраст)Программное содержание:-Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет) в пределах 5, умение соотносить цифры от 1 до 5 с заданным количеством предметов.-Способствовать усвоению цифровой символики (карточки с цифрами).-Продолжить учить отвечать на вопрос полным предложением.-Развивать элементарные пространственны...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольная работа №4

1.Формирование у детей геометрических представлений.

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

На 4-ом году жизни детей мы знакомим их с кругом, квадратом, треугольником, шаром, кубом. На 5-ом году жизни детей добавляются новые фигуры - прямоугольник, овал и цилиндр. А в старшем дошкольном возрасте знакомим детей с трапецией, ромбом и пятиугольником, даем понятие «многоугольник».

Задачи по формированию представлений о геометрических фигурах.

2 младшая группа.

  • Освоение геометрических фигур и форм предметов (круглая, квадратная, треугольная), группировка их по цвету, величине, форме.

  • Различение геометрических фигур и правильное называние круга, квадрата, треугольника, куба.

  • Группировка и воссоздание из элементов плоских и объемных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, шар, куб).

Средняя группа.

  • Различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр).

  • Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).

  • Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек. Обследование фигур, выделение их основных признаков, структуры, связей (наличие углов, вершин); умение словесно описывать фигуру.

Старшая группа.

  • Преобразование геометрических фигур, воссоздание их из частей. Анализ предметов окружения, выявления сходства и различий их по сравнению с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и др.).

  • Выделение сходных и отличительных признаков геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, пятиугольник, трапеция, ромб).

  • Изображение отдельных элементов геометрически фигур (отрезок, точка).

  • Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами.

  • Составление, преобразование геометрических фигур, составление их из палочек.

Подготовительная группа.

  • Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию.

  • Классификация геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.

  • Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур.

  • Подбор по образцу и по названию предметов определенной формы. Преобразование геометрических фигур по условиям с использованием линейки, циркуля, шаблонов, трафаретов.

К 6-7 годам многие дошкольники правильно показывают форму предметов, имеющие форму круга, прямоугольника и т.д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют их.

Из опыта своей работы я могу сказать, что на первоначальном этапе детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление. Возникла проблема, как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах. На помощь пришли любимые детьми сказки, но не простые, а геометрические. Так при знакомстве с треугольником я рассказываю детям сказку. В тридевятом царстве, далеком государстве жил-был король. Король был очень добрым, и звали его Круг. У короля был сын - прекрасный принц Квадрат. Жили они хорошо и дружно. Но однажды налетел ураган и унес принца в свое королевство. Король Круг кликнул клич: «Кто спасет принца Квадрата, тот получит полцарства в награду!» Согласился один из слуг. Нашел волшебного коня и тот вмиг домчал его до королевства ветров. Прошептал слуга заклинание, стена темницы раздвинулась и принц Квадрат был свободен.

- Как тебя зовут, мой спаситель?» - спросил Квадрат.

- Меня все зовут Треугольником, потому что у меня три угла - ответил слуга.

- Какой ты смелый, Треугольник - сказал Квадрат - Я приглашаю тебя жить к нам во дворец и быть мне названным братом.

После рассказывания сказки мы с детьми исследуем фигуру, проводим пальцем по сторонам и считаем углы.

А на закрепление уже известных фигур мы вместе с детьми придумываем сказку, выкладываем фигуры и с ребятами составляем сюжет. Вот какая незатейливая сказка получилась у нас. Жил был на свете Квадрат. Он жил один и поэтому был всегда грустным. Невдалеке жил Треугольник, у него не было друзей и ему было одиноко. Однажды в лесу появился Круг и стал искать себе жилье. Сначала он увидел Квадрата и поинтересовался, почему он такой грустный, Круг предложил пойти вдвоем искать жилье. На своем пути они повстречали Треугольника, и тот рассказал как ему одиноко. И тогда Круг предложил построить домик. Прыгнул Треугольник на самый верх Квадрата и получился чудесный домик. Круг стал жить в этом домике, и больше никто никогда не грустил.

А при знакомстве с многоугольником я детям рассказываю стихотворение

Треугольник и квадрат.

Жили-были два брата:

Треугольник с Квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри:

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Но Квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я - Квадрат».

И сказал ему нежней:

«Неизвестно, что нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на стволы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился - был Квадратом,

А проснешься - без углов!»

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он - нет Квадрата.

Онемел…Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

После прослушивания стихотворения мы с детьми квадрат превращаем в многоугольник.

Такое изложение в виде сказки помогает детям легче запомнить название геометрических фигур и возможность преобразования и сочетания этих фигур.

При знакомстве с новой фигурой известные геометрические герои встречаются с фигурой, получается как бы продолжение уже знакомой детям сказки (например, прямоугольник может быть и мостом и рекой, многоугольник может быть озером, круг - солнцем, овал - облаком, лужей и т.д.).

Во время моего рассказывания дети на столе выкладывают сюжетную картину из индивидуальных наборов геометрических фигур.

Таким образом, сказочные сюжеты помогают формировать представление о геометрических фигурах.

Большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов - объемных и плоскостных. Игра - основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.

В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. Понятно, что с каждой возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту. Но, к сожалению, игр на формирование представлений о геометрических фигурах в готовом варианте не так уж много, поэтому мною были сделаны такие игры как, игра для детей 4-го года жизни «На что похоже?» помогает различению и называнию геометрических фигур.

- «Составь квадрат» учит составлять квадрат из частей.

- «Продолжи ряд» помогает закрепить знания о геометрических фигурах, развивает логическое мышление.

Для детей средней группы предлагаются такие игры, как «Волшебные фигуры». Детям надо составить различные силуэты из геометрических фигур. Эта игра помогает закреплению названий геометрических фигур и развитию сообразительности.

- Игра «Найди лишнюю» учит находить отличие и сходство между фигурами, развивает логическое мышление.

В старшем дошкольном возрасте детям очень нравятся игры из палочек и пластилина (вместо палочек можно использовать спички или зубочистки). Эти игры помогают запомнить объемные геометрические фигуры и лучше развить пространственное мышление. Также предлагаются детям игры на развитие логического мышления, умение сравнивать и обобщать, такие как «Заполни пустые клетки», «Найди пару», «Домик для фигуры» и др.

Вашему вниманию хочу предложить игры, которые продается в готовом варианте и также способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.

- Конструктор геометрический «Малыш-Гео» помогает закрепить знания о свойствах геометрических фигур.

- «Квадратные забавы» или «Квадраты Воскобовича». Эта игра помогает закрепить представление о геометрических фигурах и развивает воображение.

- «Чудо-головоломка» Эта игра направлена на знакомство с формами, на развитие навыков конструирования из деталей заданных геометрических фигур.

Все эти игры помогают детям познать свойства и характерные особенности геометрических фигур, увидеть их многообразие.

При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах на занятиях или в свободной деятельности я использую игровые задачи, например, «Найди отличия», «Соедини фигуры одного вида по степени увеличения их размера» и т.д.

Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических фигурах является связь с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).

Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.

Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.






1.Составить занятие по формированию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие» (средний возраст)

Программное содержание:

-Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет) в пределах 5, умение соотносить цифры от 1 до 5 с заданным количеством предметов.

-Способствовать усвоению цифровой символики (карточки с цифрами).

-Продолжить учить отвечать на вопрос полным предложением.

-Развивать элементарные пространственные ориентировки (справа - слева, над - под, вверху - внизу),

-Упражнять в умении отгадывать загадки.

-Развивать умение употреблять в речи обобщающие понятия: овощи, фрукты, геометрические фигуры.

-Закреплять приемы раскладывания и наклеивания силуэтов.

-Воспитывать интерес к занятиям, положительные эмоции от результата своей работы.

Оборудование: Цифры 1-5, карточки-билеты на поезд, силуэты овощей и фруктов, рисунок леса для формирования пространственных отношений. Силуэты для аппликации, ватман, клей. Раздаточный материал: цифры 1 -5, набор геометрических фигур.

Предварительная работа: дидактические игры «Во саду ли, в огороде», «Веселая математика», «Геометрическое лото», беседа, рассматривание иллюстраций.

Методы и приемы: игровая мотивация, работа с наглядным и раздаточным материалом, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры, аппликация.

Ход занятия

I. Организационный момент

В: Ребята вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, автомобиле, корабле).

- Молодцы. Ребята если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на чем путешествовать будем мы. Слушайте:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

Ведет всех за собой. (Поезд)

- Правильно, ребята, мы будем путешествовать на поезде.

II. Д/игра «КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ»

- Вот стоит наш поезд, ждет нас, своих пассажиров. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает вагонам? (Номеров).

- Правильно. Который это по счету вагон? (Показывает на 1-й стол, ребенок ставит цифру 1 и так, до последнего вагона).

- Молодцы! Пронумеровали вагоны, теперь они стоят по порядку. Давайте вместе посчитаем вагоны в поезде (Первый, второй, третий и т. д.).

В: Ребята, а что нужно сделать, чтобы попасть в поезд? (Купить билеты)

На разносе у воспитателя карточки с геометрическими фигурами, число которых соответствует номеру вагона. Воспитатель раздает билеты.

- Вам нужно посчитать, сколько на билете геометрических фигур - такой и номер вашего вагона.

Дети рассаживаются в свои вагоны.

- Все разместились в своих вагонах! Можно ехать!

Включается музыка.

Ш. Д /игра «Собери фрукты, овощи»

В: Первая остановка - «Деревня Простоквашино».

Дети выходят из поезда. Их встречает пес Шарик, он перепутал овощи и фрукты. Просит помочь.

В: Ребята, поможем Шарику?

- Вам нужно собрать столько овощей или фруктов, сколько фигур у вас на билете. Мальчики выполняют задание за одним столом, а за другим - девочки.

- Яна, сколько фруктов собрала? Почему?

- Владик, сколько овощей собрал? Почему?

Шарик благодарит детей: Спасибо, ребята, помогли мне. Овощи и фрукты возьмите с собой в багажный вагон. До свиданья!

IV. Дидактическая игра на наборном полотне «Магазин игрушек»

По дороге заходят в магазин.

- Ребята мы с вами зашли в «Магазине игрушек». Посмотрите сколько красивых игрушек в магазине (на наборном полотне картинки игрушек). Купить их может только тот, кто отгадает мои загадки:

1. Кручусь, верчусь, и мне не лень.

Вертеться даже целый день. (Юла)

2. Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака. (Воздушный шар)

3. Кинешь, в речку - не утонет,

Бьешь о стенку - он не стонет. (Мяч)

4. Деревянные подружки,

Все похожи друг на дружку.

В сарафанчиках цветных,

И платочках расписных.

Помогите отгадать,

Как подружек этих звать? (Матрешки)

Дети, которые отгадали загадку, покупают игрушку.

- На какой полке находится это игрушка?

- Между какими игрушками находится?

- Какого цвета игрушка?

- Какой по счету стоит?

На наборном полотне остаются игрушки.

- На верхней полке осталось сколько игрушек?

- На нижней полке осталось сколько игрушек?

Рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 - 5, лежащих около полотна.

- Ребята, магазин закрывается, а нам пора. Поезд отправляется! Дети садятся в поезд.

V. Работа с раздаточным материалом.

В: До следующей остановки очень далеко. Пока наш поезд едет, мы с вами поиграем. У каждого из вас есть набор цифр. Вам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 5.

- Молодцы, справились с заданием.

- Ой, поезд остановился. Посмотрите, куда мы приехали.

VI. Беседа по картине.

В: Остановка «Лес».

Дети выходят. Воспитатель показывает картинку леса и просит детей рассказать о том, что они видят на картине.

- Какой красивый лес!

- Что растет слева от елки? (цветы) Сколько цветов растет слева от елки?

- Кто находится справа от девочки? (бабочка)

- Над березой сколько птичек?

- Под березой сколько грибов?

- Молодцы!

VII. Отгадывание загадок (работа с раздаточным материалом).

В: Ну, что ж, ребята, пора нам домой. По дороге, чтобы нам не скучно было, будем

отгадывать загадки.

1. Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На кольцо и на колесо

Кто же я такой друзья? (круг)

2. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

3. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня (квадрат)

Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры.

VIII. Итог занятия (продуктивная деятельность детей).

- Вот и приехали. Понравилось вам путешествие? Что вы запомнили?

Чтоб на долго запомнить наше путешествие, давайте сделаем маршрут нашего

путешествия с помощью аппликации.

Дети наклеивают на ватман, где нарисован поезд и лица детей, силуэты игрушек, овощей и фруктов, грибов и цветов, которых встретили по пути.





2.Составить методические рекомендации для родителей по усвоению детьми частей суток (утро, день, вечер, ночь) для детей средней группы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (4-5 ЛЕТ)

- Продолжается работа по воспитанию у детей чуткого отношения к окружающим, бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам. Совершенствуются навыки вежливого обращения детей к сверстникам и взрослым (не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, в тактичной форме выражать несогласие, отказ, здороваться, прощаться и благодарить без напоминания).


- Расширяются представления детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы, воспитывается интерес к родному краю, городу, продолжается знакомство детей с различными праздниками.


- Формируются практические навыки: умение читать стихи, рассказывать сказки, менять интонацию в зависимости от содержания, эмоционально воспроизводить диалоги действующих лиц.


К пяти годам Ваш ребёнок:


- Должен владеть словарным запасом около 3000 слов.
- Знать свой адрес
- Уметь пользоваться предложениями из 5-6 слов.
- Учиться использовать в речи все типы предложений, в том числе и сложные.
- Уметь пересказывать знакомые сказки, рассказы, описывать впечатления, содержание картинки, рассказывать об игрушках, одежде.
- Знакомится с тем, что слова состоят из звуков, звучат по разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности.

- Учится правильно использовать в разговорной речи грамматические формы: единственное и множественное число, склонения, спряжения.
- Знает простые антонимы (большой - маленький, твёрдый - мягкий).
- Учится пользоваться прошедшим, настоящим и будущем временами глаголов.
- Знает счёт в пределах пяти.
- Учится сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине и объёму в целом.
- Знает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб.

- Учится определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, перед, за, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Умеет передвигаться в указанном направлении по группе, участку. Может определить ориентировку на листе бумаги, на поверхности стола, доске.
- Знает части суток: утро, день, вечер, ночь. Знает временные понятия: вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях М.. 1987г.

  2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических
    представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.

  3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.,1984.

  4. Программа воспитания в детском саду. М., 1982.

  5. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у
    дошкольников. М.,1980.

  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М" 1985г

  7. Формирование элементарных математических представлении у дошкольников (под ред. Столяра А.А. М.. !988г

  8. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет (5-6; 6-7 лет). М., 1999 г.

  9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста (сост Л.А. Веигер. О.М. Дьяченко). М.. 1989

  10. Закон об образовании в Республике Казахстан . 27 июля 2007 г.

  11. Дошкольная общеобразовательная программа (воспитания, образования и развития детей 5 лет) Алматы 2006

  12. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. 2001г.


© 2010-2022