• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: Некоторые методические подходы в обучении русскому народному пению

Доклад на тему: Некоторые методические подходы в обучении русскому народному пению

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Капкан Н.В. преподаватель МБОУДО

«Лянторская ДШИ№2» г. Лянтор



.


Некоторые методические подходы в обучении русскому народному пению.

Обучение народному пению - дело тонкое и сложное. Сложность его в полной простоте и естественности которое говорит о высокой культуре народного пения.

Главным методическим принципом в обучении народному пению является естественная «разговорная» манера пения, т.е. установка «пою, как говорю» Определение естественное исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и «открытый голос». Народные певцы любой национальности поют в открытой и разговорной манере.

Песня рождается на осознанные и прочувствованные слова. Следовательно, она имеет приоритет смыслового начала. Однако механизм произношения слов в разговоре и в пении имеет различия. В разговорном общении люди говорят, как придется. Ясно проговариваются ударные слоги, а безударные - скороговоркой, как-бы «съедаются», а мозг слушателя, улавливая интонационные посылы, домысливает и расшифровывает информацию. Певческая же речь должна укладывается в метроритм мелодии. Речевые логические ударения и метрические сильные доли не всегда совпадают. Непривычная протяженность мелодии с ее внутрислоговыми распевами заставляет, язык длительно и фиксировано распевать гласные к чему он не привык в разговорной речи. Здесь возникает непривычная для бытовой слитной скороговорки протяженность гласных (особенно неударных) и необходимость в переносе согласных. Поэтому впечатление живой разговорной речи во время пения должно создаваться путём переучивания привычной разговорной речи в певческую, так, как до выработки автоматического навыка старая привычка срабатывает быстрее, чем учащийся успеет сообразить, как надо. Выход один - формировать певческое мышление и нарабатывать новые координации, до автоматизма тренируя свой артикуляционный аппарат, в основном зто касается языка и нижней челюсти.

Нижняя челюсть во время пения самая активная часть артикуляционного аппарата. Она, как челнок непрерывно и плавно двигается: вперед - вниз, назад - вверх.

Исходя из требований певческой установки, все гласные должны произноситься в единой округленной форме, которая достигается посланным вперед, и собранным у основания нижних зубов языком. Язык при этом энергично подается вперед, опуская при этом гортань и открывая зев. Встреченные на его пути нижние зубы, не дают ему вытянуться во всю длину и заставляют сжаться в форму «ложечки». Это положение создает дополнительный «микрорезонатор», который собирает и посылает звук в нужном направлении. При округленном пении внутренняя и внешняя форма ротоглоточного рупора принимает значительно более вертикальное положение по сравнению с горизонтальным, которое наблюдается при плоском и крикливом пении. В остальном происходят естественные при произношении слов изменения ротоглоточной полости. Возникающие при этом неудобства и затруднения легко преодолеваются усилением энергии звукопотока.

Упражнение для тренировки языка и нижней челюсти.

1.Губы растянуть в улыбку и сложить в трубочку.

2.Вытянуть язык вперед, попытаться достать подбородок и вернуться в исходное положение.

3.Вытянуть язык вперед и попытаться достать кончик носа и вернуться в исходное положение.

4. Играть в «прятки»: быстро высовывать язык и «прятать» его внутрь рта.

5. Упираться языком в нижние зубы и с силой выталкивать их вместе с нижней челюстью вперед.

6.Приложить язык к твердому небу и вибрировать, подражая мурлыканью кошки.

7. Кончиком языка упруго и поочередно прикасаться к основанию верхних зубов передней части, середине и верхней части твердого неба, после каждого касания возвращая язык к основанию нижних зубов.

8.Энергично произносить согласные звуки, постоянно возвращаясь к гласной А, и упираясь при этом в основание нижних зубов: Х-А, К-А,Г-А, Н-А, Ж-А, З-А, Б-А,В-А, М-А. Тоже самое произносить, возвращаясь на буквы Ы, Е, И, О, У.

9. Произносить слоги быстро и легко с малой амплитудой: ХА-ХА-ХА, КА-КА-КА и т.д.

10. Произносить, не поднимая языка следующий ряд йотированных гласных: И-Е-Я-ЙО-Ю. Постоянно ускорять темп, подражая стуку колес поезда и акцентируя фонему Я.

11. Произносить гласные А, О, У с различными интонациями: удивления, испуга, радости, вопроса, угрозы и т.д..

Закончить упражнение зеванием, ощущая при этом, как открывается глотка. Позевать несколько раз и убедиться, что при позыве к зеванию начинается энергичное движение языка к нижней челюсти вперед и вниз, в результате чего полностью раскрывается зев.

Речевой элемент в русском народном пении играет ведущую роль по отношению к вокальному. Именно это обусловливает специфический характер народной манеры звуковедения. В результате народное пение предстает, как «озвученная речь» или речь нараспев.

Из своего опыта знаю, пока учеником не будет достигнуто отчетливое, ясное и распевное произношение не будет хорошо звучать голос. Поэтому на начальном этапе обучения необходимо развивать навык речепения. Начинаем мы с наблюдения за речью, и воспроизведения различных интонационно-смысловых фраз.

1.Интонирование попевки вне музыкального тона, с определенной интонацией.

2.Интонирование этой же попевки на определенном музыкальном тоне.

Слова пропеваются на звуковом потоке, в удобной тесситуре. Главное внимание на словозвук, как единое целое. Необходимо следить за соблюдением логики речи: волевым распевом смысловых ударных гласных и «скороговорочным» безударных. Такой вид упражнений помогает понять и ощутить музыку речи, при этом выделить речевую интонацию, которая в пении соединяясь с музыкальной, является началом всех начал.

3.Следующая фаза музыкальной интонации - образование мотивов: линия звучания которых, держится в основном на одном звуке, выделяя концовку переходом на секунду или терцию вверх или вниз, или несложных мелодий.

Самым важным в работе над мелодическими интонационными упражнениями, является приучение слуха к наиболее характерным и часто встречающимся попевкам. Это фразы или целые предложения из русских народных песен различных жанров. Эти попевки очень хороший учебный материал. Они удобны для пения, потому, что отшлифованы поколениями народных певцов.

С помощью таких упражнений мы решаем несколько задач: во-первых, развиваем музыкальный слух и память, осваивая при этом национальный попевочный словарь, во-вторых учимся интонировать сложные мелодии, а также решаем дикционные проблемы, учимся выделять смысловое ударение, удерживая мысль от начала фразы до ее логического завершения, учимся формировать гласные в единой манере.

Следующим элементом «разговорной» манеры пения является выделение ударений.

Очень часто можно наблюдать, как учащийся на просьбу выделить ударную гласную, ударяет по ней впереди стоящим согласным звуком. В результате слышим грубое скандирование по слогам. Это происходит от того, что в сознании ученика «засел» термин «ударные гласные». Но ударность осуществляется интонационной растяжкой гласной, а не «лобовым» ударом; и особую функцию тут выполняют неударные гласные, а именно - роль ауфтакта, подготавливая энергичный распев ударной гласной.

Например: слово землЯнИченька. Если представить пение в виде волны, то Я это большая волна, на гребне которой распевается ударная И, таким образом подготовительные неударные гласные должны распеваться с нарастающей энергией волны, в которой заложена энергия последующей ударной гласной.

Очень важным элементом «речевой» манеры пения является выделение логического ударения. Это не столько формально-силовое выделение сколько выразительное интонирование. Динамическому выделению логического ударения должно обязательно сопутствовать темброво-смысловое подчеркивание ударных слов с некоторой темповой оттяжкой. Слово, несущее на себе логическое ударение, может быть спето и тише других, но сосредоточение мысли на нем и особо выразительное произношение уже делает его логически ударным.

Станиславский говорил: «Пойте мысль», подчеркивая тем самым необходимость «протянуть мысль» от начала фразы к ее логической вершине.

Выразительность русского народного пения заложена в интонационной остроте и разнообразии русской речи, оттенки которой проявляются по разному, в различных типах интонирования. Это размеренная беседа, жалобный причет, нежное убаюкивание, шутливая скороговорка и т.д.

Принцип пения от слова с приоритетом смысловой интонации это не только способ пения, но и способ мышления, который мы преподаватели обязаны формировать и развивать у своих учеников с первых уроков и на протяжен всего обучения.























© 2010-2022