Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Процесс горения

Горением называется протекающий при сравнительно высоких температурах химический процесс соединения горючих элементов топлива с окислителем, сопровождающийся интенсивным тепловыделением.

В судовых котельных установках окислителем является кислород воздуха. Если в результате горения элементарных горючих веществ топлива - углерода С, водорода Н и серы S образуются продукты полного сгорания СО2, Н2О и SO2, то сгорание называется полным. Основными продуктами неполного сгорания являются окись углерода СО, водород Н2 и метан СН4.

Для обеспечения полного сгорания топлива и определения количества образующихся газов важно знать количество кислорода, необходимого для такого процесса. При выполнении расчетов первоначально находят теоретическое количество кислорода, необходимое для полного сгорания топлива массой 1 кг, полагая, что входящие в его состав горючие элементы будут полностью окислены и не образуют химических соединений с другими элементами.

Существуют различные способы подсчета необходимого количества окислителя.

Рассмотрим упрощенный расчет теоретически необходимого количества кислорода для полного сгорания топлива массой 1 кг с использованием молекулярных масс горючих элементов и окислителя.

Из реакции горения углерода С + О2 = СО2 следует, что для полного сгорания углерода массой 12 кг требуется 32 кг кислорода. Значит, для сгорания углерода массой 1 кг потребуется 32:12, или 2,67 кг кислорода.

Из реакций горения водорода 2Н2 + O2= 2Н2О следует, что для полного сгорания водорода массой 4 кг требуется 32 кг кислорода. Значит, для сгорания водорода массой 1 кг потребуется 16:2, или 8 кг кислорода.

Горение серы характеризуется реакцией S + О2 = SO2 с образованием сернистого газа. Из реакции следует, что на 1 кг необходим 1 кг кислорода.

Если вычесть содержащийся в натуральном топливе кислород, то общее количество кислорода (кг), необходимое для полного сгорания топлива массой 1 кг,

О2 теор = 2,67СР + 8НР + Sp - Op (2.6)

Поскольку в воздухе содержится примерно 23% кислорода и 77% азота, массовое количество воздуха (кг), необходимого для сжигания топлива массой 1 кг,

Lтеор = О2 теор /0,23 = (1/0,23) (2,67Ср ++8HP + SPр) (2.7)

Плотность воздуха g при нормальных физических условиях (температура 0°С, давление 0,101 МПа, влажность 0%) составляет 1,293 кг/м3, поэтому теоретический объем (м3/кг) воздуха, необходимого для сгорания топлива массой 1 кг, приведенный к нормальным условиям.

Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса (2,8)

В процессе горения выгорают горючие составляющие топлива неравномерно, а часть кислорода воздуха не успевает вступить в реакции, поэтому действительное количество Vдейст воздуха, необходимого для полного сгорания топлива, больше теоретического.

Отношение действительно подведенного количества воздуха к теоретически необходимому для сжигания топлива называется коэффициентом избытка воздуха

α=Vдейст/Vтеор (2.9)

Значение коэффициента избытка воздуха зависит от вида топлива, степени совершенства топочного устройства, метода сжигания топлива, нагрузки котла и других факторов. На экономичность работы котла отрицательно влияет как недостаток, так и излишек подаваемого воздуха, поэтому его количество должно быть оптимальным. В главных котлах коэффициент избытка воздуха а обычно равен 1,1 -1,2, а в новых современных агрегатах 1,03-1,05. Для вспомогательных котлов коэффициент избытка воздуха 1,2-1,3.

§ 3.2. Факельный процесс сжигания топлива

На процесс горения топлива в топке котла влияют реагирующие вещества самого топлива и элементы оборудования его топочной камеры. Сжигание жидкого топлива в топке протекает в виде факельного процесса, для осуществления которого служит топочное устройство, в состав которого входят два основных узла: форсунка и воздухонаправляющее устройство (ВНУ). В ряде случаев большое влияние на факельный процесс сжигания топлива оказывает компоновка самой топки (топочной камеры). Экономичность работы котла в значительной степени определяется правильностью организации факельного процесса в топке. Для его нормального протекания необходимо обеспечить непрерывную подачу подготовленного топлива; поддержание оптимальных давления и температуры топлива в зависимости от режима работы котла; правильную установку форсунки; хорошее техническое состояние форсунки; хорошее распыливание топлива форсункой; подачу необходимого количества воздуха; поддержание оптимального соотношения между количеством сжигаемого в топке топлива и количеством подаваемого воздуха (соотношение «топливо - воздух»); поддержание устойчивости фронта пламени путем поддержания высокой температуры; постоянный отвод из котла продуктов сгорания топлива.

Сжигание жидкого топлива в топке котла можно рассматривать как ряд последовательно протекающих процессов: 1)распыливание, 2)подогрев, 3)испарение, 4)термическое разложение, 5)окисление, 6)воспламенение, 7)горение. Первоначальное зажигание топлива производится от постороннего источника. Непосредственно горение начинается, когда температура легковоспламеняющихся фракций топлива достигнет температуры воспламенения. Факельный процесс протекает в такой последовательности:

  1. распыленное топливо из форсунки 1 (рис. 3.3) поступает в воздушную среду топки, где происходят интенсивный нагрев, испарение и частичная газификация топлива под влиянием горящего факела, частично фурмы 4 и рециркуляции горящих частиц с последующим термическим разложением топлива на простейшие горючие газы, вступающие в реакции с кислородом воздуха. Нагреванию способствует также диффузор 2, который защищает начальную зону (корень факела) от потока воздуха. Фронт горения устанавливается в том месте факела, где горючая смесь продуктов газификации топлива с воздухом имеет достаточно высокую для воспламенения температуру. Факельный процесс интенсифицируется благодаря хорошему распыливанию топлива (поверхность его соприкосновения с воздухом и газами при этом возрастает во много раз), а также перемешивающимся газовоздушным потокам, возникающим из-за закрученного потока воздуха, поступающего через лопаточный аппарат 3 ВНУ. На рис. 3.3 также обозначены границы зоны обратных токов 5, зоны основного горения 6 и кирпичная кладка 7.

Факельный процесс характеризуется ограниченным временем нахождения частиц топлива в топке, а значит, и минимальным количеством топлива в топочном объеме. Время пребывания частиц топлива в топке обычно не превышает 1 с, отсюда можно заключить, что факельный процесс чувствителен ко всяким видам нарушения режима горения.

§ 3.3. Тяга и тягодутьевые устройства

Одним из условий устойчивого горения топлива в топке котла являются непрерывная подача в нее воздуха и удаление продуктов сгорания.

Для преодоления возникающих сопротивлений в воздушно-газовом тракте должна быть обеспечена движущая сила. Она может быть создана естественной тягой, искусственным дутьем с помощью вентилятора или искусственной тягой, создаваемой дымососом.Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

Естественная тяга, часто называемая самотягой, зависит от плотностей окружающего воздуха, дымовых газов и высоты газохода. Полной высотой газохода Ндт (рис. 3.4) считается расстояние от центра нижней форсунки до среза дымовой трубы. Оно составляет обычно 20-25 м.

Подсчитывается самотяга (Па) по формуле.

Hс = 0,981 Hдт(gв + gг). (3-1)

где Hдт - высота газохода, м;

gв и gг - плотности соответственно окружающего воздуха и дымовых газов (кг/м3) при соответствующих температурах.

У современных котлов самотяга не компенсирует всех сопротивлений воздушно-газового тракта и поэтому в дополнение к ней предусматривается установка вентиляторов, а иногда и дымососов.

Основным элементом тягодутьевого устройства является вентилятор, получивший преимущественное распространение. На большинстве судов приводом к вентиляторам служат электродвигатели переменного тока, которые могут быть односкоростными или с несколькими ступенями скорости. На промежуточных нагрузках котла, оборудованного односкоростным вентилятором, расход воздуха обычно регулируется с помощью заслонок, устанавливаемых на стороне всасывания. При многоскоростном вентиляторе заслонки могут регулировать расход воздуха в диапазонах между ступенями скорости. Дроссельные заслонки связаны, как правило, с гидравлическим или электрическим исполнительным механизмом системы автоматического регулирования процесса горения.

Мощность двигателя вентилятора принимают исходя из условий требуемого напора и подачи воздуха при максимальной нагрузке котла.

Односкоростной центробежный котельный вентилятор типа 90К-25 с подачей воздуха 2,5 м3/с при давлении 2 кПа показан на рис. 3.5. В корпусе 1 на валу 4, приводимом во вращение электродвигателем 5, закреплено рабочее колесо 3. Воздух засасывается через приемный патрубок 2 и нагнетается в направлении, указанном стрелкой,Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

Вытяжная тяга осуществляется с помощью дымососа, создающего разрежение в дымоходе. Дымососы используются редко. Они могут применяться на пассажирских судах для лучшего отвода газов от дымовой трубы с целью исключения задымления палуб, могут включаться при сажеобдувке, при применении на котле нескольких ротационных форсунок. В последнем случае, если одна из таких форсунок извлекается, то образуется большая амбразура, через которую возможен выброс пламени от работающей форсунки. Необходимо создавать в топке разрежение, что достигается установкой временного щита. Дымососы могут быть выполнены в виде вытяжного вентилятора или пароструйного эжектора. Пароструйный эжекторный дымосос (рис. 3.6) состоит из диффузора 1, рас положенного в дымовой трубе, и сопла 2, установленного по его оси. Подводимый через патрубок 3 пар, выходя с большой скоростью, увлекает за собой дымовые газы, создавая разрежение в газоходе и топке котла. Применяют пароструйные дымососы обычно кратковременно, так как это связано с большим невозвратным расходом пара. Вытяжные вентиляторы используют редко, учитывая, что они постоянно работают в тяжелых условиях в потоке горячих газов.

Рис. 3.5. Котельный вентилятор

В утилизационных котлах сопротивление газохода преодолевается под воздействием избыточного давления отработавших газов дизеля или газотурбинной установки. Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

Для измерения силы тяги используются манометры, называемые тягомерами. Широко используется U-образный тягомер (рис. 3.7), у которого один конец стеклянной трубки 1 соединен с рабочей средой, другой - с атмосферой. Трубка закреплена на планке 2 со шкалой и заполнена подкрашенной для лучшей видимости водой.

1 Глубиной регулирования называется возможность обеспечения действующей форсункой работы котла на различных режимах при хорошем качестве распыливания топлива.

Используют иногда нерегистрирующие или регистрирующие мембранные тягомеры, работающие на принципе перемещения мембраны и связанной с ней стрелки под действием измеряемой силы. Регистрирующие тягомеры производят одновременно запись показаний на ленту.

§3.1. Топливная система котла

Топливная система предназначена для подготовки топлива и его бесперебойной подачи к форсункам котла. В систему входят топливные 1) ёмкости, 2) насосы, 3) фильтры, 4) подогреватели, 5) трубопроводы с арматурой и контрольно-измерительными приборами.

Топливные системы современных судов могут иметь арматуру, управляемую дистанционно.

1.Топливо, предназначенное для сжигания в котлах, хранится в топливных танках (бункерах), размещенных в междудонном пространстве или в цистернах. Некоторые топливные танки имеют немного увеличенную высоту; они называются диптанками. Топливо, находящееся в ёмкостях основного запаса, должно иметь вязкость, при которой возможна его перекачка в расходные цистерны, поэтому их оборудуют змеевиками обогрева, а приемные трубопроводы - паровыми спутниками. Паровой спутник представляет собой паропровод, проложенный совместно с топливным трубопроводом.

На судне обычно устанавливают расходные цистерны, вместимость которых соответствует 12-24-часовому расходу топлива на котлы. В этом случае они являются одновременно и отстойными. Все емкости должны быть оборудованы устройствами для замера в них уровня топлива: мерительными трубами, поплавковыми или иными устройствами в зависимости от назначения и расположения их на судне, а также иметь воздушные трубы, выведенные на открытые палубы. Воздушные трубы предназначены для сообщения танка или цистерны с атмосферой. По ним удаляются выделяющиеся из топлива газы. Верхние концы труб, выходящие на открытую палубу, имеют предохранительные колпаки с огнезащитной проволочной сеткой. Для определения количества топлива, находящегося в емкостях, их оборудуют мерительными трубами, которые выходят на открытые палубы и закрываются пробками на резьбе. Выходящие в машинное помещение мерительные трубы оборудуют самозакрывающимися приспособлениями. Емкости, расположенные в пределах машинного помещения, могут иметь также сигнализацию об их заполнении или опорожнении.

2.Топливные насосы используют различных типов, но наибольшее распространение получили винтовые или шестеренные электроприводные насосы.

3. Приемные и напорные фильтры системы применяют обычно сетчатые спаренные, благодаря чему можно поочередно очищать их без вывода системы из действия. Засорившийся фильтр отключают и после очистки фильтрующего элемента вновь вводят в действие или оставляют в резерве. Загрязненность фильтра определяют по перепаду давлений на манометрах, установленных до и после него. Предельный перепад давлений указывается в инструкциях. На напорных сетчатых фильтрах перепад давлений обычно не должен превышать 0,1 МПа. Уменьшение перепада свидетельствует о прорыве фильтрующей сетки.Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

Рис. 3.1. Подогреватель топлива

4. Подогреватель топлива обычно представляет собой теплообменный аппарат с петлевыми трубами, по которым движется топливо (рис. 3.1). Корпус 9 подогревателя в верхней части фланцем соединен с трубной доской 1 и крышкой 3. В трубной доске закреплены трубы 10, имеющие форму петель. Перегородка 5 в крышке и патрубки - входной 2 и выходной 4 - образуют ряд полостей, благодаря чему обеспечивается последовательный проход топлива по всем петлям. Греющий пар поступает через патрубок 11 и благодаря наличию диафрагм 8 делает в корпусе подогревателя несколько ходов. Отвод конденсата осуществляется через клапан 7. Подогреватель петлевого типа является достаточно надежным теплообменным аппаратом, так как закрепление труб только в одной трубной доске дает им возможность свободно расширяться при нагревании. Подогреватель для контроля уровня оборудован водоуказательным стеклом 6.

5. В топливной системе котельной установки, работающей на мазуте (рис. 3.2), предусматриваются расходные мазутные цистерны 1 и цистерна 2 дизельного топлива. Дизельное топливо, не требующее первоначального подогрева, используется при растопке котла. Топливо из танка 9 через клапанную коробку 10 забирается одним из топливоперекачивающих насосов 11 и подается в расходную цистерну 1. Один из топливно-форсуночных насосов 7 забирает через фильтр 8 топливо из расходной цистерны и нагнетает его через подогреватель 5 и фильтр 4 к форсунке котла. В схеме предусмотрен сброс топлива через предохранительный клапан 6 из нагнетательной магистрали насоса 7 в его приемную магистраль при перекрытии нагнетательной ветви трубопровода, а также сброс через регулирующий клапан 3 излишков топлива в случае уменьшения нагрузки котла.

Требования к топливным системам котлов регламентированы Правилами Регистра, основными из которых являются следующие:

  • система должна оборудоваться не менее чем двумя комплектами топливных насосов и фильтров на приемной и нагнетательной магистралях, а также двумя комплектами подогревателей топлива. Каждый комплект должен быть рассчитан на полную паропроизводительность обслуживаемых котлов;Конспект лекции Горение топлива. Организация факельного процесса

  • насосы, обслуживающие топливную систему, не должны использоваться для других целей. Эти насосы, помимо местного поста управления, должны иметь средства для остановки их из легкодоступных мест вне помещения, в котором они расположены;

  • на трубопроводе, подающем топливо к форсункам каждого котла, должен быть установлен быстрозапорный клапан;

  • подогревать топливо в танках и цистернах можно только при помощи паровых или водяных змеевиков, при этом давление пара допускается не выше 0,7 МПа. Максимальная температура подогрева в цистернах должна быть не менее чем на 10 °С ниже температуры вспышки паров топлива;

  • расходные и отстойные цистерны должны иметь клапаны самозапорного типа для спуска отстоя. Сточные трубы оборудуются смотровыми стеклами или воронками с поддоном;

  • топливные трубопроводы должны располагаться в стороне от трубопроводов других систем, в хорошо видимых и доступных местах, не проходить над двигателями, паропроводами, котлами, выпускными коллекторами и дымоходами.

Контрольные вопросы

  1. Топливо каких марок может использоваться во вспомогательных котлах и какие к нему предъявляются требования?

  2. Какие элементы входят в состав органического топлива и какие из них являются горючими?

3. Что такое условное топливо, как и для чего производят пересчет натурального топлива в условное?

  1. Какими показателями характеризуется качество топлива и какое значение они имеют при эксплуатации котельной установки?

  2. Что такое коэффициент избытка воздуха?



© 2010-2022