Современные подходы к разработке тематического планирования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антипина И.А.

Учитель

МБСКОУ «СКОШ №20 VIII вида»

г. Перми, Россия

Современные подходы к разработке тематического планирования.

Предмет «Трудовое обучение» в 1 - 4 классах как компонент образовательной области «Допрофессиональное обучение» является первоначальной ступенью трудовой технологической подготовки обучающихся и органическим звеном в системе воспитания и развития личности.

При реализации технологической подготовки младших школьников особое место отводится урокам трудового обучения, основная особенность которых - преобладание практической деятельности, направленной на преобразование предметной реальности.

Предмет «Трудовое обучение» предусматривает: формирование простейших технико-технологических знаний; овладение основными способами деятельности, направленными на социализацию личности; экономическое, эстетическое, экологическое, нравственное воспитание; интеллектуальное и физическое развитие; знакомство с основными сферами трудовой деятельности.

Тематическое планирование - важнейшая часть работы учителя. Именно оно является синтезом образовательной программы и методических пособий по труду. Поэтому очень важно, чтобы при составлении тематического планирования учитель проработал программные требования по предмету, сопоставил его с примерной программой, четко определил для себя перспективные и конечные цели своей работы.

Умение планировать работу, ставить цели и задачи к уроку, грамотно организовывать деятельность детей на уроке, предвидя ее конечный результат,- это показатель компетентности учителя.

Развернутое Тематическое планирование по учебному материалу образовательного курса «Трудовое обучение» 4 класса разработано в соответствии с требованиями программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 1999г. и предполагает реализацию компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению.

Тематическое планирование включает в себя четыре раздела: титульный лист, который информирует образовательный курс учебного материала, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии.

Поурочное содержание программы обучения, которое состоит из порядкового номера, темы, количества часов, предполагаемой даты проведения урока, понятийного словаря и дидактического материала, на первых уроках идёт формирование технологической грамотности, учитель знакомит воспитанников с техническими сведениями, содержащимися в программе. После изучения технических сведений, осуществляется переход к практической деятельности.

Тема

Кол-во часов

дата урока

Понятийный словарь

Дидактический материал

1 четверть

Работа с бумагой и картоном.

Аппликация.

1

Измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Т.Б. при работе с ножницами.

1


Измерительные инструменты -
специальные устройства, применяемые для точного определения размеров и других геометрических характеристик предметов.

(Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000)

ножницы, линейка, угольник, кисть, инструкция по работе с ножницами

2

Клей и его свойства. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Т.Б. при работе с клеем.

1


Клей, клеевые краски (церк-слав. клѣй, родств. греч. kolla) - вещество, обладающее при высыхании вяжущими свойствами, - необходимый компонент красок и грунта.

клей, бумага, кисть инструкция по работе с клеем

Из 9 часов 4 часа теоретические занятия, а остальные 5 часов - практические, и требования к умениям воспитанников, по следующим разделам: самостоятельная ориентировка в задании; самостоятельное составление плана работы; осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки; самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы; выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно; отчёт об этапах изготовления изделия; отчёт о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя; анализ своего изделия и изделия товарища; употребление в речи технической терминологии.

В структуру тематического планирования входят основные рекомендуемые компоненты и разделы, при этом планирование является примерным и предполагает творческое его использование в практике работы конкретного учителя.

В планировании определена система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности. С учетом возрастных особенностей классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). Материалы, помогут учителям спланировать образовательный процесс по формированию у обучающихся технологической грамотности.

Технологическая грамотность - это основа технологической культуры личности, результат систематизированной учебно-трудовой деятельности, способность использовать технологию в целях познания и преобразования окружающей действительности, разрешения проблем, возникающих в ходе практической деятельности.

Функциональная грамотность - то есть способность к исполнению социальных ролей, основанная на усвоении теоретических сведений и приобретении практического опыта в различных сферах деятельности.

В связи с этим возрастают требования к уровню квалификации учителя, ответственности педагога за организацию учебной деятельности обучающихся, воспитанников.

Тематическое планирование позволяет сокращать время на разработку и организацию занятий. Тематическое планирование по трудовому обучению включает материалы для общих и раздельных занятий на базе основных видов прикладного искусства и ремесла, а также детальный конспект урока, который позволяет сделать занятие по-настоящему эффективным и увлекательным.

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нём как преобразователя.

Цель трудового обучения будет достигнута, если воспитанник на уроке труда займёт позицию: «Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». Воспитанник должен попробовать преодолеть себя - в этом он научиться быть взрослым, мастером.

В задачу учителя входит создание условий, при которых потенциал обучающегося будет использован полностью, забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании.

Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, активнее вовлекать воспитанников в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить обучающихся и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается.


Литература

  1. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), Москва, «Просвещение» 1999г.

  2. И. Петрова «Объемная аппликация», Детство-пресс, 2007г.

  3. Н.В. Дубровская «Аппликации из природных материалов», АСТ, 2010г.

  4. Коллектив авторов «Frohliche ostern», Christophorus, 2004г.

  5. Люсиль Туми «Фантазии из ткани» «Контэнт», 2008г.

  6. Елена Шилкова «Аппликация», «РИПОЛ классик», 2011г.



© 2010-2022