Конспект занятия по народному танцу

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность. В процессе занятий хореографией дети ближе всего соприкасаются с искусством. Хореографическое искусство - это передача образа посредством движений телом и мимики. На занятиях хореографией у детей развиваются координация, гибкость, прыжок, минимизируется косолапость, вырабатывается правильная осанка, укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец, что очень важно, формируется культура движений и умение творчески мыслить.

В танцевальный коллектив принимаются все желающие зачастую не с идеальными физическими и внешними данными. Многие считают, что с помощью систематических занятий можно достигнуть значительных результатов. Но главное для правильного выполнения всего комплекса танцевальных движений не только физическая координация, сосредоточенность и внимание, но и понимание ребенком того, зачем он будет заниматься хореографией, т.е. наличие мотивации и увлеченности, данным видом деятельности.

Вводное занятие находится в начале образовательной программы «» и проводится первым в начале года. Именно на этом занятии необходимо суметь установить доверительные отношения с большинством детей, расположить к себе и самое важное заинтересовать учеников своим предметом. Конечно, ребенок вправе отказаться посещать занятия и в том числе по причине незаинтересованности. Поэтому важно в проведение первого занятия приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В данном случае к хореографии.

Учитывая психологию детей младшего школьного возраста, занятия выстроено в форме игры, занятия - путешествия. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется.

Элементарные умения и навыки, приобретённые воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углублённом изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными техническими приёмами. Неоднократное повторение движений в игровых условиях помогает развивать у воспитанников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Неразрывна связь танца музыки, огромно влияние музыки на развитие танцевального образа. Музыкальное сопровождение желательно 4/4, но возможно 3/4 и 2/4, темп умеренный, настроение мажорное.

Представленное вводное занятие проводится с детьми младшей группы первого года обучения, возраста 7-8 лет.

Дети в этом возрасте эмоциональны, доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью. Поэтому для создания атмосферы таинственности, ожидания «чуда» на занятии, активизации интереса и деятельности детей, я использовала разнообразную музыку из мультфильмов, детских песен, а также задействовала сказочный персонаж «матрешка». Это помогло добиться следующих результатов:

  • активизировать учебную деятельность,

  • оживить ход занятия,

  • разнообразить деятельность детей,

  • повысить интерес детей к занятию и уверенность в свои силы.

Занятие вызывает удивление, изумление, восторг обучающихся, положительное эмоциональное состояние.

Кроме того, для детей - это увлекательное занятие-игра, для меня, как педагога дополнительного образования, способ определить творческий потенциал детей и оценить усвоение материала каждым обучающимся. Считаю, что такие занятия способствуют сплочению детей и педагога.

Предложенная форма нестандартного занятия может быть с успехом использована в практике работы педагогов дополнительного образования и в общеобразовательной школе для организации и проведения факультативных занятий.







МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СУРГУТСКОГО РАЦОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»








Методическая разработка

учебного занятия

по народному танцу

(первый год обучения, возраст детей - 7-8 лет)


«Разучивание движений русского танца «Матрешечки»










Разработала:

педагог дополнительного образования

Ярушникова Елена Александровна



2015 год.


Тема : «Разучивание движений русского танца «Матрешечки»


Цель: Содействовать формированию у обучающихся интереса к занятиям хореографией через разучивание танца «Матрешка».

Задачи:

  1. Обучить детей танцевальным и ритмичным движениям, добиваясь простоты и выразительности исполнения движений.

  2. Содействовать развитию физической активности и мышечно-двигательного аппарата

  3. Создать атмосферу непринужденного общения.

  4. Формировать умение работать в группе.

Тип занятия: вводное занятие.

Вид занятия: занятие-путешествие.

Методы обучения:

  • словесный - объяснение;

  • наглядный - показ;

  • практический - выполнение упражнений.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

  • хореографические станки и зеркала.

  • мультмедийное оборудование (компьютер, экран)

  • русский платок, косынки

  • матрешка,

  • название станций,

  • кружочки трех цветов,

  • правила техники безопасности,

Структура занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)

  2. Подготовительная часть. (5 мин.)

  3. Основная часть (20 мин.)

  4. Заключительная часть (5 мин.)

  5. Рефлексия (5 мин.)

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Организационный момент. (5 мин.)

Педагог приглашает детей в зал. Занятие начинается с приветствия (поклон). Информация о дальнейшей деятельности участников в коллективе, сообщение целей и задач, стоящих перед коллективом, инструкция по технике безопасности, установление групповых норм, сообщение темы текущего занятия.

2. Подготовительная часть. (5 мин.)

Педагог: - Как вы думаете, когда появился танец? История танца уходит конями в далекое прошлое. Уже тогда люди открыли, что оказывается свои мысли, чувства, поступки, можно выражать не словами, а движениями. Поэтому язык танца понятен всем людям. Через движения мы можем передать образ любого животного, растения, явление природы.

- А как вы думаете, когда человеку хочется танцевать (ответы детей).

Педагог: - А сейчас я хочу узнать, какое у вас сейчас настроение?

Детям предлагается раздаточный материал «настроение» в виде кружочков трех цветов: красный цвет - отличное настроение, желтый- хорошее, зеленый- немного тревожное (вдруг что-то не получится).

- Я рада, что у вас у всех хорошее настроение! Значит вы готовы путешествовать? (Ответ детей)

-Путешествие наше будет проходить по станциям и передвигаться мы будем на паровозике!

-Занимайте места в вагонах (Дети встают друг за другом, изображая паровозик).(Звучит музыка: приложение 1)

3. Основная часть. (25 мин.)

1 станция «Шаг за шагом».

Дети простым шагом двигаются по танцклассу за педагогом.

Педагог: - Мы приехали на первую станцию, как вы думаете, почему у нее такое название? (ответы детей)

Любой танец начинается с шага. И сейчас мы будем учиться правильно выполнять танцевальный шаг. (В русском характере).

Дети встают в круг, друг за другом. Русский танцевальный шаг исполняется с правой ноги с вытянутым носочком. (Звучит музыка: приложение 2). Предлагаются следующие упражнения:

  • Дети идут танцевальным шагом по кругу вправо-8 т., влево-8 т.

  • В круг, из круга.

  • Поворот в парах (плечом к плечу), выстраиваются в две линии.

Педагог: Молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие. Встали паровозиком друг за другом и отправляемся. (Звучит музыка: приложение 1)

2 станция «Ручеек».

Педагог: ребята мы с вами прибыли на станцию «Ручеек» и жестом показывает на станок, спрашивает: « Что это такое?»

Это «танцевальный станок», а у станка мы будем выполнять танцевальные движения.

Дети встают правой рукой к станку.

Педагог: - Ребята, представьте, что мы с вами красивые, стройные березы. Наши руки - это ветки. Подул ветерок и ветви деревьев зашевелились. (Звучит музыка: приложение 3)

Упражнение: наклоны вправо, влево одной рукой, двумя руками.

Педагог: - Следующее упражнение у станка это приседание (PLIE). Встают лицом к станку, обе руки на станке, и выполняют приседание на - 4т.( Звучит музыка, приложение 3) Хорошо ребята, мы вспомнили движения у станка.

Педагог: - Ребята, а вы знаете такую игру «Ручеек»? Давайте поиграем. Педагог объясняет правила игры. Дети встают в пары друг за другом, под музыкальное сопровождение ведущий начинает двигаться под руками начиная с первой пары и до последней, выбирая себе пару. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим. ( Звучит музыка, приложение 4)

Путешествие продолжается. Дети двигаются по танцклассу, стоя друг за другом, впереди педагог. (Звучит музыка: приложение 1)

3 станция «Полушалочек».

Педагог: - Кто знает, что означает слово «Полушалочек»?

Посмотрите, что у меня в руках? (Педагог показывает детям русский платок.)

Педагог: - Это русский платок, если я сверну его пополам, то получится половина платка или как еще называют полушалок. В старину полушалочками называли короткие косыночки. Я предлагаю вам пройти к зеркалу и одеть косыночки. А сейчас:

  • Улыбнитесь, подарим себе хорошее настроение (элементы актерского мастерства).

  • Подразните себя, соседа.

  • Наклоните голову вправо, влево, в пары с приседанием.

  • Снимите косынки.

Упражнения:

1. Правая нога на каблук, наклоняются к ноге, в руках косынка;

2. Левая нога на каблук, также наклон к ноге;

3. Взмах косынкой;

4. Тоже с притопом;

5. Со звуком, проговаривают слова - «Ух», «Эх».

Педагог предлагает детям русскую игру «Платочек». Правила игры: Дети садятся в круг на колени, закрывают глаза. Один ребенок ведущий, в руках платочек. Под музыку он начинает двигаться по кругу, кладет платочек за спиной любому ребенку. Тот, у кого платочек должен догнать ведущего, ведущий должен занять его место. (Звучит музыка, приложение 5).

Наше путешествие продолжается. Дети также за педагогом двигаются до следующей станции под музыку (Звучит музыка: приложение 1)

4 станция «Матрешка».


На экране появляется загадка про матрешку (в программе Offise Power Point)

«Она на вид одна большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью во второй найдешь

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдешь.

Внутри их всех малютка-крошка,

Все вместе сувенир…» (дети дружно отгадывают)

После на экране появляется картинка с изображением «Матрешки».

Педагог: - Правильно ребята, это матрешка и станция наша так и называется - «Матрешка». Ребята, а вы знаете, когда появилась первая матрешка? (Ответы детей). Она появилась 100 лет назад. Имя ей дали в то время очень распространенное - Матрена, а ласково Матрешка. (Педагог предлагает небольшую презентацию о истории матрешки).

Педагог: - Посмотрите, как одета Матрешка. Матрешка живет не одна, а большой семьей. Сегодня мы с вами потанцуем с матрешкой.

Детям предлагается разучить танцевальный этюд «Матрешечки». (Звучит музыка, приложение 6).

4.Заключительная часть (5 мин.)

Педагог: - Ребята, подошло к концу наше занятие. Мы с вами разучили движения русского танца «Матрешечки». Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на занятии? На каких станциях побывали? (ответы детей). С какими новыми словами познакомились? (полушалочек). Трудно ли вам было выполнять движения, если да, то какие?

Педагог указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Благодарит всех участников.

  1. Рефлексия

Педагог: - Давайте посмотрим, какое у вас сейчас настроение? Дети выбирают кружочки трех цветов. В танцклассе на стенах приклеены ромашки без серединки. Приклеивают кружочки настроения на ромашки. Посмотрите, как засиял наш танцкласс! Кабинет нам улыбается. Наше настроение передалось залу!

(Методические рекомендации: если у кого-то из детей настроение изменилось в худшую сторону, необходимо выяснить причину, приободрить, похвалить ребенка за наиболее удачно выполненную комбинацию).

Педагог: Я хочу поделиться с вами своим настроением и хочу подарить каждому из вас маленькую матрешку, в память о нашей встрече!

Дети прощаются с педагогом, исполняют поклон.

(Методические рекомендации: выход из зала может быть разнообразным: музыкально оформлен, в парах, по одному, можно обойти класс по кругу, можно провести детей через центр класса и т.д.).




Используемая литература:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: «Люкси», и «Респекс», 1996.

  2. Джим Холл Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам. Москва, «Издательство Астрель» -2008год.

  3. Довбыш Н. Танцевальные игры для детей (horeograf.com

  4. Назарова А.Г. «Танцевать могут все!». Типография ОФТ. г. С-Петербург, 2005 г.










Приложение 1: муз. композиция «Паровозик из Ромашкова»

Приложение 2: «Хороводная»

Приложение 3: «Лирическая»

Приложение 4: «Кадрильная»

Приложение 5: «Плясовая»

Приложение 6: «Русская Матрешечки»


Схема танца «Матрешечки»

Исходное положение - дети встают в круг, друг за другом

1-8такт - танцевальным шагом двигаются по кругу вправо;

1-8 такт - двигаются по кругу влево;

1-8 такт - в круг;

1-8 такт - из круга;

1-8 такт - поворот вокруг себя вправо;

1-8 такт - перестраиваются танцевальным шагом в две линии;

1-8 такт- шаг на каблук правой ноги, затем левой;

1-8такт - с двух линий выстраиваются на два круга, танцевальным шагом проходка по кругу;

1-8 такт - с круга встают парами на «Воротца»; исполняют движение «ручеек»;

1-8 такт - идут в одну линию

1-8 такт - притоп левой ногой все вместе и поклон.



Примерный эскиз медалек

Конспект занятия по народному танцу




© 2010-2022