- Преподавателю
- Другое
- Разработка программы кружка Краеведение
Разработка программы кружка Краеведение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горностаева В.И. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ
Лазорко О.Г.____________
директор МБОУ СОШ
р. п. Мухен
от «01» сентября 2014 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Краеведение»
(Программа рассчитана на детей 11-14лет
срок реализации - 1 год).
Руководитель: Горностаева В. И.
библиотекарь МБОУ СОШ
р. п. Мухен
2014 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА «Краеведение»
"Любовь к родному краю,
знания его истории - основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества."
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Хабаровского края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрена работа в музее и архивах.
По программе ребята получают наиболее полное представление о Хабаровском крае, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне края. Важное место занимает изучение истории посёлка Мухен, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Цели:
-
Углубить и расширить знания учащихся по истории Хабаровкого края, своего посёлка, школы;
-
развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;
-
Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
-
Приобщить школьников к поисково исследовательской работе;
-
Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;
-
Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
-
Воспитания патриотизма.
-
Уважения к истории, традициям и культуре родного края.
-
Восстановления национальной исторической памяти о Великой Отечественной войне, жителям посёлка.
-
Формирования гражданской позиции.
Задачи
1. Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.
2.Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
3.Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.
4.Воспитание уважения к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам вооружённых конфликтов, мастерам и мастерицам родного края, окружающим.
4. Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края.
6. Продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музея.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
-
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
-
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
-
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
-
Принцип интеграции и дифференциации обучения
-
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
-
Практические
-
рассказ педагога и рассказы детей
-
беседы
-
Дискуссии
-
Встречи с интересными людьми
-
Мини сочинения
-
Конкурсы, викторины
-
Составление презентаций PowerPoint
Что должны знать и уметь воспитанники:
-
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
-
Составлять доклады, рефераты
-
Применять полученные знания на практике
-
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
-
Практиковаться в умении проводить экскурсии
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы
(34 часа)
Тема 1: Введение (1ч.)
Введение в курс. Что такое краеведение.
Тема 2:Мой край на карте Родины (3ч.)
Хабаровский край на карте России. Реки, города, посёлок Мухен, полезные ископаемые.
История Хабаровского края. Далёкое прошлое.
Викторина « Знаешь ли ты свой край?»
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч.)
Профессии моих родителей. Экскурсия в школьный музей «Старая фотография рассказала…»
Встречи и знакомства с интересными людьми нашего посёлка.
Заседание клуба краеведов - знатоков «Я расскажу о своей семье».
Тема 4: Моя улица. (5 ч.)
Экскурсия по улицам п.Мухен
Составление карты микрорайонов п.Мухен.
Чьи имена носят улицы нашего поселка.
Заседание клуба краеведов - знатоков «Путешествуем по карте посёлка Мухен».
Тема 5: Наша школа (5 ч.)
Знакомство с историей, традициями своей школы.
История пионерской и комсомольской организации нашей школы.
Интересные встречи с учителями школы.
Наши родители - бывшие ученики школы.
Заседание клуба краеведов - знатоков « Мы оставим след в истории школы».
Тема 6: Природа нашего края. (5ч.)
Подземные сокровища.
Что дает наш край стране.
Водные просторы края. Реки и озера.
Растительный мир. Тайга.
Хлебное дерево. Амурский виноград. Пробковое дерево.
Плод пяти вкусов. Лотос Комарова.
Лекарственные растения нашего края.
Викторина «Природа Дальнего Востока»
Тема 7: Великая Отечественная Война в судьбах людей нашего поселка.(12ч).
Наш край в годы ВОВ.
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с архивом.
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда.
Женщины нашего поселка - труженицы тыла
Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний.
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической
Оформление альбома
Оформление альбома
Написание рассказов, интервью о войне.
Акция «Сохранить от забвения». Фотографии родственников участников ВОВ.
Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы
Подведение итогов работы кружка
Календарно-тематическое планирование
2 раза в неделю (34 занятия во 2полугодии)
на 2014 - 2015 учебный год
№ п/п
Раздел и тема
всего ча-сов
В том числе
Дата по пла-ну
Дата фак-тическая
тео-рия
практика
Тема 1: Введение
1
1
0
1.
Введение в курс. Что такое краеведение.
1
Тема 2: Мой край на карте Родины
3
2
1
Хабаровский край на карте России. Реки, города, посёлок Мухен, полезные ископаемые.
1
История Хабаровского края. Далёкое прошлое.
1
Викторина « Знаешь ли ты свой край?»
1
Тема 3: Я и моя семья
3
1
2
Профессии моих родителей. Экскурсия в школьный музей «Старая фотография рассказала…»
1
Встречи и знакомства с интересными людьми нашего посёлка.
1
Заседание клуба краеведов - знатоков «Я расскажу о своей семье».
1
Тема 4: Моя улица
5
2
3
Экскурсия по улицам п.Мухен
1
Составление карты микрорайонов п.Мухен.
1
Чьи имена носят улицы нашего поселка.
1
Заседание клуба краеведов - знатоков «Путешествуем по карте посёлка Мухен».
1
Тема 5: Наша школа
5
2
3
Знакомство с историей, традициями своей школы.
1
История пионерской и комсомольской организации нашей школы.
1
Интересные встречи с учителями школы.
1
Наши родители - бывшие ученики школы.
1
Заседание клуба краеведов - знатоков « Мы оставим след в истории школы».
1
Тема 6: Природа нашего края
5
4
1
Подземные сокровища.
1
Водные просторы края. Реки и озера.
1
Растительный мир. Тайга.
1
Лекарственные растения нашего края.
1
Викторина «Природа Дальнего Востока»
1
Тема 7: Великая Отечественная Война в судьбах людей нашего поселка. К 70- летию Победы.
10
8
4
12
1
11
Наш край в годы ВОВ.
1
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с архивом.
1
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
1
Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда.
1
Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний.
1
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической
1
Оформление альбома
1
Оформление альбома
1
Написание рассказов, интервью о войне.
1
Акция «Сохранить от забвения». Фотографии родственников участников ВОВ.
1
Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы
1
Подведение итогов работы кружка
1
ИТОГО:
34
13
21