Разработка программы кружка Краеведение

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края

УТВЕРЖДАЮ

Лазорко О.Г.____________

директор МБОУ СОШ

р. п. Мухен

от «01» сентября 2014 г.





ПРОГРАММА КРУЖКА

«Краеведение»

(Программа рассчитана на детей 11-14лет

срок реализации - 1 год).









Руководитель: Горностаева В. И.

библиотекарь МБОУ СОШ

р. п. Мухен





2014 г.

ПРОГРАММА КРУЖКА «Краеведение»


"Любовь к родному краю,
знания его истории - основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества."

Д.С.Лихачёв

Пояснительная записка

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Хабаровского края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрена работа в музее и архивах.

По программе ребята получают наиболее полное представление о Хабаровском крае, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне края. Важное место занимает изучение истории посёлка Мухен, беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Цели:

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Хабаровкого края, своего посёлка, школы;

  • развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;

  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;

  • Приобщить школьников к поисково исследовательской работе;

  • Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;

  • Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

  • Воспитания патриотизма.

  • Уважения к истории, традициям и культуре родного края.

  • Восстановления национальной исторической памяти о Великой Отечественной войне, жителям посёлка.

  • Формирования гражданской позиции.

Задачи

1. Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.

2.Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.

3.Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути родного народа.

4.Воспитание уважения к себе, через воспитание уважения к близким, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам вооружённых конфликтов, мастерам и мастерицам родного края, окружающим.

4. Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края.

6. Продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного историко - краеведческого музея.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций

  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

  • Принцип интеграции и дифференциации обучения

  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические

  • рассказ педагога и рассказы детей

  • беседы

  • Дискуссии

  • Встречи с интересными людьми

  • Мини сочинения

  • Конкурсы, викторины

  • Составление презентаций PowerPoint

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

  • Составлять доклады, рефераты

  • Применять полученные знания на практике

  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Программа рассчитана на 34 часа.
















Содержание программы

(34 часа)

Тема 1: Введение (1ч.)

Введение в курс. Что такое краеведение.

Тема 2:Мой край на карте Родины (3ч.)

Хабаровский край на карте России. Реки, города, посёлок Мухен, полезные ископаемые.

История Хабаровского края. Далёкое прошлое.

Викторина « Знаешь ли ты свой край?»

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч.)

Профессии моих родителей. Экскурсия в школьный музей «Старая фотография рассказала…»

Встречи и знакомства с интересными людьми нашего посёлка.

Заседание клуба краеведов - знатоков «Я расскажу о своей семье».

Тема 4: Моя улица. (5 ч.)

Экскурсия по улицам п.Мухен

Составление карты микрорайонов п.Мухен.

Чьи имена носят улицы нашего поселка.

Заседание клуба краеведов - знатоков «Путешествуем по карте посёлка Мухен».

Тема 5: Наша школа (5 ч.)

Знакомство с историей, традициями своей школы.

История пионерской и комсомольской организации нашей школы.

Интересные встречи с учителями школы.

Наши родители - бывшие ученики школы.

Заседание клуба краеведов - знатоков « Мы оставим след в истории школы».

Тема 6: Природа нашего края. (5ч.)

Подземные сокровища.

Что дает наш край стране.

Водные просторы края. Реки и озера.

Растительный мир. Тайга.

Хлебное дерево. Амурский виноград. Пробковое дерево.

Плод пяти вкусов. Лотос Комарова.

Лекарственные растения нашего края.

Викторина «Природа Дальнего Востока»

Тема 7: Великая Отечественная Война в судьбах людей нашего поселка.(12ч).

Наш край в годы ВОВ.

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с архивом.

Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда.

Женщины нашего поселка - труженицы тыла

Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний.

Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической

Оформление альбома

Оформление альбома

Написание рассказов, интервью о войне.

Акция «Сохранить от забвения». Фотографии родственников участников ВОВ.

Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы

Подведение итогов работы кружка





















































Календарно-тематическое планирование



2 раза в неделю (34 занятия во 2полугодии)

на 2014 - 2015 учебный год



№ п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

тео-рия

практика

Тема 1: Введение

1

1

0



1.

Введение в курс. Что такое краеведение.


1




Тема 2: Мой край на карте Родины

3

2

1



Хабаровский край на карте России. Реки, города, посёлок Мухен, полезные ископаемые.



1



История Хабаровского края. Далёкое прошлое.


1




Викторина « Знаешь ли ты свой край?»


1




Тема 3: Я и моя семья

3

1

2



Профессии моих родителей. Экскурсия в школьный музей «Старая фотография рассказала…»



1



Встречи и знакомства с интересными людьми нашего посёлка.


1




Заседание клуба краеведов - знатоков «Я расскажу о своей семье».



1



Тема 4: Моя улица

5

2

3



Экскурсия по улицам п.Мухен



1



Составление карты микрорайонов п.Мухен.



1



Чьи имена носят улицы нашего поселка.


1




Заседание клуба краеведов - знатоков «Путешествуем по карте посёлка Мухен».


1




Тема 5: Наша школа

5

2

3



Знакомство с историей, традициями своей школы.


1




История пионерской и комсомольской организации нашей школы.


1




Интересные встречи с учителями школы.



1



Наши родители - бывшие ученики школы.



1



Заседание клуба краеведов - знатоков « Мы оставим след в истории школы».



1



Тема 6: Природа нашего края

5

4

1



Подземные сокровища.


1




Водные просторы края. Реки и озера.


1




Растительный мир. Тайга.


1




Лекарственные растения нашего края.


1




Викторина «Природа Дальнего Востока»



1



Тема 7: Великая Отечественная Война в судьбах людей нашего поселка. К 70- летию Победы.

10

8

4



12

1

11



Наш край в годы ВОВ.


1




Экскурсия в школьный музей. Знакомство с архивом.



1



Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.



1



Встреча со старожилами поселка, ветеранами труда.



1



Встречи с педагогами-ветеранами, выпускниками школы, запись воспоминаний.



1



Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической



1



Оформление альбома



1



Оформление альбома



1



Написание рассказов, интервью о войне.



1



Акция «Сохранить от забвения». Фотографии родственников участников ВОВ.



1



Проведение экскурсии. Раздел «Ради жизни на земле» ко Дню Победы



1



Подведение итогов работы кружка



1




ИТОГО:

34

13

21








© 2010-2022