• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников

Курсовая работа Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















КУРСОВАЯ РАБОТА



Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания

младших школьников











СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический аспект воспитательного процесса

1.1 Великие педагоги о роли труда в формировании личности

1.2 Роль труда во всестороннем развитии личности

2. Трудовое воспитание школьников

2.1 Содержание трудового обучения и воспитания младших школьников

2.2 Цель и задачи трудового воспитания младших школьников

2.3 Формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников

2.4 Содержание и формы трудового воспитания младших школьников

2.5 Система трудового воспитания

3. Трудовая деятельность младшего школьника

3.1 Обучение и труд как единое понятие

3.2 Развитие младших школьников в процессе трудового обучения

3.3 Формирование положительного отношения к труду

3.4 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения

Заключение

Список использованных источников






ВВЕДЕНИЕ

Осуществляя основные принципы воспитания, современная школа строит свою работу на основе соединения обучения с трудом. Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить.

В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систему ее взглядов на природу и общество. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей человека; именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивается, совершенствует творческие задатки. В процессе труда формируются нравственные отношения человека, происходит его физическое совершенствование, развиваются его трудовые умения и навыки.

Труд отличается от другой деятельности людей тем, что в труде человек создает что-то полезное для других людей. В конечном итоге труд создаёт развитие общества - то есть, возрастание возможностей жизни и развития для будущего людей.

Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Ниже приводятся некоторые мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, наук и политики:

  • Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л.Н. Толстой);

  • "Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин);

  • "Труд - это отец удовольствия" (Стендаль);

  • "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);

  • "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" (А.П. Чехов);

  • "Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л.Н. Толстой);

  • "Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства" (К.Д. Ушинский);

  • "По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд... соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа" (Н.А. Добролюбов);

  • "К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят" (Б. Франклин);

  • "Тот, кто хочет - делает больше, чем тот, кто может" (Г. Мерье);

  • "Труд не позорит человека; к несчастью попадаются люди, позорящие труд" (У.С. Грант);

  • "В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится" (Б. Франклин);

  • "Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает" (Б. Рэскоу);

  • "Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него" (Э.У. Хоу).

Основные характеристики труда:

  • Это целенаправленная деятельность ("пчела, выстраивающая свои замечательные соты, всегда уступает даже самому плохому архитектору, поскольку она действует инстинктивно, у нее нет осознанной цели").

  • Труд носит предметный характер (в самом общем плане - труд воздействует на "природу").

  • Труд носит орудийный характер: рабочий (в своем сознании) отделяет себя от условий, хотя в реальном процессе труда этого разделения не происходит; вещественные условия - это в самом общем виде - средства труда, т.е. тот предмет, которым он воздействует на материал; "предмет, которым человек овладевает непосредственно… становится средством труда, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом, вопреки библии, естественные размеры последнего"…(мы еще познакомимся с более "современными" подходами, где также говорится о продолжении человеческих способностей в средствах труда, но уже с использованием иных терминов - "органопроекция" и "объектопроекция").

  • Труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т.е. преобразует самого (трудящегося) человека.

  • Труд носит общественный характер (поскольку в труде человек "подчиняется чужой воле", то и к результатам своего труда он относится как к "чужому результату"… "так, труд отрицаемый как изолированный труд, на самом деле является утверждаемым общественным или комбинированным трудом").

Историческое разделение труда:

  • Само разделение труда по различным отраслям и видам деятельности (разделение на профессии) рассматривается как условие прогресса, т.к. в результате повышается качество производства.

  • Разделение труда (особенно на труд "физический" и "умственный") рассматривается также как основное условие возникновения социального неравенства и классов, т.к. были выделены те, кто управляет и те, кто подчиняется.

Труд существует в двух основных формах:

  • "Живой труд" (как возможность создания благ и богатства - это сам процесс труда, сама трудовая деятельность).

  • Абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ (хотя стоимость определяется часто не качеством, полезностью товара, а его оценкой покупателями). При этом часто имеется несоответствие между затраченным трудом ("живым трудом") и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение, т.е. абстрактный труд).

Это в свою очередь позволяет несправедливо перераспределять абстрактный труд (например, тот, кто вообще не трудится, может иметь много денег - это проблема, поставленная еще Платоном, еще в раннем христианстве). В результате происходит "отчуждение труда от капитала", т.е. происходит обесценивание живого человеческого труда.

Что мы знаем о труде?

Если трудом человека создается результат очень значимый для людей, то это труд высоко нужный людям.

Если трудом человека создается что-то не очень значимое для людей, то это труд, в общем-то, и не очень нужный людям.

Для того чтобы получить в труде высоко значимый для людей результат, нужно потратить больше времени и усилий, чем для получения менее значимого результата, при прочих равных условиях.

Человек с большей квалификацией в данном труде получит тот же результат за меньшее время, чем человек с меньшей квалификацией, при прочих равных условиях.

В любом труде хоть какая-то минимальная квалификация, но нужна, чтобы получился позитивный результат.

В высококвалифицированном труде нужна более высокая квалификация, чтобы получить результат, чем в низко квалифицированном труде.

Безответственный «труд» возникает тогда, когда человек, выполняющий высоко ответственный труд, сам никак не зависит от создаваемого им для других людей результата.

Например, если бы шофёр управлял автобусом с пассажирами дистанционно, сидя где-то в другой стране…. не доступный потребителям результата своего труда… - это был бы высоко ответственный, но безответственный труд.

«Ну не вписался в поворот, ну погибли пассажиры… ну ладно, ну не буду больше заниматься этим трудом…, займусь чем-нибудь другим…» - вот и всё наказание за безответственный «труд» такого «шофёра».

Безответственный «труд» чреват для людей (общества) самыми серьёзными негативными последствиями.

Люди, занятые безответственным «трудом», стремятся надежно оградить себя от возможного гнева тех людей, которых они пользуют результатами своего труда.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи во многом связано с формированием трудовых качеств личности школьника.

Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.

В педагогической литературе исследуемая мною проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н.К. Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории трудового воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов трудового воспитания. Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию школьников . Например: М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.Трудовое воспитание школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание психологических особенностей детей разного возраста, методика преподавания учебных предметов, но и умение направить свою деятельность на трудовое воспитание в формировании учебной деятельности.

В этом заключается актуальность исследования проблемы трудового воспитания в учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования- содержание, формы, методы трудового обучения и воспитания младших школьников.

В связи с этим, целью данной работы является всестороннее исследование и теоретическое обоснование необходимости знания особенностей трудового воспитания и обучения учащихся младшего школьного возраста.

В связи с постановкой данной цели, были сформулированы следующие задачи:

- изучить научную и методическую литературу по исследуемой проблеме;

- обобщить изученный материал и наметить основные аспекты изучения;

- определить возрастные особенности младшего школьника, его потребности и интересы;

- произвести обзор передового опыта педагогов по изучаемой проблеме.

Гипотеза исследования: Трудовое воспитаниебудет эффективно осуществляться в том случае, если в процессе учебно-воспитательной деятельности умение педагога соотносить задачи трудового воспитания планомерно соотноситься и гармонично взаимодействует с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников. Заключительным этапом работы над исследуемой проблемой стала разработка системы занятий для младших школьников с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда на пользу людям.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Цель работы - изучить содержание, формы и методы трудового воспитания и обучения младших школьников.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Раскрыть цель и задачи трудового воспитания и обучения;

Изучить содержание и формы трудового воспитания и обучения младших школьников;

Изучить методы трудового воспитания и обучения младших школьников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.1 Великие педагоги о роли труда в формировании личности

Л.Н. Толстой в одном из своих писем утверждал: «… при усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного часа, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна».

Большое внимание творческой разработке путей развития трудового воспитания в школе, методике организации детского труда уделяла Н.К. Крупская. В своих многочисленных работах Н.К. Крупская указывала, что каждый человек должен владеть современной культурой труда, уметь выполнять любую работу быстро, четко, рационально, уметь обращаться с инструментами, машинами и различными материалами, одинаково хорошо работать и головой и руками. Она считала, что при целесообразном применении труд может стать рычагом духовного развития детей. Для этого труд должен интересовать ребенка, быть не только физическим, но и умственным; результат труда ребенок должен понимать; трудиться ребенок должен не только в школе, но и за ее пределами; труд для ребят должен быть посильным, творческим; непосильный труд воспитывает лодырей, людей, которые халатно относятся к своему делу.

В теорию и практику школы и трудового воспитания определенный вклад внес А.С. Макаренко. Он писал, что дети - будущие граждане общества и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они в состоянии будут принимать участие в труде, насколько они к этому труду будут подготовлены. В труде, по мнению А.С. Макаренко, воспитываются взаимовыручка, поддержка, уважительное отношение к людям труда, чувство товарищества. «…В воспитательной работе, - подчеркивал он, - труд должен быть одним из самых основных элементов». [15, с.395] Он указывал на необходимость организации производительного труда воспитанников, результатом которого являлось бы создание материальных ценностей, развитие инициативы в работе.

А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера. «Мы хорошо знаем, - писал Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми дынными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости».

Существенная функция труда, которую отмечали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

Труд, как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Чтобы осуществлять производственную профориентацию школьников необходимо использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря о трудовом воспитании, подчеркивал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть достойной. У детей нужно воспитывать уважение к труду и людям труда на примерах трудовой жизни их родных, тех, кто постоянно окружают их, это бабушки, дедушки, родители, братья и сестры. Очень важно внушать детям уважение к массовым профессиям, к физическому труду. Для этого нужно показать своеобразие и романтику каждой профессии и большие перспективы, которые они открывают. Тогда дети почувствуют свои возможности, заложенные в физическом труде; мечтой станет работа строителя, сварщика, пекаря или тракториста.

Нужно, чтобы подрастающее поколение видело, как почитают и окружают вниманием того, кто хорошо и добросовестно трудится.

В условиях сельской школы нужно воспитывать интерес к сельскому хозяйству, чтобы у них было желание остаться работать в родной местности, так как это сейчас является проблемой сельского населения.

Наибольшую ценность для села представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы и местных администраций в восстановлении семейных традиций, возрождении самобытной якутской семьи. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно- нравственной ценностей.

Во-первых, мы должны воспитывать в ребенке "почтение к минувшему", поскольку личность вырастает на "плечах предыдущих поколений".

Во-вторых, растить будущего хозяина, сформировать у детей потребность заполнять свободное время активной деятельностью, трудом, гуманным и уважительным отношением к людям. Переориентация человека от иждивенчества, потребительского отношения к жизни на формирование умений самому строить свою жизнь, обеспечивать бла гополучие своей семьи, своего села.

Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Основой нравственного воспитания К. Насыров справедливо считает трудовое воспитание. «Человек никогда не должен оставаться без заботы и труда, - утверждает он, следуя за автором древнего «Кабус намэ». - Если ты хочешь испытать наслаждение в жизни, живи своим трудом, так как не бывает удовольствия без труда, за трудом следует удовольствие».

В «Книге об этике» важнейшим видом труда Насыров считает учебный труд для ребенка: никогда не ленись овладевать знаниями.

Труд является основой материального благосостояния, поэтому надо любить труд и людей труда. Но труд, говорит Насыров, должен быть полезным для всего общества, для народа. Нельзя жить только своими личными интересами и личной выгодой: «Если хочешь жить безбедно, исполняй хорошо свое дело, чтобы другие ценили твою работу».


1.2 Роль труда во всестороннем развитии личности

Значение труда в развитии личности давно стало понятным. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека? Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.

Для беседы о труде можно использовать законы РФ. Это очень важные законы, в них проявляется огромная забота о гражданине нашей страны. До сих пор даже в самых богатых и развитых странах есть миллионы безработных. Тяжела участь безработного- это нужда, голод, болезни и преждевременная старость.

Государство не только дает право на труд, но и заботить об облегчении труда, чтобы каждый человек больше работал и с удовольствием и не тратя много сил. Например: наши заводы и фабрики оснащены новейшим оборудованием и техникой, а как люди работали раньше?

Здесь так же можно опереться на впечатления детей от экскурсий на заводы, фабрики. Показать, что наш рабочий класс - это миллионы человек. И первое слово космонавта, вернувшегося с орбиты, врача, который с помощью уникальных инструментов спас человеку жизнь. Их первое слово благодарности - рабочему человеку, рабочим рукам.

Надо помнить, что любая вещь - результат труда многих людей.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений

Труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста - в игре, в младшем и среднем школьных возраста - в учении, в юношеском - в профессионально-трудовой подготовке.

В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.






2. Трудовое воспитание школьников

2.1 Содержание трудового обучения и воспитания младших школьников

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качествработника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации. [1, с.38]

В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Трудовое воспитание - это важнейшая предпосылка всестороннего гармонического развития личности ребенка.

Целями его являются:

- развитие добросовестного, ответственного и творческого отношения к любому труду;

- накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников обычной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общими трудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания

2.2 Цель и задачи трудового воспитания и обучения младших школьников

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков [7, с. 103].

Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания - принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Приобретенные знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной способности - способности к труду. Это уменьшение веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

2.3 Формы и методы трудового воспитания

Труд людей, занятых в сфере материального производства включает многообразные формы деятельности, знакомство с которыми при обучении в школе способствует подготовке учащихся к жизни, к творческому труду.

Трудовая подготовка учащихся не ограничивается только учебными занятиями. Во Дворцах молодежи, на станциях юных техников, в технических клубах и кружках в свободное от учебы время школьники занимаются моделированием, конструированием и изготовлением приборов, механизмов и машин. Эти занятия расширяют технический кругозор, воспитывают любовь к труду, к технике, формируют инициативу, творческое мышление. [8, с.16]

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Широко распространенная форма вовлечения учащихся в общественно полезный, производительный труд - трудовые объединения школьников.

Трудовые объединения школьников - ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, трудовые отряды школьников, школьного лесничества и т.п. - организуются на принципах добровольности и самоуправления для совместного производительного труда и активного отдыха.

Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении. Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у школьников. Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются [17, с.3]:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,

традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) в последние годы в школах создаются производственные кооперативы, где школьники занимаются производственным трудом и получают за это денежную оплату;

г) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями.

В методике трудового воспитания наиболее важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов и выполнения.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1. Труд учащихся должен быть общественно полезным. Ребенок должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд - это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации. Координация самого себя помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен быть выполнимым для них. Если труд невыполним, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже легкую работу.

7. При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

8. Недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с друзьями.

9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Если все указанные условия соблюдаются, то труд для школьников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, формируется такая нравственная черта, как уважение к людям труда.

2.4 Содержание и формы трудового воспитания младших школьников

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка [8, с. 9].

Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решитьпрактические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия [9, с. 201].

Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Формами трудового воспитания являются :

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях ;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания [8, с. 10].

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями [11, с. 370].

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

Начало формы

2.5 Система трудового воспитания

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения школьников в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. [3, с. 45]

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность и производительность труда, и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности - трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивность в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине.

Школьники пытаются научно анализировать труд, практически проявить свои творческие способности. Важно познакомить их со взглядами выдающихся людей на эстетическую роль творческого труда. Это помогает им глубже заинтересоваться его социально-экономической сущностью.

Целенаправленное формирование нравственного воспитания к труду у школьников включает в себя повышение роли общеобразовательных предметов в усвоении сущности труда, его социальной значимости. Сам по себе учебный труд - это активная деятельность, направленная на познание окружающей действительности и себя как части мира. [16, с. 41]

Желание и умение непрерывно пополнять и углублять изучение наук, формирует общекультурный уровень и стремление постоянно его повышать. Учебный труд включает изучение трудовой деятельности людей и их отношения в процессе труда. Учебная деятельность играет исключительно важную роль в воспитании трудолюбия у учащихся, формирует нравственные качества, открывающие молодым путь к достижению высокого мастерства в любой профессиональной деятельности: ответственное и добросовестное отношение к учебным и трудовым обязанностям, уважение к любому виду труда, проявление самостоятельности и творчества.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К. К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщение сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития, спроектировать ей дальнейшие пути развития.
Для изучения направленности личности, ее мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод.
Преимущество этих методик заключается в том, что во время их применения снижается смущение, настороженность испытуемого благодаря чему он максимально вовлекается в эксперимент. Недостаток - трудность в истолковании результатов.
Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка, отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать исключительно в естественных условиях в процессе труда.

3. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

3.1 Обучение и труд как единое понятие

В младшем школьном возрасте, влияние на формирование важнейших черт личности, оказывает помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника -- это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Дошкольнику, как правило, дают отдельные мелкие поручения: пойти туда-то, принести то-то. Перед ребенком школьного возраста ставятся более сложные задачи. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача -- добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Рассказы о труде, экскурсии и наблюдения вызывают большой интерес у младших школьников, желание отобразить все это в рисунках пли в игре. Хотя они обращают больше внимания на внешнюю сторону труда, в этой деятельности есть воспитательный смысл.

Большое значение для формирования у младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное, значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.

Чтобы добиться желаемых результатов учитель и педагог должен руководствоваться несколькими правилами:

  1. Ребенок должен участвовать в процессе труда. Для этого соблюдается возраст и здоровье учащегося. Указывая на физический труд, учитель требует наибольшей отдачи и хорошей работы.

  2. Каждый ребенок по своему воспринимает труд, один с малых лет чем- нибудь занимается, а другой проводит свой день зря, без цели. Чтобы и дальше так не продолжалось, нужно приучать детей к каждодневному труду. Ребенок должен радоваться своей работе, должен стремиться выполнять её качественно и полезно. Легкий труд не требующий полной отдачи, физической силы, силы воли не может быть полезным.

  3. Сначала ребенок боится выполнить задание самостоятельно «А вдруг я не смогу?». Педагог показывает порядок выполнения, потом работа выполняется вместе, а уже потом ребенок выполняет его самостоятельно. Тогда все страхи пройдут. Если дети видят результат своего труда, гордятся им, тогда они формируется как граждане и чувствует себя счастливыми.

  4. Труд должен быть для детей обязательным и необходимым. Для этого создаются условия в школе и в семье, где ребенок не боится трудностей. Ребенок должен чувствовать себя полезным и значимым для общества.

  5. Труд должен чередоваться с отдыхом. Это правило подтверждено и работниками гигиены и физиологами. Оно соблюдается и в школе и дома.

3.2 Развитие младших школьников в процессе трудового обучения

На уроке труда, с одной стороны, ученики имеют возможность систематически усваивать знания, умения и навыки по труду, что обеспечивает их умственное развитие, с другой стороны, создание продукта впервые приобщает учащихся к общественной сущности труда в нашем обществе, что позволяет формировать высокие гражданские качества, стремления, мотивы.

Возможность умственного развития на уроках труда, как и в процессе обучения в целом, определяется в настоящее время принципом развивающего обучения.

Первокласснику диктуется и показывается каждое действие, и это ограничивает его возможности размышлять отвлеченно, представлять и планировать последующие операции. Как показывают экспериментальные работы Э.А. Фарапоновой, важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное развитие абстрактного мышления, это обучение учащегося на уроках труда планированию [21, с.186].

Формирование умения планировать идет, с одной стороны, от планирования, проводимого совместно с учителями, к самостоятельной деятельности по планированию и, с другой стороны, от планирования с опорой на наглядность, т. е. действия с образом предмета, к действию, в котором ученик руководствуется внутренним представлением.

Очень важным является развитие на уроках труда такого волевого качества, как самостоятельность. После учебно-тренировочных упражнений, под руководством и контролем учителя в экспериментальных классах проводились уроки самостоятельной работы, причем степень самостоятельности возрастала постепенно: сначала учащиеся самостоятельно выполняли отдельные этапы работы, потом, получив задание, рассматривали его и сами планировали работу. Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу, получает какие-то случайные детали и начинает сам выдумывать. Планирование, чертежи и т. п. формируют настойчивость в достижении цели, требуют обязательного выполнения необходимых элементов деятельности в соответствии образцу.

При такой организации работы на уроке у учителя имеются большие возможности для развития самоконтроля, облегчающего успех всякой деятельности. Сличение учеником своих операций с инструктивной картой, с планом, чертежом способствует развитию пооперационной формы самоконтроля, которая позволяет ученику заранее предотвратить ошибки, оценить себя в процессе создания поделки.

3.3 Формирование положительного отношения к труду

Как говорилось выше, более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, воспитание отношения к труду.

В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.

Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение, приобретают и широкие социальные мотивы.

В сложной структуре мотивов на уроках труда общественные мотивы труда должны быть ведущими, подчиняющими остальные мотивы.

Формирование общественной направленности труда часто сопряжено с трудностями. Во-первых, у младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность, ему хочется сделать для себя и оставить поделку себе, во-вторых, не использованная по назначению поделка, т. е. труд ученика, затраченный впустую, может сформировать такую черту, как равнодушие, безразличие к труду.

Для формирования общественных мотивов ученику очень важно четко знать, что и для чего он делает. Поэтому содержание общественно полезного труда в младших классах должно быть очень разнообразным: изготовление поделок для подшефного детского сада, ясли, подарок маме к 8 Марта и т. д.

Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.

Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.

Предметом коллективной деятельности в школьные годы все чаще становятся аппликация и конструирование. В процессе подготовки к сборам, праздникам («Красная звездочка», новогодняя елка), к занятию-игре «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» и т. д. дети с удовольствием выполняют аппликации, фотомонтажи, конструируют макеты. Для этого они должны быть поставлены в условия, при которых можно убедиться, что без предварительного планирования общая работа едва ли будет эффективной.

Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.

С учетом вышеизложенных рекомендаций и обобщения передового опыта педагогов по исследуемой проблеме была создана система занятий для младших школьников с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда на пользу людям.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Трудовое воспитание младших школьников является составной частью процесса воспитания подрастающих поколений, системой педагогических воздействий, направленных на формирование у учащихся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, соответствующих умений и навыков, общей трудовой культуры. Оно осуществляется в целостном педагогическом процессе в условиях тесного взаимодействия школы, семьи и общественности и учитывающем индивидуальные и возрастные особенности школьников.

2. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что существует своеобразие трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста. Оно определяется прежде всего возрастными особенностями (важное место в жизни ребенка занимает игра, познавательная деятельность происходит в учебе, большую роль играет личность учителя, преобладание конкретно-образного мышления, дети этой возрастной категории предпочитают физический труд умственному и т. д.), трудовыми и этнокультурными традициями народа .

3. Основными типичными трудностями учителей начальных классов в организации трудового воспитания учащихся являются следующие: педагоги имеют недостаточную теоретическую, методическую, практическую готовность к трудовому воспитанию, слабо владеют аналитическими, диагностическими, прогностическими, информационными, конструктивными, организационными умениями; в школах сегодня нет единой общепринятой программы по трудовому обучению и воспитанию.

4. В трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения.

Совершенствование системы трудового воспитания учащихся, на наш взгляд, возможно при внедрении научно обоснованной системы трудового обучения и воспитания. С учетом современных требований, предъявляемых обществом к трудовой подготовке школьников, нами была разработана модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников, включающая в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, средства и результат. Цементирующей ее основой является цель, которую мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников?

5. В качестве критериев трудовой воспитанности в нашем исследовании выступали: отношение к труду, учебе, к людям, самому себе и коллективу;

- повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителя начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;

- этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;

- вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности; побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;

- оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;

- осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

3.4 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребенка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

Т.А.Гомырина показала в своей работе эффективность развития творческих способностей на уроках труда.

Труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях.

Труд - это физическая или интеллектуальная деятельность, приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. И труд вовсе не способность что либо сделать, а сама деятельность, которую также можно увидеть/потрогать/услышать/почувствовать. Также труд можно измерить и оценить в различных системах счисления. Увы. Только призвав Бога, можно разобраться с чего начать. Так как люди опошлили эти понятия и все перепутали до неузнаваемости. Деньги - сказали, что это единица измерения труда или стоимости продукта. Работа - сказали, что это место, куда мы все должны ходить, чтобы заработать деньги. Которые как мы считаем, показывают степень нашей отдачи. Труд - это то, что мы производим. "Производим" мы чистоту или варим. Труд, работа - у многих нет ощущения разницы этих понятий, а у некоторых - есть. Обратимся к словарям. C. И. Ожегов. Деньги - металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях - особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. C. И. Ожегов. Работа - процесс превращения одного вида энергии в другой; вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли. C. И. Ожегов. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Очень интересно, что Ожегов только вскользь в своих значениях упоминает, что работа и труд - это одно и тоже. В.И.Даль. ТРУД - работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. Без труда нет добра. Труд кормит и одевает. В словаре Даля вообще нет отдельно слова "работа".Зато Словарь синонимов вот что выдает: "Работа, дело, делание, занятие, труд, страда, подвиг, упражнение; изделие, поделка, произведение, создание, творение, продукт."И поскольку мы выяснили, что работа и труд - это одно и то же, то и писать я буду лишь Работа. Подразумевая под этим словом именно процесс превращения одного вида энергии в другой или нахождение в действии. Начнем с того, что вспомним, что существует нечто, что мы должны отдавать ежедневно. Дарить. Существует крест. Согласно которому мы будем жить. Мы должны отдавать лучшую часть своей энергии. Мы должны делиться тем, что нам самим нравится. Мы должны выполнять ту работу, которая нас вдохновляет. И только когда мы действительно отдаемся процессу Работы ради нее самой, только мы начинаем отдавать Дань Работе и Работой, только тогда мы поймем, что такое быть счастливым. Так как этот процесс составляет основу нашего Бытия.






Заключение

Итак, осуществленное в рамках данной работы исследование подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в общеобразовательной школе.

Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь школьникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Поэтому основная подготовка к труду осуществляется на уроках по основам наук, факультативных занятиях, в кружках технического творчества, в ходе выполнения общественно полезного во внеурочное время.

Исследованный материал позволил сделать вывод, что труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

Учащиеся познают в труде окружающий мир таким какой он есть на самом деле, систематизируя и закрепляя знания, ребенок расширяет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Учителя стараются воспитать в детях любовь к труду, вызвать интерес к работе, объяснить, что их труд полезен для общества, помогают увидеть только хорошие стороны и развитие труда. В процессе труда учащиеся контактируют с взрослыми, знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, появляется потребность в общей пользы, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду учащихся. Эти нравственные черты позволяют ребенку подготовиться к будущей жизни.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств школьника.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке.

Значительное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко занимал производительный труд детей. Его практика по организации детского производительного труда показала, что дети школьного возраста поразительно быстро и без всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными навыками и навыками организации производства. И тот труд должен исходить из представления о ценностях.

Каковы ценности трудового воспитания А.С.Макаренко?

Во-первых, труд - это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня, благосостояния человека.

Во-вторых, трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости.

В-третьих, в труде воспитывается отношение к другим людям, - это уже будет нравственная подготовка. Это правильное отношение состоит в том, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда.

В-четвертых, физическое развитие в труде, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

В-пятых, объединение детей разного возраста дает большой эффект. Оно создает тесное взаимодействие возрастов, естественное условие "постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают и усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает качество будущего семьянина.

"Преемственность поколений" имеет большое значение в развитии и облегчает воспитательную работу в школе.

В-шестых, защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива.

Трудовое воспитание - важнейшее педагогическое производство, нуждающееся в надежных технологиях.

Исследования свидетельствуют, что в современных условиях большинству молодежи не хватает инструментальных знаний, практических навыков, позволяющих быть конкурентоспособными на рынке труда. На решение этой проблемы и нацелена, прежде всего, реформа образования.

Для педагогического дела две самые полезные характеристики личности - отношения и личностные ценности. Личностные ценности как то, что человек признает для себя важным, значимым в жизни (цели жизни, средства, способы достижения этих целей) - мостик от общественной культуры, общественного бытия к миру личности, к его индивидуальному бытию.

Отношения, интересы. Взгляды, идеалы, мечты - проявления ценностного мира личности.

Основная педагогическая идея, миссия школы, философия школы: "Самое ценное - человек". Главная цель - его рост, развитие и воспитание.

В систему ценностей могут входить:

- единое представление о духовных и нравственных ценностях;

- единое понимание цели деятельности коллектива;

- единый подход к личности ученика как субъекта.

ТРУД - целесообразная деятельность человека, направленная на приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей; на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на производство товаров и услуг. Т. является основой жизнедеятельности и развития человека. Продукт Т. может быть выражен в стоимостной, денежной форме как полученный в результате его реализации доход или заработок.

В процессе Т. человек взаимодействует с предметами труда и средствами труда, а также с окружающей средой. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется развитием технологий, уровнем автоматизации производства. Необходимо обеспечивать безопасность труда, выполнять санитарно-гигиенические, эргономические и эстетические требования к условиям труда. Проблема взаимоотношений человека и природы стала предметом нового научного направления - социальной экологии.

Классификация Т. Социальный характер Т. обусловлен формой собственности на средства производства. По этому признаку различают частный труд (собственника или арендатора) и наемный труд (организационные формы этих видов Т. - индивидуальный Т. и коллективный Т.). Социальный характер Т. проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение).

Структурный характер Т. определяется содержанием Т.; главные параметры - степень интеллектуализации и квалификационная сложность трудовых функций. Степень интеллектуализации трудовой функции различается в зависимости от доли содержащихся в ней элементов умственного и физического Т., а также от доли творческого и репродуктивного (нетворческого) Т.

Физический Т. - одна из основных форм Т., которая характеризуется преобладанием физической нагрузки над психической. Может быть локальным, когда количество работающих мышц не превышает 1/3 общей мышечной массы; региональным, когда в работу включено от 1/3 до 2/3 всей мускулатуры тела; общим, когда активизируется более 2/3 общей мышечной массы тела. Профессии тяжелого и среднего мышечного Т. - грузчики, каменщики, докеры. Значительные мышечные нагрузки имеют место и в ряде др. профессий, напр. в горнорудном и угольном производстве, при добыче нефти и газа, при обслуживании и ремонте различных транспортных средств. Такие работы характеризуются повышенными энергетическими тратами: 4000-6000 ккал (и больше) за смену.

Физический Т. развивает мышечную систему человека и благоприятно влияет на обменные процессы. Отрицательные моменты: включаются в работу лишь определенные и одни и те же группы мышц; требуется большое физическое напряжение; непривлекательность некоторых видов такого Т.

Степень квалификационной сложности трудовой функции определяется ее границами и структурой, составом и количеством составляющих ее элементов, их разнообразием, новизной, а также условиями выполнения. Оценка этого признака применительно к тому или иному работнику устанавливается соответственно его разряду по принятой тарифной системе. Характер и содержание Т. как классификационные признаки органически взаимосвязаны.

По профессиональному признаку может быть выделен Т. научный (или исследовательский), инженерный, управленческий, производственный, педагогический, врачебный и др. По функциональному признаку виды Т. подразделяются в зависимости от их целевого назначения, сферы приложения и функциональной роли в экономическом цикле хозяйственной деятельности. По отраслевому признаку выделяют такие виды Т., как промышленный (в т. ч. добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный (в т. ч. растениеводческий и животноводческий), строительный, транспортный и коммуникационный (в производственной сфере).

Классификация видов Т. по применяемым средствам и способам Т. позволяет выделить ручной, машинно-ручной, машинный, механизированный и автоматизированный (компьютеризированный) Т.

К ручным относятся процессы, которые выполняются вручную с помощью немеханизированных орудий Т., напр. крепление горных выработок, ручная сборка узлов и машин, ручная формовка и т. д. В данном типе трудовых процессов выделяют ручной творческий Т., который отличается от большинства ручных работ повышенным содержанием элементов творчества, художественной фантазии, индивидуальным (авторским) характером исполнения и др. качествами, напр. производство изделий в традициях народных художественных .При идентификации видов Т. по этим признакам устанавливаются соответствующие количественные критерии исходя из соотношения между занятостью рабочего места и работника. Отличительной чертой механизированного Т. является уменьшение (при выполнении работы) участия крупных мышечных групп и увеличение значимости более мелких мышечных групп при значительном возрастании скорости и точности движений. В условиях механизированного производства преобладают локальные и региональные работы, которые могут носить как динамический, так и статический характер. Профессии механизированного Т. требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков, необходимых при управлении различными инструментами, механизмами, станками и т. д. Примером такого вида Т. могут служить различные виды станочных работ, рихтовочные работы и др.По степени благоприятности условий различают такие виды Т., как стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; нерегламентированный (свободный), регламентированный и жестко регламентированный (принудительный труд).

Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосферу высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.

Современное общество в период рыночных отношений предъявляет особые требования к человеку как труженику, поэтому в школе проблема воспитания детей в труде должна занимать самое значительное место. Сегодняшний школьник завтра займёт своё место в обществе, и будущее его будет зависеть от того, насколько он окажется подготовленным к трудовой деятельности.










Список использованных источников

1. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников?" 1991, №12

2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики, М. 1991

3. Воспитание школьников в труде под редакцией А.А. Шибанова: М, 1996

4. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М. 1989

5. Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде М, 1997

6. Гуламов Г. Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся, 1991

7. Единство трудового и нравственного воспитания студентов, Донченко В.Н., Волина Э.Л., Преглова Н.Б. и др., под редакцией Э.Л. Васиной - М.: Высшая школа, 1994

8. Зорова О.А. Нравственные и эстетические факторы в трудовом воспитании, Мн. 1986

9. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьников, М, 1997

10. Копытов А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка, 1999, № 4,

11. Крутецкий В.А. Психология, 1996,

12. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников, М 1983

13. Лихачев Б.Т. Педагогика, М. 1998,

14. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков, 1996,

15. Макаренко А.С. Сочинения, т.4

16. Новожилов Э.Д. Трудовая подготовка школьников в период экономической реформы, 1992, № 1-2

17. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания, М. 1992, № 7-8

18. Педагогика: под ред. В.В.Белорусовой и И.Н. Решетель, 2-е изд., М. 1996

19. Педагогическая энциклопедия, т.4, М., 1988,

20. Подросток в семье, сост. И.Я. Наумченко, Н.Ф. Яковлев, Мн. 1993

21. Психологические основы трудового воспитания школьников, под ред. Э.А. Фарапоновой, М. 1998


© 2010-2022