Занятие НОУ «Природа и мы»

Занятие НОУ «Природа и мы» Тема: Подготовка к республиканской конференции » Творчество юных» Цель: Определить  методологические требования к основному содержанию научной работы . Основное содержание научной работы   Метод организации содержания, т.е. порядок построения процесса обоснования ответа на основной вопрос определяется правилами сведения исходного вопроса к вспомогательным и состоит из следующих шагов: Установить ключевое слово заглавия работы.  По данному ключевому слову свести загла...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие НОУ «Природа и мы»

Тема: Подготовка к республиканской конференции » Творчество юных

.Цель: Определить методологические требования к основному содержанию научной работы .

Основное содержание научной работы

. Метод организации содержания, т.е. порядок построения процесса обоснования ответа на основной вопрос определяется правилами сведения исходного вопроса к вспомогательным и состоит из следующих шагов:

Установить ключевое слово заглавия работы. По данному ключевому слову свести заглавие работы (основной вопрос) к заглавиям ее разделов (вспомогательным вопросам) первого уровня (например, главам).

Если это сведение не приведет какие-то заглавия первого уровня к корректным вопросам, то сведение продолжить до тех пор, пока все заглавия низших уровней сведения не станут корректными вопросами. Это есть процесс сведения основного заглавия к вспомогательным. Этот процесс дает план работы.

На основе ответов на вопросы, выраженные заглавиями низшего уровня, дать ответы на вопросы более высокого уровня вплоть до основного (исходного) вопроса, выраженного заглавием работы.

Данный процесс представляет содержательное (не формальное, основанное не только на формальных правилах) выведение из ответов на вспомогательные вопросы и принятых предпосылок ответа на основной вопрос.

Порядок ответа на основной вопрос предопределяется порядком сведения основного вопроса к вспомогательным корректным вопросам. Сведение вопросов и есть сведение заглавий. Поясним действие метода организации содержания на следующем примере.

Допустим, мы получили в качестве итога исследования научных работ результат, который состоит в том, что для методологически правильного построения содержания научной работы необходимо для каждой части этого содержания применять специфические методологические правила (т.е. соблюдать методологические требования). Допустим, мы выяснили, что для нашей задачи ключевым словом является термин "содержание научной работы". Допустим также, что опять-таки для поставленной задачи целесообразно деление понятия "содержание научной работы" на "введение в эту работу", "основное ее содержание" и "заключение".

Соответственно с эти делением составляем план нашей работы:

1 глава. Методологические требования к введению в научную работу.

2 глава. Методологические требования к основному содержанию научной работы.

3 глава. Методологические требования к заключению научной работы.

Сократить названия глав вряд ли возможно, так как эти названия должны точно соответствовать их написанию в тексте, а там, в сокращенном виде они будут непонятны.

После этого можно излагать содержание 1-й главы, затем 2-й и 3-й. Если потребуются параграфы для какой-то главы, то можно их ввести путем соответствующего сведения заглавий этой главы к заглавиям параграфов. Наконец, надо подвести итог в заключении.

При ответе на вопросы можно и даже необходимо использовать предпосылки , например, положения различных наук. Разумеется, все предпосылки должны быть истинными. Автор имеет право выбирать любые предпосылки, но за их истинность ответственность несет только он сам. Тут, как говорится, не уверен - не выбирай. Лучше еще раз проверить. Ссылка на авторитет или на публикации не может быть принята. Иначе количество неверных или бессмысленных работ будет только множиться. Количество предпосылок должно быть необходимым и достаточным: не нужно лишних, но и нельзя упускать необходимые, полагаясь на знания реципиента. К сожалению, не редки случаи, когда начинающие авторы сверх всякой меры излагают, кто что сказал по данному поводу. Или, напротив, делают утверждения, непонятно на чем основанные.

Правильный набор предпосылок делает работу логически стройной и обоснованной, избавит пишущего от несправедливой критики. Дело в том, что оппонент не имеет права в оценке результата коллеги исходить из иных предпосылок, чем те, которые были приняты. Если он будет исходить из иных предпосылок, то все его выводы будут относиться к некоей другой работе, но не к данной. Однако оппонент имеет право указать на необоснованность результата предшественника, если

а) из имеющихся, т.е. приведенных в явном виде, предпосылок результат не следует (предпосылок не хватает), либо

б) по меньшей мере, одна из предпосылок ложна (а так как изо лжи следует "все, что угодно" (и истина, и ложь), то о приемлемости результата ничего сказать нельзя).

В3. Методологические требования к заключению научной работы

Заключение научной работы представляет вывод об обоснованности основного результата (ответа на основной вопрос) на основе ответов на вспомогательные вопросы и принятых в работе предпосылок. В заключении приводятся также следствия из этого результата, показывается его научно-практическое значение (актуальность). Никакие положения, не обоснованные в основном содержании работы, не должны фигурировать в заключении.

Рассмотрение методологических требований, предъявляемых к правильному построению научной работы, приводит к следующим выводам:

• основной результат исследования обусловливает все части научной работы, посвященной обоснованию этого результата;

• все части научной работы должны быть согласованы между собой и с основным результатом;

• это согласование обеспечивается выполнением методологических требований, предъявляемых ко всем частям научной работы;

• без знания основного результата нельзя судить о правильности построения и приемлемости любой из частей научной работы (от заглавия до заключения) и работы в целом.

Список вопросов ко второй главе

Суть определяющего признака вопроса?

Отличие скрытых предпосылок вопроса от явных?

В чем состоят явные и скрытые предпосылки измерения длины?

Что такое научная работа в интеррогативном плане?

Отличие научного вопроса от обыденного?

Что такое корректность научного вопроса и чем она отличается от корректности обыденного вопроса?

В чем суть ответа на вопрос?

Суть метода установления корректности вопроса?

Роль анализа ключевого слова в вопросе?

Метод сведения основного вопроса к вспомогательным. Роль в этом методе деления и определения понятия.

Почему обоснование результата научной работы является главным фактором этой работы?

Какие части научной работы обязательны с методологической точки зрения?

Почему полезно представить научную работу в терминах интеррогативного языка (вопрос, ответ на вопрос, основной и вспомогательный вопрос, предпосылки вопроса, корректный вопрос, редукции вопроса, дедукция ответа)?

Методологические требования к результату научной работы.

В чем состоит новизна и актуальность результата научной работы?

Интеррогативное представление заглавия научной работы?

Суть цели научной работы.

Методологические требования к содержанию научной работы (введению, основному содержанию, заключению).

[

© 2010-2022