Рабочая программа дополнительного образования Социальный волонтер

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА № 38

(ГБОУ СПО КГиС № 38)




УТВЕРЖДЕНО

Зам. Директора по УВР

Гурин В.Н.

___________________

«____» октября 2015 г.

СОГЛАСОВАНО


И.о. руководитель отделения

«Чонгарское»

Савченкова Н.Е.

_________________

«01» октября 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Социальный волонтер»






Срок реализации:

01.10.2015 - 30.06.2016






Автор:

Преподаватель Сарварова Э.Р.










Москва 2015 г.



Пояснительная записка

Социальное волонтерство - это деятельность, приносящая пользу обществу, осуществляемая добровольно, отражающая личные взгляды человека, и наличие его активной жизненной позиции. Волонтерское движение является мощным инструментом социальных перемен, культурного и экономического роста как общества в целом, так и студенческого в частности.

Сегодня молодежь, в том числе студенты СПО являются наиболее подвижной социальной группой, принимающей участие в решении задач, стоящих перед государством и обществом. Участие специально подготовленных волонтеров из числа молодежи в деятельности общественных объединений социального профиля является важнейшей, основой, например для социально-педагогической поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. В России, по сравнению с зарубежными странами, волонтерское движение развито весьма слабо, но необходимость в работе волонтеров - очень большая. В связи с интенсивным развитием компьютерных технологий возникает необходимость в повышении образовательного уровня людей старшего поколения, детей из детских домов, людей с ограниченными возможностями. Государство не в состоянии решить эти и подобные проблемы в одиночку и одномоментно. Поэтому в их преодолении необходимо привлекать к активному участию все общество. Огромное значение в этом процессе отводится волонтерам и общественным благотворительным организациям.

Социальные Волонтеры в России давно перестали считаться «особыми людьми», склонными к своеобразному экстриму. Сегодня волонтером могут оказаться одноклассники, бывшие коллеги, друзья и знакомые вашего сына или дочери. Все просто: помощь мы можем оказать тому, кто находится на расстоянии вытянутой руки. И оказать намного раньше, чем официальные лица обратят на нуждающегося свое благосклонное внимание.

Цель дополнительного образовательная, в рамках которого, создана группа «Социальный волонтер» - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление студентов, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но в рамках группы «Социальный волонтер» можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Волонтеры - это молодые граждане в возрасте от 15-20 лет, это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся в группе риска. Им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь - активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию - это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров - на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерской группе поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.


Формы и режим занятий:

Рабочие встречи, семинары-тренинги, видео-лектории, интерактивные формы обучения методике социальной волонтерской деятельности, подготовка и организация совместных мероприятий (например, благотворительные акции, организация и проведение ярморок, работа на выставках и православных службах т.д.)

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Тесное взаимодействие участников группы «Социальный волонтер» и общественности, через совместное проведение мероприятий, поддержку инициативности подростков и молодежи для решения социально значимых проблем.

Цели:

  • Развитие социального волонтерского движения в ГБОУ СПО КГиС № 38

  • Организация занятости детей, для развития их самостоятельной, познавательной деятельности;

  • Профилактика вредных привычек;

  • Воспитание здорового образа жизни.

  • Снижение уровня социальной напряженности учащихся, благодаря получению позитивных эмоций при участии в мероприятиях.

Задачи:

Дать представление о понятиях «социальная работа», «социальное служение», «волонтер», «доброволец», «милосердие», «благотворительность», сформировать систему знаний об основополагающих принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности.

Образовательные:

• обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;

• обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;

• знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

• обучение основам работы с различными видами информации.

Развивающие:

• формирование первичных организаторских умений и навыков;

• развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.

• развитие уверенности в себе;

Воспитательные:

• воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

• воспитание качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

• формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.









Содержание программы:

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

1. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.

2. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.

4. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Игровые технологии в работе волонтера

1. Игры - адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки.

2. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.

3. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

1. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.

2. Что такое алкоголь. Какие напитки принято называть алкогольными. Состав алкогольных напитков. Причины начала употребления алкоголя. Механизмы возникновения алкогольной зависимости.

3. Влияние алкоголя на организм человека. Действие алкоголя на внешний вид и поведение человека. Влияние алкоголя на различные органы и системы человека.

4. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека.

Информационные технологии в работе волонтеров

1. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Основы проведения социальных дел

1. Социальная акция. Проведение или участие в благотворительных, экологических и др. акциях. Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций ко Дню пожилого человека, Дню матери, Письмо другу и др. Проведение благотворительных и экологических акций.

2. Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности. Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.

Психологическая подготовка волонтеров

1. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

2. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».

3. Тренинги личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

4. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

Специальная подготовка волонтеров

1. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов.

2. Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов.



Требования к знаниям и умениям:

К концу года обучения студенты должны знать:

• историю развития волонтерского движения;

• основные добровольческие организации России;

• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

• правила составления информационного буклета;

• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры;

• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

• правила выхода из конфликтной ситуации;

• влияние психоактивных веществ на организм человека;

• способы отказа от употребления психоактивных веществ

Студенты должны уметь:

• владеть навыками планирования и самоанализа;

• уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.

• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В период с 01.10.2015-30.06.2016


Наименование темы

Итого

1

Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения

20

Введение

2

Социальная работа

2

Социальное служение

2

Объекты и субъекты социальной работы и социального служения

2

История добровольчества

2

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

2

Роль волонтера в решении социальных проблем общества

2

Мотивация волонтерской деятельности

2

Роль волонтерства в личностном развитии

2

Личностный рост

2

2

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ. Основа права

32

Виды зависимостей

2

«Мир без алкоголя»

2

Алкоголь и закон

2

Практическое занятие 1: Просмотр фильма «Игры Богов» 1

2

Влияние курения на организм человека

2

Умение отказываться (общая пропаганда против курения на переменах)

2

Практическое занятие 2: Просмотр фильма «Игры Богов» 2

2

«Вирус «Сквернословие» и его влияние на жизнь

2

Наркотики убивают

2

Практическое занятие 3: Просмотр фильма «Игры Богов» 3

2

Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей

2

Компьютерная, игровая зависимости.

2

Практическое занятие 4: Просмотр фильма «Игры Богов» 4

2

Права волонтеров

2

Обязанности волонтеров

2

Правовая основа социального служения

2

3

Информационные технологии в работе волонтеров

18

Информационный буклет.

2

Листовка

2

Принципы создания

2

Практическое занятие 5: Круглый стол на тему: Интернет в профессии волонтер».

2

Практическое занятие 6: Работа с интернет источниками по поиску информации социального характера

2

Практическое занятие 7: Разработка информационного буклета

2

Практическое занятие 8: Разработка собственной листовки

2

Практическое занятие 9: Подготовка презентации на тему: Я - волонтер!

2

Практическая работа 10: Работа со студентами колледжа отделение «Чонгарское»

2

4

Основы проведения социальных дел

30

Разработка и проведение социальных акций

2

Практическое занятие 11: День ветерана профтеха (помощь бывшим преподавателям колледжа ушедшим на пенсию)

2

Практическое занятие 12: День друга (Учимся писать письма друзьям)

2

Практическое занятие 13: Письмо солдату

2

Практическое занятие 14: «Осенняя неделя добра»

2

Акции по пропаганде ЗОЖ (плакаты и листовки по колледжу

2

Практическое занятие 15: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 16: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 17: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 18: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 16: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 19: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 20: Посещение православной выставки

2

Практическое занятие 21: Духовная беседа с о. Макарием

2

Практическая занятие 22: Изготовление новогодних открыток для детей из детского дома № 15

2

5

Психологическая подготовка волонтеров

40

Особенности работы с младшими школьниками

2

Особенности работы с младшими школьниками

2

Психологические особенности людей пожилого возраста

2

Психологические особенности людей пожилого возраста

2

Практическое занятие 23: Тренинг личностного роста

2

Практическое занятие 24: Просмотр фильма Личностный рост

2

Тренинг коммуникативных навыков

2

Практическое занятие 25: Просмотр фильма Я - лидер!

2

Тренинг: Вербальная и невербальная информация

2

Тренинг: Эффективные приемы общения

2

Тренинг: Взаимопомощь

2

Тренинг: Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта

2

Практическое занятие 26: Эффективные приемы общения

2

Практическое занятие 27: Взаимопомощь

2

Практическое занятие 28: Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта

2

Тренинг: «Моя индивидуальность»

2

Тренинг: «Уверенное и неуверенное поведение»

2

Тренинг: «Эмоции и чувства»

2

Тренинг: «Проблемы можно решать»

2

Кто он - человек помогающий

2

6

Специальная подготовка волонтеров

20

Милосердие - близко или далеко

2

Благотворительность - смысл жизни

2

Практическое занятие 29: Поездка в детский дом

2

Практическое занятие 30: Поездка в дом престарелых

2

Практическое занятие 31: Поездка в детский дом

2

Практическое занятие 32: Поездка в Первую Градскую больницу

2

Практическое занятие 33: Поездка в Храм Христа Спасителя

2

Практическое занятие 34: Поездка в детский дом

2

Практическое занятие 35: Экскурсия в музейный комплекс Кремля

2

Практическое занятие 36: Экскурсия в Марфо-Мариинскую обитель

2

Итого:

160








Список литературы:

1. Валеренко А. А. Волонтерство как дополнительный стимул в получении знаний при реализации программ СПО / А. А. Валеренко // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015

2. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011

3. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2011

4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.

5. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001

6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.

7. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - isovet.ru/

8. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

9. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011


© 2010-2022