• Преподавателю
  • Другое
  • «Дифференцированное обучение математике в условиях реализации деятельностного подхода в образовании»

«Дифференцированное обучение математике в условиях реализации деятельностного подхода в образовании»

«Дифференцированное обучение математике в условиях реализации                     деятельностного подхода в образовании» МОИ  ПРИОРИТЕТЫ       Моими приоритетами в профессиональной деятельности являются: §  Личность ученика как субъект и главная ценность образовательного процесса. §  Образовательный процесс, максимально адаптированный к уровню и особенностям психического и физического развития ребенка и учитывающий эти особенности при проектировании и реализации учебных задач. §  Учебные предмет...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дифференцированное обучение математике в условиях реализации деятельностного подхода в образовании»

МОИ ПРИОРИТЕТЫ

Моими приоритетами в профессиональной деятельности являются:

  • Личность ученика как субъект и главная ценность образовательного процесса.

  • Образовательный процесс, максимально адаптированный к уровню и особенностям психического и физического развития ребенка и учитывающий эти особенности при проектировании и реализации учебных задач.

  • Учебные предметы как средство развития личности ученика.

  • Воспитание как важнейшая функция образования.

  • Компетентность педагога и стабильность результатов учащихся как главные индикаторы эффективности его профессиональной деятельности.

Цели профессиональной деятельности

  • развитие социально успешной, конкурентоспособной личности;

  • обеспечение каждому выпускнику достаточного уровня математической, информационной компетентности для успешной самореализации личности

Задачи

  • создание условий для развития учебной мотивации школьников;

  • создание условий для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка;

  • поиск наиболее эффективных способов формирования компетентностей в различных видах деятельности: учебной и внеучебной;

  • разработка индивидуальных образовательных программ развития одарённых детей и коррекции отстающих;

  • формирование интереса учащихся к предмету через организацию исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • развитие личности ребенка на основе ценностей национальной культуры, региональных и местных традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отчизне и родному краю;

  • расширение банка электронных образовательных ресурсов.

Попробуем провести анализ факторов, которые обеспечивают успешность моей педагогической деятельности. Для этого надо ответить на два вопроса: «Что способствовало достижению этих результатов?» и «Что является залогом успешности моей деятельности?»

Процессы модернизации системы образования инициировали внедрение новых образовательных стандартов, которые создают условия для изменения содержания учебных предметов, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности школьников. Изменились и целевые ориентиры образовательной деятельности. В этом контексте Программа развития нашего образовательного учреждения отражает суть изменений, происходящих в образовательной политике государства. Программа развития нашей школы направлена на создание условий для достижения современного качества образования, обеспечивающего реализацию актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Основная концептуальная идея программы развития школы заключается в создании открытого целостного социально-педагогического пространства, обеспечивающего самовыражение, самоопределение, самореализацию личности и ученика и педагога. Главными акцентами работы школы становятся овладение и развитие у учащихся ключевых компетенций через повышение качества образования, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности, расширение сети образовательных услуг, создание сетевого взаимодействия с социальными партнерами. Под ключевыми компетенциями мы понимаем: умение действовать в ситуации неопределенности, планировать и организовывать личностные планы, защищать свои права, интересы, самостоятельно приобретать знания, брать на себя ответственность; умение работать с разными видами информации, критически ее осмысливать, применять для расширения своих знаний; умение работать в команде, устанавливать взаимоотношения, разрешать конфликты.

Безусловно, моя педагогическая деятельность основывается на этих идеях и направлена на полноценное развитие личности школьников в процессе обучения и воспитания.

В традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самосовершенствованию. В этой связи поворот школы к технологии развивающего обучения - показатель действительной перестройки образовательной школы. Новое гуманистическое образование учитывает и использует закономерности развития ребенка, приспосабливается к уровню и особенностям индивида, тем самым в образовательном пространстве школы осуществляется попытка реализации индивидуализированного, личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего познавательное, психическое и личностное развитие школьника. В развивающем обучении ребенок осваивает позицию полноценного субъекта деятельности, что и заложено в стандартах нового поколения.

Сущность подхода к деятельности педагога в новых условиях состоит в том, чтобы каждый педагог смог определить собственную педагогическую технологию, умел выстраивать индивидуальный образовательный маршрут ученика. Наряду с уже апробированными формами и методами работы, каждому педагогу предстоит не просто освоить такие виды деятельности, как проектная, исследовательская, но и принимать участие в социальных грантовых программах, быть компетентным в их применении.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики такой развивающей образовательной среды, которая способствует развитию творческого мышления, активизации познавательной деятельности, формированию навыков коммуникации. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения школьниками предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного стандарта.

Для достижения цели и поставленных задач была обозначени тема самообразования «Дифференцированное обучение математике в условиях реализации деятельностного подхода». Актуальность дифференциации заключается в том, что в школе обучаются дети с разной подготовкой, с разным здоровьем и разным уровнем познавательных возможностей. Применение этой технологии способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.

Соответствующие этому подходу технологии призваны научить ребенка учиться, а не накапливать запас знаний, умений и навыков. Деятельностный подход в образовании нацелен на достижение сквозных образовательных результатов: инициативы, ответственности и самостоятельности.

При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать положительное отношение к учению, к предмету в целом. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи. Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока, а именно: в процессе контроля за подготовленностью учащихся; при изложении нового материала; в ходе организации самостоятельной работы.

Индивидуальную работу с детьми с повышенным уровнем математической подготовки и развитости мышления организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с проектными задачами, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы.

С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие виды урочной и внеурочной работы на уроке:

  • сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, при этом предлагаю учащимся новые виды заданий, постепенно усложняя их.

  • работа в малых группах, в ходе которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, группы для организации взаимопомощи, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей. Такая форма работы способствует организации дифференциации учащихся, а так же развитию коллективизма, коммуникативных качеств.

  • индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю как обучающие работы.

Важное значение на своих уроках придаю созданию благоприятного психологического климата в классе, атмосферы доброжелательности, деловой среды. Так в основной школе стараюсь чаще проводить математические диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, что способствует развитию творческой активности. Работая в 5-7 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог - развитие самостоятельности, инициативы и ответствености.

Для эффективности дифференцированного обучения использую элементы модульного обучения. Моя задача - обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать школьников. Беседуя с учеником, я активизирую его на рассуждения, поиск, догадку, стимулирую, ориентирую на успех. Средство модульного обучения - модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

Индивидуальная и дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:

  • знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;

  • умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;

  • включение в план урока дифференцированной работы с разными группами и отдельными учащимися на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;

  • поиск проблемных ситуаций в работе с каждым учеником;

  • осуществление оперативной обратной связи;

  • развитие способности к рефлексии.

В своей работе использую следующие методы дифференциации:

  • дифференцированные задания, направленные на развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

  • дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности, по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности);

  • дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям;

  • индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

  • дифференцированный метод поощрения;

Понимая о различии учеников и зная их индивидуальные особенности, в своей работе использую не только разноуровневые задания, но и различные методы обучения, такие как: репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Школа должна закладывать фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их, умеют общаться, дружить, быть внимательными друг к другу - это тоже результат учебного сотрудничества. Показателем данной работы является продолжение обучения выпускников в высших учебных заведениях.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Это такие технологии как:

  • технология проблемного обучения (М. И. Махмутов);

  • технология УДЕ (П.М. Эрдниев);

  • технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин);

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

  • технология проектно-исследовательской деятельности

Для того, чтобы сформировать у учащихся предметные компетентности и универсальные учебные действия, выбрала для себя ряд технологий, которые использую в учебном процессе:

  • обращаю внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов;

  • показываю, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям;

  • показываю, как распределять роли и обязанности, работая в команде;

  • активно включаю каждого в учебный процесс, а также поощряю учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем;


© 2010-2022