- Преподавателю
- Другое
- Библиотечный урок Семейное чтение
Библиотечный урок Семейное чтение
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аманчина А.В. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Семейное чтение»
Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.
Задачи:
-
Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению.
-
Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
-
Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Этапы подготовки
-
«Параллельное» анкетирование учащихся и их родителей на тему «Любит ли ребенок читать?».
-
Разработка памяток для родителей
-
Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:
-
Чтение - это важно.
-
Как воспитать читающего ребенка?
-
Учимся читать рационально и осмысленно.
-
Что читают наши дети.
В настоящее время актуальной проблемой всех развитых стран мира становится воспитание читающего поколения детей. Цифры Аналитического центра Юрия Левады констатируют: несмотря на все старания, чтение в России идёт на убыль, число читающих детей неуклонно снижается. 52 % россиян не покупают книг, не читают - 37 %, а 34 % населения России вовсе не имеет дома книг.
Есть ли выход? Есть ли сила, способная изменить положение? Есть! Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском, и даже не в библиотечном кармане, а в кармане читающего родителя. Именно родители, как самые заинтересованные в судьбе своих детей люди, способны изменить ситуацию с чтением в стране к лучшему. Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут.
Выходит мальчик, читает стихотворение:
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный - тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу! (И. Токмакова)
Следующий этап нашего разговора - «Учимся читать рационально и осмысленно». В начале нашего диалога мы подчеркнули мысль о том, что совершенствовать технику чтения, развивать способность быстро ориентироваться в тексте нужно на протяжении всей жизни, а особенно на таком трудном этапе, как начальная школа. Сегодня, уважаемые родители вы получите текст с большим количеством интересных упражнений, выполнение которых развивает интерес к чтению и способствует развитию его техники в условиях семейного воспитания. А чтобы поняли, в чем суть предлагаемых заданий, мы, объединившись парами, попробуем их выполнить сами.
В каждом варианте задания - два упражнения. В первом следует воссоединить пословицы из левой и правой колонок, во втором - из 14 предложенных слов необходимо составить 7 пар, подбирая противоположные по значению.
Упражнения по развитию осмысленности и техники чтения
Задание 1.
Упражнение «Пословицы»
-
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
-
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы
1
Своя ноша
Дитя без глазу
1
2
Каждая курица
Не сразу строилась
2
3
Смелость
Просто открывался
3
4
Лбом стены
Свой насест хвалит
4
5
Москва
не тянет
5
6
У семи нянек
Не прошибешь
6
7
А ларчик
Города берет
7
Упражнение «Антонимы»
1.Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
2. Запишите решение цифрами.
-
Добрый 8) Грязный
-
Веселый 9) Грустный
-
Чистый 10) Маленький
-
Талантливый 11) Узкий
-
Большой 12) Бездарный
-
Высокий 13) Злой
-
Широкий 14) Низкий
Задание 2
Упражнение «Пословицы»
-
Воссоедините части пословиц из левой и правой колонок (результат по каждой строке напишите в виде двух цифр рядом).
-
Фиксируйте время.
Первая половина пословицы
Вторая половина пословицы
1
Чует кошка
К обеду
1
2
Язык
Будет и пища
2
3
Дыма без огня
И умереть сладко
3
4
Будет день
Того и погоняют
4
5
Дорога ложка
До Киева доведет
5
6
За правду-матку
Не бывает
6
7
Кто везет
Чье мясо съела
7
Упражнение «Антонимы»
-
Сгруппируйте слова в пары, подбирая противоположные по значению.
-
Запишите решение цифрами.
-
Белый 8) Старый
-
Сладкий 9) Мертвый
-
Молодой 10) Черный
-
Кристальный 11) Мягкий
-
Живой 12) Горький
-
Чужой 13) Свой
-
Твердый 14) Сухой
-
Упражнения по развитию осознанности чтения
-
Упражнения «Составьте пословицы»
Упражнение 1.
1. Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2. Передайте смысл пословицы своими словами.
3. Фиксируйте время.
• С, кобыле, легче, воза, баба.
• Да, учат, беды, мучат, уму.
• И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
• Не, платок, всякий, роток, на, накинешь.
• Во, еды, приходит, время, аппетит.
• А, делают, глаза, руки, страшатся.
• А, найдется, шея, бы, хомут, была.
Упражнение 2.
1. Каждое слово в пословице поставьте на свое место.
2. Передайте смысл пословицы своими словами.
3. Фиксируйте время.
• А, неделю, на хлеба, едешь, день, бери, на.
• И, богу, расшибет, дурака, лоб, заставь, молиться, он.
• А, беду, своей, разведу, чужую, к, ума, не руками, приложу.
• От, ищут, добра, не, добра.
• А, бежит, добрая, сама, лежит, слава, худая.
• Там, любовь, нет, и, совет, горя, и, где.
• А, пожалеет, приласкает, жена, мать.
Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.
Если из 24 часов отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если ещё прибавить кружки, факультативы, секции, что же остаётся? Где же взять лишнюю минутку, чтобы почитать?
Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник, чья книга о чтении школьников "Как роман" во многих семьях, где есть дети, стала настольной: "Коль скоро встаёт вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания".
Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни.
Но как этого добиться?
Во-первых, чтобы ребёнок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
Во-вторых, чтобы ребёнок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова.
И, наконец, в-третьих, чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определённого жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребёнок будет вести себя точно так же, не задаваясь вопросом, при чём тут усталость. Вы - образец. Какие могут быть к нему претензии?
В читающих семьях ребёнок обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи - это столь же необходимый вид деятельности, как хождение и говорение.
Стихотворение «Как хорошо уметь читать»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Вопросы для родителей:
-
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
-
Как звали двух братьев - собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
-
Какому автору принадлежат строки:
«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов)
-
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
-
В чем была сила Черномора? (в бороде)
-
Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
-
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
-
В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
-
Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
-
Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
-
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
А теперь выполним упражнение, которое развивает познавательную активность, творческое воображение. Заменяя в задании ключевое слово по собственному усмотрению, упражнение можно повторять дома с детьми много раз.
Упражнение «Слова на тему»
Вариант 1. В течение 1-10 минут запишите слова на тему «Зима».
Вариант 2. В течение 1-10 минут записывайте слова на тему «Космос».
Вариант 3. В течение 1-10 минут записывайте слова на тему «Библиотека».
Вариант 4. В течение 1-10 минут записывайте слова на тему «Магазин».
Вариант 5. В течение 1-10 минут записывайте слова на тему «Музыка».
Вариант 6. В течение 1-10 минут записывайте слова на тему «Спорт».
Вкус к интересной книге нужно прививать. Иногда родители идут на поводу у еще не окрепших вкусов детей и покупают комиксы, не задумываясь о том, что упускают возможность приобщить ребенка к настоящей литературе, дать «пищу» для ума.
Давайте помнить, что книга - носитель и хранитель национального наследия, воспитатель духовности, «противовес» многим негативным процессам в окружающем ребенка мире. Ищите вместе с ним и находите красоту в поэтическом слове, в блестящей прозе и этот мир станет ярче, оптимистичнее, радостнее. И пусть вечерами в семейном кругу звучат волшебные строки:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
10 причин читать
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.
- Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
- Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.
«Семейный круг»
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу мы с вами растем.
Пускаем в семье мы корни свои,
И в жизнь смело входим из дружной семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ - родительский дом.
Читайте сами вместе с детьми, и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь не легок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.