Авторская образовательная программа по декоративно - прикладному творчеству

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Паспорт дополнительной образовательной программы.


  1. Название программы «Фантазия»

  2. Тип программы по степени авторского вклада - авторская.

  3. По направленности - художественная.

  4. По уровню освоения содержания - комплексная.

  5. По уровню организации педагогической деятельности - блочная.

  6. По уровню освоения теоретического материала - познавательная.

  7. По форме организации детских объединений - работа с группами и индивидуальная работа.

  8. По возрасту обучения детей - 7-14 лет, основного общего образования.

  9. По приоритетному целеполаганию - развивающая.

  10. По срокам реализации программы - 5 лет.

  11. По масштабу - муниципальная.

  12. По контингенту обучающихся - общая и для одаренных детей.

  13. По степени творческого подхода - репродуктивно-творческая.

  14. По степени реализации программы - реализуется с 2003 года.






Пояснительная записка.


В наш век серийных вещей иметь в доме что-то необычное, оригинальное - это ни с чем не сравнимое удовольствие. Вещи, сделанные своими руками, не только украшают дом, но и делают его неповторимым. Этому учатся в детском объединении «Фантазия».

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствует гармоничному развитию учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям, художественному творчеству.

Программа творческого объединения «Фантазия» художественно-эстетической направленности. Практическая деятельность программы направлена на формирование мотивов деятельности, в том числе познавательной. Познавательный интерес способствует интеллектуальному и творческому развитию личности. Методика работы по программе строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий, а так же на повышение интереса детей к обучению.

На занятиях дети выполняют декоративные украшения для быта, что прививает практическое и эстетическое видение назначения вещей.

Данная образовательная программа необходима для формирования эстетических восприятий и чувств обучающихся, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитания у них бережного отношения к произведениям искусства, к природе.

Актуальность программы заключается в том, что на занятиях каждый воспитанник проходит путь от художественно - образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда. Итогом этого пути должно стать раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной, творческой деятельности.

Цель программы - создание условий для воспитания творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к прикладному творчеству.

Программа направлена на решение следующих задач:

-обучение технологиям и мастерству в соответствии с направлениями деятельности;

- формирование практических навыков и умений у учащихся;

- приобретение знаний о традиционных народных промыслах как составной части народной культуры;

- формирование эстетического вкуса;

- формирование творческого отношения к действительности, умение посильно преобразовывать её по «законам красоты»;

- создание условий для личностного развития, раскрытия способностей, роста творческого потенциала;

- развитие любознательности через внимание, наблюдательность, фантазию, воображение;

- психологическая и практическая подготовка к полезному труду.

Занятия и навыки, полученные учащимися за пятилетний период обучения, позволяют им успешно продолжать самостоятельные занятия и осваивать новые виды декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа авторская, предназначена для детей 7-18 лет.

Отчёт о работе творческого объединения проходит в форме выставок, конкурсов, праздников. По итогам обучения каждого учебного года проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы. Такой подход позволяет каждому ребёнку проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.

Организация учебно-образовательного процесса.

Данная программа рассчитана на 5 лет обучения.

Первый год обучения - 144 часа (2 занятия по 2 часа в неделю).

Второй год обучения - 216 часов (2 занятия по 3 часа в неделю).

Третий год обучения - 324 часа (3 занятия по 3 часа в неделю).

Четвертый год обучения - 324 часа (3 занятия по 3 часа в неделю).

Пятый год обучения - 324 часа (3 занятия по 3 часа в неделю).

Содержание деятельности.

Данная программа включает 5 специальных блоков:

1 блок - работа с нетрадиционными материалами.

2 блок - работа с природным материалом.

3 блок - работа с тесьмой, атласными лентами.

4 блок - вязание цветов крючком.

5 блок - современные техники в декоративно - прикладном творчестве (коллаж «Терра», декупаж, украшение бутылок, бокалов, свечей, шадоубокс и.т.п.).

Опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики, учитывая индивидуальные особенности и возможности в овладении умениями, навыками, варьируя различные сочетания тем специальных блоков, педагог в рамках программы помогает каждому ребенку составить собственный образовательный маршрут.

В освоении специальных блоков предусмотрен минимум тем, которые в логике содержания должны усвоить все учащиеся обязательно. Обучающиеся имеют право по каждому блоку самостоятельно выбирать сложность, последовательность освоения тем, если это не противоречит логике содержания, то есть в праве осуществить свой собственный образовательный маршрут.

Данная образовательная программа не предусматривает освоение детьми всех специальных блоков, но и не ограничивается освоением одного. Вместе с тем каждому учащемуся предоставляются максимальные возможности для продвижения по выбранному им образовательному маршруту.

Программа построена так, что поддерживает познавательную и творческую активность, создает условия для овладения детьми определенных знаний, умений, дает основы практических навыков, расширяет кругозор, опыт социального взаимодействия, формирует эстетический вкус.

Образовательные технологии.

При реализации программы используются технологии, адекватные поставленным целям и задачам. Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора и успешности в обучении.

Педагогические технологии ориентированы на сотрудничество. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей - всё то, что способствует творческому самовыражению воспитанников. Создать комфортные условия сотворчества, приоткрыть перспективу и показать идеал, подсказать и помочь в выборе средств и способов действий - такие задачи решает программа.

Формы и методы работы с учащимися:

- беседа, консультация, опрос, зачет;

- самостоятельная работа;

- практическая работа;

- открытые занятия, мастер-классы.

На занятиях коллективные формы работы органично сочетаются с индивидуальными и групповыми. На занятиях широко используются наглядные пособия, авторские методические разработки технологических приемов, образцы изделий, дополнительная литература, музыкальное сопровождение, элементы театрализации.

Поддержание интереса к занятиям способствуют тематические игровые приемы, разработанные педагогом, сценарные разработки (прилагаются).

Формы контроля:

- опрос во время занятий;

- зачеты по пройденным темам;

- конкурсы на заданную тему;

- проведение викторин, конкурсов по проверке практических знаний, умений, навыков;

- наблюдение, общение с детьми, анализ их работы;

- результат участия в выставках.

Ожидаемый результат.


К концу первого года обучения обучающиеся должны

знать:

-название и назначение материалов и приспособлений;

-правила организации рабочего места;

-способы крепления природных материалов на фоне;

-правила и приемы разметки и контроля по шаблону;

-правила техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;

-методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (аппликация, конструирование и т. д.);

-правила хранения природного материала и правильно им пользоваться;

уметь:

- правильно хранить и использовать природный материал;

- работать с бумагой;

- составить и оформить композиции при помощи цветной бумаги и природного материала;

- использовать инструменты строго по назначению;

- правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

- выполнять плоские и объемные работы в технике «аппликация», «конструирование»;

- работать в паре, в коллективе;

- уметь использовать в работе цветовой круг.



К концу второго года обучения учащиеся должны.

знать:

-правила техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;

-правила хранения природного материала и правильно им пользоваться;

-методики выполнения изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник (конструирование, мозаика, аппликация).

уметь:

-работать с бумагой;

-составлять и оформлять композиции при помощи цветной бумаги, лент и природного материала;

-работать в технике бумажная пластика;

- выполнять работы из природного материала;

- уметь правильно хранить и использовать природный материал;

- уметь придавать вышивке глубину, нужный оттенок.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны

знать:

- правила техники безопасности труда при работе с композициями и режущими инструментами;

- правила хранения природного материала и правильно им пользоваться4

- правила пользования инструментами для вязания;

- основы композиции;

уметь:

- работать с бумагой;

- составлять и оформлять композиции при помощи цветной бумаги и природного материала;

- обрабатывать бересту;

- работать в технике конструирование, мозаика, аппликация;

- уметь составлять объёмные, плоскостные, сюжетные работы;


К концу четвёртого года обучения обучающейся должен

знать:

-правила техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;

-правила организация рабочего места;

-правила сбора, обработки и сохранение природного материала;

-технологию и приемы работы в технике шадоубокс;

-выполнение комплексных и объемных изделий;

-технику изготовления «коллаж»;

-приемы и свойства изготовления цветов из гофрированной и цветной бумаги;

-правила и приемы обработки изученных материалов и сборки изделия;

уметь:

-использовать инструменты по назначению;

-организовать рабочее место;

-составлять и оформлять сложные композиции;

-выполнять работы в технике «коллаж»;

- выполнять работы в технике декупаж;

-изготовлять цветы усложненной формы;

-работать в технике шадоубокс;

- оформлять изделие;

-выполнять работы с использованием изученных видов техник;

-контролировать правильность выполнения своих действий;

-работать в паре, коллективе, распределять и согласовывать свой труд с другими;

К концу пятого года обучения обучающейся должен

знать:

- законы линейной и воздушной перспективы;

- правила создания объемно - пространственной композиции;

- правила разработки эскизов и композиций;

- изображение в объеме объектов природы и предметно-пространственной среды

уметь:

- уметь самостоятельно разрабатывать эскизы и композиции;

- уметь создавать глубинно - пространственную композицию;

- изготовление макетов интерьера и архитектурных ансамблей;

- выполнять творческие задания по изображению объектов природы и ее культурных образов;

Обеспечение программы.

Методическое:

Формы и методы подачи материала зависят от психологических особенностей обучающихся. Занятия с детьми разнообразны по-своему содержанию, форме, организации, методам проведения. На каждом занятии используются такие приёмы, как чтение стихов, сказок, проведение викторин, разгадывание ребусов, кроссвордов. В педагогической деятельности применяются разнообразные формы занятий:

-занятие-усвоение новых знаний;

-занятие-игра;

-практическое занятие;

-занятие-конкурс,

-занятие-беседа;

-занятие-тестирование;

-занятие-экскурсия;

-занятие-общение;

-занятие - самостоятельная работа;

При выборе различных форм организации обучения учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки, полученные на занятиях. В практической деятельности используются: фронтальная (коллективная); групповая (бригадная, звеньевая, групповая) и индивидуальная формы организации.

Изучая особенности обучающихся, для постоянного поддержания интереса детей, используются разнообразные методы и средства обучения и воспитания:

- репродуктивный (воспроизводящий) (лекция, беседа, наблюдение, диалог);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

-проектный (сочинение, рисунок, выставка).

Средства обучения: карточки, схемы, иллюстративный материал журналов и книг, дидактический материал.

Изготовление изделий строится по различному уровню трудности: по образцу рисунка, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей. Обучающимся всегда даётся возможность выбора задания по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Творческий рост обучающихся наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой выпускной работой. Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях и тестах, ведётся наблюдение за детьми. Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идёт пополнение багажа знаний и умений, всё больше проявляется творчество детей.

Материально-техническое:

Ножницы, клей ПВА, цветная бумага, ватман, манная крупа, рыбные кости, соломка, семена, береста, ткань, канва, иглы, акварельные краски, гуашь, кисти, лак, свечи, нитки, ленты, тесьма, шило, рамки для готовых изделий.

ТСО (проектор, компьютер, электронные носители).

Правила техники безопасности учащихся:

- инструктаж по ТБ на каждом занятии об острожном обращении с колющими, режущими предметами и инструментами, с огнем (свечи, спички);

- осторожное обращение с клеем, красками, лаком, тщательное мытье рук после работы с ними;

- рабочее место покрыто клеенкой, бумагой.

Воспитательная работа:

-проведение экскурсий:

-проведение «Дня именинника»;

- проведение игровых программ;

-подготовка и участие в конкурсах и выставках.

Работа с родителями.

1.Организационное родительское собрание.

2.Знакомство родителей с целями и задачами детского объединения. 3.Индивидуальные беседы с родителями по интересующим их темам.

4.Итоговое родительское собрание.

5. Выставка работ детей.

















Учебный план программы

№ п/п

Разделы программы

Часовая нагрузка по годам обучения

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

1

Вводное занятие

5

2

2

2

12

2

Работа с нетрадиционными материалами

44

71

-

-

199

3

Работа с природным материалом (береста, семена и т.п.)

59

100

137

90

-

4

Работа с тесьмой, атласными лентами

25

15

-

-

-

5

Вязание цветов крючком

-

-

39

20

-

6

Изготовление и декорирование рамок для фотографий

-

15

10

-

-

7

Декорирование бутылок, бокалов и свечей

-

-

25

30

-

8

Декупаж

-

-

-

15

-

9

Букеты из конфет

-

-

-

30

-

10

Шадоубокс

-

-

20

21

-

11

Коллаж «Терра»

-

-=

-

31

-

12

Экскурсии, праздники, выставки, беседы об искусстве, декоративно-прикладном творчестве

10

12

12

6

10

13

Творческие работы

-

-

78

78

100

14

Итоговое занятие

1

1

1

1

3

Итого:

144

216

324

324

324


Тематический план 1 года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

5

3

2

2

Панно из семян «Букет цветов»

10

2

8

3

Панно из семян «Пейзаж»

12

2

10

4

Бумажная пластика

18

3

15

5

Панно из атласных лент и тесьмы

25

2

23

6

Аппликация соломкой

25

4

21

7

Нетрадиционные материалы

22

3

19

8

Аппликация из бересты

16

2

14

9

Экскурсии, праздники, выставки, беседы об искусстве, декоративно-прикладном творчестве

10

2

8

10

Итоговое занятие

1

1

Всего часов

144

24

120

Содержание учебной программы 1 года обучения.

  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы и задачами на учебный год. Рассказ о народном декоративно-прикладном творчестве, просмотр иллюстраций.

Использование природного материла в декоративно-прикладном творчестве.

Разновидности природного материала. Основные технологические приемы работы с семенами, соломкой, берестой и др.


  1. Панно из семян «Букет цветов».

Сравнительное определение композиции. Показ основных приемов построения композиции плоскостного изделия на примерах декоративных композиций ковра, кружева, ткани.

Практическая работа.

Выполнение композиции в натуральную величину. Характерные особенности эскиза. Использование зарисовок по народному декоративному искусству в своей работе. Выполнение композиции из семян.


  1. Панно из семян «Пейзаж».

Составление простейших эскизов пейзажей. Выбор семян для аппликации деталей пейзажа. Световой и цветовой контраст. Порядок выполнения деталей.

Практическая работа.

Перенесение эскиза на ткань, выполнение деталей из семян. Оформление работы.


  1. Бумажная пластика.

Бумага как художественный и конструктивный материал. Её свойства, основные особенности обработки бумаги для пластики. Разметка и построение шаблонов. Особенности изображения рельефных форм на плоской поверхности фона. Особенности составления растительных форм и композиций.

Практическая работа.

Просмотр подобранных картин, образцов и иллюстраций. Разработка вариантов композиции, выбор средств и материалов. Выполнение цветочной композиции.


  1. Панно из атласных лент и тесьмы.

Знакомство с вышивкой лентами, тесьмой, по канве, мешковине, ткани. Основные технологические приемы работы с лентами, тесьмой. Особенности подготовки основы. Общие правила и варианты оформления готовых изделий.

Практическая работа.

Выполнение панно из лент, тесьмы. Оформление готовой работы.


  1. Аппликация соломкой.

Подготовка материала к работе. Инструменты. Декоративные свойства соломки, цветы, блеск. Способы их изменения. Выполнение задания по образцу. Геометрический и растительный орнамент.

Практическая работа.

Создание эскиза. Подготовка основы. Перевод рисунка на основу. Аппликация соломкой по образцу (орнамент, изображение птиц, животных, растений и т.д.). оформление работы.


  1. Работа с нетрадиционными материалами (макаронные изделия).

Подготовка основы, материалов. Сортировка, окраска. Составление эскизов отдельных элементов и законченной композиции. Основные технологические приемы. Общие правила наклеивания на основу. Варианты оформления готовых изделий.

Практическая работа.

Изготовление панно из макаронных изделий различной формы и цвета.


  1. Аппликация из бересты.

Цветовая гамма и фактура бересты. Особенности внешней и внутренней (лицевой) сторон бересты. Обработка и хранение бересты. Аппликация из бересты. Приемы работы.

Практическая работа.

Аппликация из бересты.


  1. Экскурсии, праздники, общественно-полезный труд, выставки, беседы об искусстве.

Экскурсии на выставки работ по декоративно-прикладному искусству. Беседы с мастерами, которые помогут в работе с детьми. Демонстрация лучших работ обучающихся. Подготовка и проведение выставок. Показательные занятия учащихся. Знакомство посредством бесед с декоративно-прикладным искусством русского народа.


  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.


Тематический план 2 года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Панно из лент

15

2

13

3

Панно из нетрадиционных материалов

39

4

35

4

Пейзаж из семян на бересте

25

5

20

5

Бумажная пластика

32

4

28

6

Пейзаж из семян «Архитектура»

30

3

27

7

Аппликация из шпона

25

3

22

8

Аппликация из ракушек

20

3

17

9

Изготовление и декорирование рамок для фотографий

15

3

12

10

Экскурсии, беседы об искусстве, декоративно - прикладном творчестве

12

3

9

11

Итоговое занятие

1

1

-

Всего часов:

216

32

184


Содержание учебной программы 2 года обучения.


  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы и задачами кружка на 2-ой год обучения. Выбор тем и примерных композиций. Обсуждение работ за 1-ый учебный год.


  1. Панно из лент.

Повторение основных технологических приемов работы с лентами. Выбор основы (канва, ткань, мешковина). Разработка эскизов. Выбор цветового решения.

Практическая работа.

Перенесение эскиза на основу. Выполнение панно.


  1. Панно из нетрадиционных материалов (рыбные кости, макаронные изделия).

Повторение основных технологических приемов работы с макаронными изделиями. Технология работы с рыбными костями. Общие правила заготовки и отбеливания рыбных костей. Сортировка по форме. Подготовка основы панно.

Практическая работа.

Выполнение панно из макаронных изделий. Выполнение панно из рыбных костей.


  1. Пейзаж из семян на бересте.

Повторение особенностей работы с берестой. Подготовка бересты, обработка ее. Составление эскиза. Обработка семян. Цветовое решение бересты. Покрытие лаком готовой работы.

Практическая работа.

Натягивание бересты на основу. Перенесение эскиза. Обработка основы. Подбор материалов для композиции. Выполнение пейзажа на бересте.


  1. Бумажная пластика.

Основные способы пластической разработки формы из бумаги. Выразительность рельефных и объемных форм из ватмана. Композиционные возможности этих форм в декоративном оформлении. Декоративные рельефные формы и их возможное применение. Обзор готовых образцов и иллюстративного материала. Основные принципы построения орнамента. Симметричное расположение декоративных элементов. Отличительные особенности растительного и геометрического орнамента. Знание малых скульптурных форм в пластической композиции. Технология создания скульптурной формы из бумаги.

Практическая работа.

Создание эскиза. Изготовление пластических конструкций из бумаги. Построение простых геометрических, растительных фигур. Выполнение работ.


  1. Пейзаж из семян «Архитектура».

Знакомство с элементами русской архитектуры. Детальное обсуждение постройки храма Покрова на Нерли. Изготовление по эскизу панно из семян с храмом.

Практическая работа.

Составление эскиза храма. Проработка пейзажа вокруг него. Перенесение на основу эскиза. Выкладывание элементов из семян с учетом формы и цвета элементов пейзажа.


  1. Аппликация из шпона.

Знакомство со свойствами шпона (цвет, блеск, текстура). Технология аппликации из шпона. Инструменты, приспособления. Исполнение простейших декоративных композиций.

Практическая работа.

Составление композиции на основе натуральных зарисовок с учетом технологических и декоративных особенностей и возможностей этой техники. Подготовка основы, перевод рисунка. Заполнение контуров и плоскостей композиции элементами цветного дерева. Обработка торцов и кромок готового изделия.


  1. Аппликация из ракушек.

Подготовка материала, сортировка по форме, объему и цвету. Составление композиции. Подбор дополнительных материалов для использования их в панно.

Практическая работа.

Выбор мотива. Работа над рисунком. Коллективное или индивидуальное выполнение композиции в мозаичной форме.


  1. Изготовление и декорирование рамок для фотографий.

Технология изготовления рамок. Основные компоненты оформления рамок (цвет, материал, форма, размер).

Практическая работа.

Современный триптих. Рамки с отделкой из фольги. Цветные рамки - головоломки.


  1. Экскурсии, беседы по искусству.

Экскурсии на выставки работ по декоративно-прикладному искусству, беседы с мастерами, которые помогут в работе с детьми. Демонстрация лучших работ обучающихся. Подготовка и проведение выставок. Проведение открытых занятий. Знакомство посредством бесед с декоративно-прикладным искусством русского народа. Беседы по русской архитектуре, народным промыслам (Жостово, Хохлома, Городец).


  1. Итоговое занятия.

Подведение итогов работы за год.

Тематический план 3 года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Портрет из семян

55

5

50

3

Вязание цветов крючком

39

4

35

4

Пейзаж из природного материала

47

7

40

5

Изделия из бересты

35

6

29

6

Изготовление и декорирование рамок для фотографий

10

2

8

7

Декорирование бутылок

25

5

20

8

Шадоубокс

20

4

16

9

Творческие работы

78

6

72

10

Беседы, выставки, экскурсии

12

2

10

11

Итоговое занятие

1

1

-

Всего часов:

324

43

281

Содержание учебной программы 3 года обучения.


  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы и задачами кружка на 3 год обучения. Выбор тем и примерных композиций. Обсуждение работ за 2 год обучения.


  1. Портрет из семян.

Составление эскиза для портрета. Особенности прорисовки деталей лица, правила распределения светотеней.

Практическая работа.

Подготовка семян, окрашивание и отбеливание пшена. Подготовка фанеры и багета. Перенесение эскиза на заготовку. Выполнение портрета. Оформление работы.


  1. Вязание цветов крючком.

Подготовка ниток, пряжи, крючков для вязания цветов, выбор композиции. Плоскостные и объемные формы.

Практическая работа.

Вывязывание деталей, элементов цветов, подбор ниток по цвету и тону. Составление отдельных элементов в композицию (панно, букеты).


  1. Пейзаж из природного материала.

Подбор материалов (шпон, кожа, семена, ветки, шишки и т.д.) для пейзажа. Подготовка основы, багета. Составление эскиза с учетом воздушной и линейной перспективы. Разработка эскиза в тоне.

Практическая работа.

Перенесение эскиза на основу. Подбор материала для каждого элемента пейзажа: строение, растительность, воздушное пространство, горизонт. Выполнение и оформление работы.


  1. Изделия из бересты.

Повторение особенностей работы с берестой. Сувениры, цветы, декоративные украшения из бересты. Особенности оформления готовых изделий.

Практическая работа.

Выполнение цветов и панно из бересты (тюльпаны, хризантемы, раза). Выполнение декоративных украшений из бересты (бусы, брошь).


  1. Изготовление и декорирование рамок для фотографий.

Повторение пройденного в предыдущем году материала. Композиционное размещение фото рамок в интерьере.

Практическая работа.

Классическая рамка из кожи. Рамки в античном стиле. Рамки в романтическом стиле.

  1. Декорирование бутылок.

Техники оформления бутылок. Выбор стиля декорирования. Материалы для бутылок и их свойства.

Практическая работа.

Бутылки в технике декупаж. Украшение для бутылки «Платье». Украшение декоративными элементами.

  1. Шадоубокс.

Знакомство с понятием шадоубокс. Выбор композиции. Порядок выполнения. Материалы и инструменты для шадоубокса.

Практическая работа.

Подготовка ячеек, оклеивание заготовки скрап - бумагой, тканью, тесьмой и др., склеивание ячеек, декорирование.


  1. Творческие работы.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы для работы (пейзаж, портрет, панно и др.) и материала, из которых будут выполняться работы (семена, ленты, нитки, береста, бумага, макаронные изделия, рыбные кости и др.).

Практическая работа.

Выполнение творческой работы (на выбор).


  1. Экскурсии, общественно-полезный труд, беседы по искусству.

Экскурсии на выставки работ по декоративно-прикладному искусству, беседы с мастерами, которые помогут в работе с детьми. Демонстрация лучших работ обучающихся. Подготовка и проведение выставок. Проведение открытых занятий. Знакомство посредством бесед с декоративно-прикладным искусством русского народа. Беседы о портретной и пейзажной живописи.


  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Персональные выставки лучших работ.


Тематический план 4 года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Портрет из семян

30

3

28

3

Вязание цветов крючком

20

2

18

4

Пейзаж из природного материала

30

2

28

5

Изделия из бересты

30

3

27

6

Букеты из конфет

30

5

25

7

Декорирование бутылок, свечей и бокалов

30

5

25

8

Флористический колладж («Терра»)

31

5

26

9

Декупаж

15

3

12

10

Шадоубокс

21

3

18

11

Творческие работы

78

6

72

12

Беседы, выставки, экскурсии

6

2

4

13

Итоговое занятие

1

Всего часов:

324

40

284

Содержание учебной программы 4 года обучения.


  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы и задачами кружка на 3 год обучения. Выбор тем и примерных композиций. Обсуждение работ за 2 год обучения.


  1. Портрет из семян.

Составление эскиза для портрета. Особенности прорисовки деталей лица, правила распределения светотеней.

Практическая работа.

Подготовка семян, окрашивание и отбеливание пшена. Подготовка фанеры и багета. Перенесение эскиза на заготовку. Выполнение портрета. Оформление работы.


  1. Вязание цветов крючком.

Подготовка ниток, пряжи, крючков для вязания цветов, выбор композиции. Плоскостные и объемные формы.

Практическая работа.

Вывязывание деталей, элементов цветов, подбор ниток по цвету и тону. Составление отдельных элементов в композицию (панно, букеты).


  1. Пейзаж из природного материала.

Подбор материалов (шпон, кожа, семена, ветки, шишки и т.д.) для пейзажа. Подготовка основы, багета. Составление эскиза с учетом воздушной и линейной перспективы. Разработка эскиза в тоне.

Практическая работа.

Перенесение эскиза на основу. Подбор материала для каждого элемента пейзажа: строение, растительность, воздушное пространство, горизонт. Выполнение и оформление работы.


  1. Изделия из бересты.

Повторение особенностей работы с берестой. Сувениры, цветы, декоративные украшения из бересты. Особенности оформления готовых изделий.

Практическая работа.

Выполнение цветов и панно из бересты (тюльпаны, хризантемы, раза). Выполнение декоративных украшений из бересты (бусы, брошь).

  1. Букеты из конфет.

Материалы и инструменты для составления букетов. Разновидности букетов. Техники изготовления букетов.

Практическая работа.

Способы крепления конфет на черенках. Методы закрепления цветов в подставке. Способы декорирование стеблей и создания листьев, бутонов.

  1. Декорирование бутылок, свечей и бокалов.

Составление тематической композиции. Идеи для праздников.

Практическая работа.

Композиция (« День рождения», «8 марта», «Новогодняя»).

  1. Флористический колладж («Терра»).

Коллаж «Терра», понятие и стили в колладже. Инструменты и материалы, используемые в колладже. Правила расположения материала. Создание колладжа.

Практическая работа.

Создание композиции на листе. Закрепление материала на штукатурку. Окрашивание колладжа.

  1. Декупаж.

Понятие «Декупаж». Техники декорирования. Декорирование основ из различных материалов.

Практическая работа.

Декорирование тарелок для украшения интерьера салфетками. Декорирование старой посуды.

10 Шадоубокс.

Повторение пройденного материала.

Практическая работа.

Изготовление витрины для бижутерии.

11.Творческие работы.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы для работы (пейзаж, портрет, панно и др.) и материала, из которых будут выполняться работы (семена, ленты, нитки, береста, бумага, макаронные изделия, рыбные кости и др.).

Практическая работа.

Выполнение творческой работы (на выбор).


  1. Экскурсии, общественно-полезный труд, беседы по искусству.

Экскурсии на выставки работ по декоративно-прикладному искусству, беседы с мастерами, которые помогут в работе с детьми. Демонстрация лучших работ обучающихся. Подготовка и проведение выставок. Проведение открытых занятий. Знакомство посредством бесед с декоративно-прикладным искусством русского народа. Беседы о портретной и пейзажной живописи.


  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Персональные выставки лучших работ.



Тематический план 5 года обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Повторение пройденного

12

4

8

2

Рельефные декоративные композиции

25

5

20

3

Малая скульптурная пластика

60

10

50

4

Основы макетирования

94

14

80

5

Декоративное оформление (праздников, тематических вечеров, стендов, стенгазет и т.п.)

20

3

17

6

Творческие работы

100

10

90

7

Экскурсии, беседы об искусстве, декоративно-прикладном творчестве

10

2

8

8

Создание выставок. Итоговое занятие.

3

1

2

Всего часов:

324

49

275

Содержание учебной программы 5 года обучения.


  1. Вводное занятие, повторение пройденного.

Знакомство с планом работы и задачами на 4 год обучения. Выбор тем и примерных композиций. Повторение пройденного материала за предыдущие 3 года обучения.


  1. Рельефные декоративные композиции.

Пластические свойства бумаги и основные свойства ее формовки. Бумага, как художественный и конструктивный материал. Основные способы пластической разработки формы из бумаги. Выразительность рельефных и объемных форм из бумаги. Конструктивные свойства предметной формы. Повторение.

Практическая работа.

Отработка технических приемов формовки бумаги на изгиб, излом, скручивание. Создание несложных форм из бумаги.

Пластические свойства вытянутой бумаги. Особенность зрительного восприятия ребра и плоскости формы. Взаимодействие элементов на плоскости и их соединение в простых композициях. Создание орнаментов из геометрических элементов. Построение простых декоративных форм.

Практическая работа.

Просмотр образцов и форм композиций. Создание рельефных элементов. Работа над композицией по предлагаемым образцам. Исполнение сложной композиции по готовым образцам.


  1. Малая скульптурная пластика.

Работа с натуры и по памяти над силуэтами людей, животных, птиц. Изучение формы и пропорции тела человека и животных, особенности силуэта.

Практическая работа.

Работа с иллюстративным материалом. Изобразительный перевод объемной формы в плоский силуэт. Создание объемных скульптурных фигурок людей и животных из бумаги, цветным карандашом по мотивам русских народных сказок. Изготовление шаблона формы и дальнейшая пластическая разработка объемной фигуры из бумаги и картона.


  1. Основы макетирования.

Значение развернутых пространственных композиций. Общий принцип макетирования и техники изготовления объемных форм и их техническая направленность.

Практическая работа.

Анализ предлагаемого иллюстративного материала. Предварительные эскизы и зарисовки композиций на темы: «Межпланетная станция», «Город будущего», «Древнерусский город», «Готика». Создание развернутых форм и общего плана композиции. Выполнение макета.


  1. Декоративное оформление (праздников, тематических вечеров, стендов, стенгазет и т.д.).

Использование в предметном конструировании различных способов обработки бумажной поверхности. Возможность практического применения обоев, ватмана, картона для художественной облицовки предметов, оформления праздников и т.п.

Практическая работа.

Создание абажуров из гофрировки. Конструирование составных частей композиции. Техника исполнения гофрировки, закручивание и формовки частей композиции. Цветовое решение.


  1. Творческие работы.

Самостоятельная разработка эскиза. Выбор материала и техники исполнения. Защита творческой работы.


  1. Экскурсии, беседы об искусстве, декоративно-прикладном творчестве.

Экскурсии на выставки работ по декоративно-прикладному искусству, беседы о материале, которые помогут в работе с детьми. Демонстрация лучших работ обучающихся. Подготовка и проведение выставок. Проведение открытых занятий. Знакомство с русской и зарубежной литературой. Беседы об архитектуре, зодчестве.


  1. Итоговое занятие.

Литература, использованная при составлении программы.


  1. Барадулин В.А., Чунеева Т.А. Использование местного сырья (соломки) для изготовления художественных изделий. М., 1976 г.

  2. Богатеева Е.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., 1973 г.

  3. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г.

  4. Гришин В.К. Аппликация соломкой. - Школа и производство, №9.- 1984 г.

  5. Джексон Д. Поделки из бумаги. М., 1979 г.

  6. Diana Креатив.-№8. -2002 г.

  7. Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск, 1995 г.

  8. Латынин Л.А. Образа народного искусства. М., 1983 г.

  9. Максимов Ю. У истоков мастерства. М., 1983 г.

  10. Максимова М., Кузьмина М. Быстрый крючок. «ЭКСМО-Пресс», 1999 г.

  11. Нагибина М.И. Чудеса из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1998 г.

  12. Назарова К., Ордынский Т. Русский сувенир. М., 1973 г.

  13. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.- Культура быта. М.: Просвещение, 1986 г.

  14. Немов Р.С. Психология. М., 1999 г.

  15. Рондели Л.Р. Народное декоративно-прикладное искусство. М.,1984 г.

  16. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л., 1973 г.

  17. Соколовская М. Макраме. М., 1983 г.

Литература для детей


  1. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000 г.

  2. Джексон Д. Поделки из бумаги. М., 1979 г.

  3. Diana Креатив.-№8. -2002 г.

  4. Евстратов Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. М., 1997 г.

  5. Концов В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.: Академия развития, 2001 г.

  6. Максимова М., Кузьмина М. Быстрый крючок.: ЭКСМО-Пресс, 1999 г.

  7. Нагибина М.И. Чудеса из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.

  8. Маракаев О. Первый букет. Ярославль: Академия развития, 1999 г.

Литература для педагогов.


1.Байраковска-Пженёсло А. Чудесные поделки из макарон/ пер. Зварыч Е.- Харьков, 2013 г.

2. Вязаные цветы в интерьере.- Вязаный креатив, 2012 г.

3. Грунд-Торпе Х. Поделки и сувениры из природных материалов, М., 2006 г.

4. Диброва А. Картины из зерен. Ростов н/Д.: Феникс, 2012 г.

5.Ианова А. Вышитый пейзаж. Культура и традиции, 2004 г.

6.Кристанини Д., Страбелло В. Вышивка шелковыми лентами. Аксксуары. Подарки. Украшения/ пер. Спиранской Н.- Контэнт,2006 г.

7.Кокс Э. Вышивка шелковыми ленточками/ пер. Сапциной У.-Кристина&К.

8.Кудряшова Т. Украшения для интерьера в технике ТЕРРА. Пейзажи. Натюрморты. Графика. М.: Эксмо,2008 г.

  1. Кристанини Д., Страбелло В. Цветы. Вяжем крючком/ пер. Григорьевой Т.-Контэнт, 2006 г.

  2. Нанашвили И.Н., Величко Н.В. Православные иконы из соломки. Харьков, 2012 г.

  3. Преображенская В.Н. Украшение бокалов, бутылок и свечей. М.: РИПОЛ классик, 2013 г.

  4. Преображенская В.Н. Букеты из конфет. М.: РИПОЛ классик, 2012 г.

  5. Пирс Х. Объемная вышивка. М.: Ниола 21 век, 2003 г.

  6. Пирс Х. Объемная вышивка 2. М.: Ниола 21 век, 2006 г.

  7. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. М: Мой мир, 2006 г.

  8. Ротемунд Х. Рамочки своими руками. М.: Мой мир, 2006 г.

  9. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. М.: Ниола-Пресс, 2006 г.

  10. Украшаем подарок для любого праздника. М.: Мой мир, 2006 г.

  11. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Конент, 2010 г.

  12. Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами. Ростов н/Д.: Феникс, 2006 г.

  13. Чибрикова О. Прикольные подарки к любому празднику. М.: Эксмо,2006 г.

  14. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт дисков. М.: Эксмо,2007 г.

  15. Шультце В. Украшения из бумаги/ пер. Кайсаровой Л.- АРТ-РОДНИК, 2007 г.

  16. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007 г.


© 2010-2022