• Преподавателю
  • Другое
  • ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В МУЗЕЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В МУЗЕЕ

В наше время весьма актуальна проблема формирования и воспитания гражданско-патриотических качеств личности сельских школьников, поскольку падает уровень гражданского самосознания всего населения в целом. Поэтому мы в нашей школе создали детское поисково-краеведческое объединение при школьном музее, которая работает по специальной апробированной программе.  Данная научно-методическая статья освещает проблемы современности в области формирования гражданско-патриотических качеств и работу нашего д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ РАБОТУ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В МУЗЕЕ


Романова Светлана Васильевна, к. пед. н., учитель ИЗО и КРК

МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А. Афанасьева»

Урмарский район, Чувашская Республика, Россия

[email protected]


Гражданско-патриотическое воспитание учащихся является одной из актуальнейших проблем в современный период развития педагогики.

Вопросами гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения много занимались великие педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие.

Примечательно то, что выдающийся этнопедагог академик Г.Н. Волков понимал основную цель воспитания как воспитание настоящего Человека. Он писал: «Воспитание необходимо потому, что оно делает ребенка человеком в обычном и Человеком в высшем понимании слова. Оно священно потому, что священна человечность, священна великая историческая миссия человека. Оно вечно потому, что в этой вечности воспитания - вечность Человека и Человечности; в конечном счете, в этой вечности воспитания - оптимистическая вера многих поколений в торжество разумных и гуманистических начал в отношениях между странами, народами, вера в счастливое будущее человечества» [2, 118].

Огромный вклад в дело просвещения чувашского народа внес И.Я. Яковлев, открыв множество сельских школ. Основанная им в 1868 году Симбирская чувашская школа - это огромная лаборатория по становлению национальной системы образования и воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. По сей день многие ученые страны и зарубежья изучают наследие И.Я. Яковлева. Многие педагоги, городские и сельские учителя пытаются внедрять в практику обучения и воспитания традиции, заложенные великим педагогом и просветителем чувашского народа. Его «Духовное завещание чувашскому народу» - бесценный дар последующим поколениям, энциклопедия школы гражданственности. В нем он пишет: «…Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями» [5, 15].

Основная цель гражданско-патриотического воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества [3, 43]. Оно неразрывно связано с нравственным и духовным воспитанием, то есть формированием моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, формированием ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека, воспитанием чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств.

Мы предполагаем, что целью гражданского воспитания сельских школьников является формирование у них основных общественно-значимых и личностных качеств, позволяющих им адаптироваться и творчески самореализоваться в современной общественной жизни, независимо от места жительства.

В свое время в плане формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств сильна была Всесоюзная пионерская организация - самодеятельная организация детей и подростков в возрасте 10-15 лет, основанная в нашей стране 19 мая 1922 года. Н. К. Крупская видела в пионерской организации средство воспитания нового человека. Пионеры активно участвовали в ликвидации безграмотности, в борьбе с детской беспризорностью, вели поисковую и тимуровскую работу. В пионерской организации воплощались позитивные традиции скаутского движения, начиная от самого названия и символики (девиз «Будь готов!», значок, галстук, форма) и вплоть до организационных (отрядно-звеньевая структура, институт вожатых, сборы у костра и т.д.) и методических моментов (использование игровых методов и занимательных форм работы с детьми).

Мы считаем, что не должно быть противоречий между поколениями. Старшие, по сути, живут и трудятся во имя будущего и счастья детей. Молодежь и дети вместе со старшими должны участвовать в общем деле создания материальных ценностей и формирования новых отношений в стране. Они должны объединяться единой целью, общими интересами и чувствами. Только так дети станут достойными продолжателями дела своих отцов, у них возникнет сознательное желание воспринять их опыт, мудрость, повысится уровень национального самосознания, станут формироваться гражданские качества. Это - важная сторона подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе.

Школьная практика показывает, что гражданские качества формируются главным образом в практической деятельности учащихся, будь то работа ученического самоуправления (классного коллектива, объединений по различным интересам детей младшего и среднего звена, совета старшеклассников), или отрядов милосердия, поисково-исследовательских групп и т.д. В этой связи надо отметить, что в нашей школе с 2000 года активно действует детское поисково-краеведческое объединение «Тăван ен» («Родная сторона»), где учащиеся занимаются по апробированной авторской программе «Тăван ен».

В организации работы в объединении мы руководствуемся словами В. А. Сухомлинского: «Главное - это умение видеть в маленьком человеке завтрашнего гражданина… Я все время думаю о том, как пробудить в сознании учеников гражданские мысли: что такое истинный человек? Что такое честь, совесть, достоинство? Что обо мне думают люди? Для чего я живу на свете?..» [1, 37].

Благодаря плодотворной работе объединения, в школе 17 сентября 2003 года официально был открыт мемориальный музей педагога-фронтовика, героя Великой Отечественной войны, одного из основателей и первого директора школы Николая Афанасьевича Афанасьева. В ходе поисково-исследовательской работы членами объединения были найдены материалы по истории народного образования в местном крае, включая историю школы и села, собран богатый фонд музея: множество документов, материалов о жизнедеятельности Н.А. Афанасьева. Характерной для нашего музея является тесная связь проводимой работы с изучением его жизненного пути и педагогических традиций, заложенных им в его школе. Здесь представлены тысячи экспонатов, по которым можно проследить его фронтовой путь и общественно-педагогическую деятельность. Цель создания музея - оптимизация учебно-воспитательного процесса школы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на боевых и трудовых традициях старших поколений. В работе музея заняты все члены объединения - 40 учащихся 4-9 классов. Со дня открытия музея объединение «Тǎван ен» действует при нем.

Поисково-краеведческое объединение «Тăван ен» способствовало более целенаправленной работе музея по формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств посредством включения их в различные виды творческой деятельности с привлечением всех субъектов учебно-воспитательного процесса школы: учащихся, учителей, семьи, общественности. Совместными усилиями восстановились многие события истории и культуры нашего края, возродились добрые традиции наших предков. Ребята с большим увлечением написали такие исследовательские работы, как «История моей семьи», «История моего села», «Передовики колхозов и совхозов нашего края», «История одной медали», «Моя родословная», «Композитор Григорий Моклаков - участник Сталинградской битвы», «История кавалерист-девицы Надежды Дуровой», «По следам находок», «Защитники Ленинграда», «По страницам фронтового дневника», «Герои русско-японской войны», «Вечная память не вернувшимся из боев», «Живем и помним», «Педагогическая династия Мишиных-Егоровых», «Ямуков Н.Т. - основатель фермерского хозяйства» и многие другие. Все это требует много энергии, начитанности, общительности, умения брать интервью. Ребята много ездят, встречаются с интересными людьми, работают в архивах. Помимо поисково-исследовательской работы они занимаются и творчеством (рисуют, фотографируют, пишут стихи, сочинения, статьи, оформляют плакаты, листовки, буклеты, выпускают ежемесячные газеты). Разумеется, в этом активно участвуют и родители.

Мы считаем, что осмысление и переживание ребенком своего долга перед матерью, отцом, учителем, соседями, ветеранами - именно с этого должно начинаться формирование гражданских качеств. Чем больше в ребенке сил и возможностей для активной деятельности, тем более важную роль в формировании его морального облика сыграет созидание красоты, сердечная забота о красоте, особенно в человеческих взаимоотношениях, в служении высоким идеалам… Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны, - одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность - это основа чувства человеческого достоинства. Тот, в ком мы сформировали эти качества, никогда не проявит себя в чем-то дурном, наоборот, он будет стремиться проявить себя только в добром, достойном наших идей, нашего общества… Развитие высокой интеллектуальной культуры - мыслей, чувств, переживаний, которые волнуют душу человека, происходят тогда, когда он познает окружающий мир, прошлое и настоящее человечества, материальные и духовные богатства Отчизны, душу своего народа, ценности искусства, художественной литературы [4, 15].

Анализ научной литературы и воспитательной практики позволили нам выделить в качестве главнейших для сельских школьников такие гражданские качества как патриотизм, гражданская и социальная ответственность, готовность защищать свое Отечество, национальное достоинство; гуманизм, коллективизм, трудолюбие и самостоятельность, дисциплинированность.

Мы убедились в том, что при правильной организации и целенаправленной систематической работе школьный музей - это эффективная педагогическая среда формирования у сельских школьников гражданско-патриотических качеств, а детское объединение - это важнейшее условие формирования данных качеств. Результатом деятельности в данном направлении становится здоровый, честный, свободный, трудолюбивый, ответственный, отзывчивый и любящий гражданин. Члены объединения «Тăван ен» вполне соответствуют данной характеристике.

Работа в данном направлении нами будет продолжаться и дальше, так как нельзя останавливаться на достигнутом. Мы будем продолжать работать над разгадкой тайн жизни прошлого и настоящего, чтобы в будущем последующие поколения гордились нами.



Библиографический список


  1. Борисовский, А.М. Глашатай школы радости / А.М. Борисовский. - Фрунзе, 1976. - 290 с.

  2. Волков, Г.Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Т. 1 / Г.Н. Волков; сост. М. Егоров. - М.: Магистр-пресс, 2002. - 460 с.

  3. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

  4. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 274 с.

  5. Яковлев, И.Я. Духовное завещание чувашскому народу / И.Я. Яковлев; сост. М. Федотов. - Чебоксары: Чувашия, 1992. - 30 с.


© 2010-2022