- Преподавателю
- Другое
- Программа по профилактике ассоциальных явлений Ты не один
Программа по профилактике ассоциальных явлений Ты не один
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галиахметова Э.Д. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района г. Челябинска
(МБОУ ЦППМСП Калининского района г. Челябинска)
454016, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 61-а. Тел./факс: 8-(351)-740-48-14
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
«Ты не один»
Разработчик программы : Эльвира Данисовна
Галиахметова
Должность : социальный педагог
Челябинск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
-
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
-
Организационно-административная работа
-
Работа с учащимися
-
Работа с семьями
-
Работа с педагогическим коллективом
-
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
6.1.Борьба с пропусками занятий по неуважительной причине
6.2.Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению неуспешности в обучении
6.3.Внеурочная работа с детьми
6.4.Пропаганда ЗОЖ
6.5.Профилактика наркомании и токсиомании
6.6.Правовое воспитание
6.7.Роль библиотеки
6.8.Предупреждение вовлечения в экстремистские группировки
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-
МОНИТОРИНГ
-
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
-
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
-
массовые нарушение прав детей;
-
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
-
омоложение преступности;
-
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ-№120 от 24.06.1999 г., важнейшим социальным заказом общества является воспитательно-профилактическая работа с детьми и подростками по предупреждению правонарушений. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями. Проблема девиантного поведения - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.
Цель образовательных учреждений помочь ребенку адаптироваться к жизни, окружающим людям и обществу в целом. Поэтому задачи этих учреждений многогранны: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социуме, выявление актуальных проблем, и кризисных ситуаций, приводящих к дезадаптированному состоянию молодых граждан; создание сети молодежных досуговых центров и обеспечение их деятельности, взаимодействие со службами, организациями города и области по вопросам дезадаптации подростков с девиантным поведением.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
-
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
-
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ ЦППМСП Калининского района г.Челябинска
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
Программа по профилактике асоциальных явлений «Ты не один»
Разработчики программы
Социальный педагог Эльвира Данисовна Галиахметова
Цель программы
Формирование единого социально-педагогического пространства и создание эффективной системы профилактики асоциального поведения, правонарушений, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков «группы риска» и с ОВЗ
Задачи программы
-
Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы.
-
Включение учащихся в общественно-полезную деятельность, развитие в её рамках толерантности коммуникативной культуры, навыков бесконфликтного поведения.
-
Педагогическая поддержка учащихся в деятельности по поиску жизненных смыслов, самопознанию личности.
-
Оказание социально-психологической помощи детям при решении сложных проблем в их жизни.
-
Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни формированию негативного отношения к вредным привычкам.
-
Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Сроки реализации программы
Март 2014- май 2017 г.
Адресаты программы:
Обучающиеся МБОУ ЦППМСП Калининского района г.Челябинска
Кадровое обеспечение программы
-
Администрация школы;
-
Социальный педагог;
-
Классные руководители;
-
Учителя- предметники;
-
Педагог- психолог;
-
Учитель-логопед
-
Учитель-дефектолог
-
Педагоги дополнительного образования;
-
Медицинские работники школы;
-
Инспектор ОДН ОП №6;
-
Школьный библиотекарь;
-
Родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
-
стабилизация числа беспризорных детей подростков;
-
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
-
Формирование у детей и подростков установок здорового образа жизни;
-
Становление гармоничных взаимоотношений школы и семьи, повышение культурно-педагогического уровня родителей, участие родителей в коллективных делах.
3.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
Нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального значения:
-
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
-
Конституция Российской Федерации;
-
Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года.
-
Закон «Об образовании» РФ.
-
Национальная доктрина образования в РФ 2000-2025 г.
-
Указы Президента РФ;
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
-
Государственная программа Челябинской области «Дети Южного Урала» на 2014-2015 годы
-
Государственная программа Челябинской области «Реализация государственной национальной политики и сохранение духовной традиции народов Челябинской области на 2014-2016 годы
-
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017";
-
Муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Челябинске на 2013-2016 годы»
-
Муниципальная программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в городе Челябинске на 2013-2016 годы»
-
Устав МБОУ ЦППМСП Калининского района г. Челябинска
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
-
Планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН ОП.
-
Организация работы школьного Совета профилактики.
-
Проведение тематических педагогических советов.
-
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
-
Составление социального паспорта классов, школы.
-
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте
-
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, непосещающих школу).
-
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
-
Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
-
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.).
-
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
-
Диагностика склонности к девиантному поведению (СОП Орел)
-
Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
-
реализация системы воспитательной работы школы;
-
проведение мероприятий совместно с ОДН ОП;
-
классные часы ;
-
организация правового просвещения;
-
профориентационная работа;
-
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
-
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
-
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
-
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
-
выявление причин отклонений в поведении;
-
беседы психолога, социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
-
психологическая коррекция поведения;
-
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
-
Беседы инспектора ПДН;
-
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
-
Направление ходатайств в КДН;
-
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
-
Выбор родительского комитета в классах.
-
Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
-
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
-
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
-
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
-
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
-
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
-
Профориентация, её цели и задачи
-
Правильный и ошибочный выбор профессии.
-
Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
-
Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
правонарушений,
2 блок
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
- сформировать у учащихся образ жизни,
-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,
-сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
-создание приоритетного родительского воспитания,
-организация педагогического просвещения родителей,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых
5. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
№
п/п
Мероприятия
Сроки проведения
Исполнители
Ожидаемый
результат
5.1. Организационно-административная работа:
Сверка списков обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ОДН ОП №6, КДН, многодетных семей, малообеспеченных, опекаемых, детей-инвалидов и других социальных категорий. Формирование банка данных по этим категориям учащихся
ежегодно
Зам. дир. по ВР,
Соц. педагог
Учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление, реабилитация и социальное сопровождение неблагополучных семей и детей
Ведение картотеки на педагогически запущенных детей и учащихся, состоящих на учете ОДН ОП №6, КДН и ЗП, ВШПУ
Весь период
Соц. педагог
Регулярное проведение заседаний Совета профилактики школы.
1 р. в месяц
чл. профсовета
Выявление причин и коррекция асоциального поведении обучающихся
Организация совместной работы с КДН, участковым инспектором ОДН ОП №6, «Компас»
Весь период
Зам. дир. по ВР
Осуществление межведомственного взаимодействия при проведении профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня противоправных действий среди несовершеннолетних
Регулярное проведение в школе профилактических дней.
3 пятница месяца
Зам. дир. по ВР
Выявление причин и коррекция асоциального поведении обучающихся
Проведение месячников по профилактике правонарушений.
ноябрь
апрель
Зам. дир. по ВР
Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде
Проведение месячника по борьбе с безнадзорностью.
сентябрь
Зам. дир. по ВР
Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде
Проведение совещаний при директоре, включающих вопросы профилактической работы.
Весь период.
Зам. дир. по ВР
Административный контроль
Организация работы школы в каникулярный период
ежегодно
Зам. дир. по ВР
Привлечение к работе с подростками, оставшимися дома в дни каникул, учителей школы, педагогов доп.образования, руководителей кружков и секций
Сбор информации о занятости учащихся в кружках и секциях
ежегодно
Зам. дир. по ВР
Организация досуговой занятости учащихся
Организация работы библиотеки по профилактике
В течение года
Библиотекарь
Предупреждение асоциального поведения и правонарушений
5.2. Работа с учащимися: | ||||
| Проведение месячника правовых знаний, с привлечением к участию в них учащихся, состоящих на ВШПУ | ежегодно | Зам. дир. по ВР
| Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
| Организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами КДН и ЗП, ОДН ОП №6 |
Весь период
| Зам. дир. по ВР | Повышение уровня правовой культуры учащихся, предупреждение правонарушений. |
| Оформление стенда «Подросток и закон» | Весь период
| Зам. дир. по ВР, организатор
| Повышение уровня правовой культуры учащихся |
| Классные часы о правах и обязанностях
| Весь период
| Кл.рук. | Предупреждение асоциального поведения и правонарушений в детской и молодежной среде |
| Организация каникулярного времени учащихся, состоящих на ВШПУ | Весь период | Соц. педагог
| Организация досуговой занятости учащихся, предупреждение правонарушений |
| Организация досуга подростков, привлечение к подготовке и проведению мероприятий. | Весь период
| Кл. рук, соц. педагог, ст. вожатая
| Предупреждение асоциального поведения и правонарушений |
| Организация индивидуальных консультаций для учащихся | Весь период
| Соц. педагог, педагог-психолог | Выявление причин асоциального поведения |
| Просмотр и обсуждение видеофильмов | Ноябрь, апрель
| Кл.рук., соц. педагог, педагог-психолог | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
| Выпуск листовок и стенгазет по профилактике алкоголизма и наркомании «Спасибо, нет!» |
Ноябрь, апрель | Кл.рук., соц. педагог, педагог-психолог
| Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
| Профилактические беседы с привлечением психолога, врачей, работников ОДН ОП №6, КДН | Ноябрь, апрель | Зам. дир. по ВР | Профилактика асоциального поведения и правонарушений |
| Проведение спортивных мероприятий: - «Мама, папа, я - спортивная семья», - Дни здоровья |
1 четв.
В теч.года |
Уч. физ. к-ры
Уч. физ. к-ры | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
| Физкультурно-спортивная работа: школьные соревнования | Ежемесячно | Уч. физ. к-ры | Формирование установок здорового образа жизни, профилактика вредных привычек |
5.3. Работа с семьями | ||||
1
| Выявление семей, в которых неблагоприятные условия для жизни и учебы ученика. | Сентябрь
| Соц. педагог, Кл. рук.
| Учет семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявление, реабилитация и социальное сопровождение неблагополучных семей и детей |
2 | Ведение картотеки на семьи «группы риска». | Весь период | Соц. педагог | Учет неблагополучных семей |
3 | Рейды в семьи, состоящие на учете «группа риска» , составление акта обследования жилищно-бытовых условий | Весь период | Соц. педагог | Улучшение условий жизни ребенка |
4 | Организация консультаций для родителей. | Весь период | Соц. педагог, педагог-психолог | Повышение психолого-педагогической культуры родителей |
5 | Приглашение родителей, уклоняющихся от воспитания детей, на заседания профилактического совета, в КДН. | Раз в месяц | Зам. дир. по ВР, Кл. рук. | Стабилизация отношений в семье, контроль родителей за занятостью детей |
6 | Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, специалистами КДН и ЗП, ОДН ОП №6 | Весь период
| Зам. дир. по ВР, соц. педагог, кл. рук.
| Повышение правовой культуры родителей |
7 | Проведение тематических родительских собраний, педагогического всеобуча родителей. | 1 раз в месяц | Кл. рук. | Правовое просвещение родителей, повышение психолого-педагогической культуры родителей |
5.4. Работа с педагогическим коллективом: | ||||
1 | Проведение методических объединений классных руководителей по проблемам воспитания «трудных» детей и профилактической работы. | Весь период
| Зам. дир. по ВР | Повышение психолого-педагогической культуры классных руководителей |
2 | Отчеты классных руководителей о проведенной работе с учащимися и их семьями, состоящими на учете «группы риска» | Весь период
| Кл. рук.
| Предупреждение асоциального поведения и правонарушений |
3 | Организация встреч классных руководителей с представителями правоохранительных органов. | Весь период
| Зам. дир. по ВР кл. рук. | Повышение правовой культуры классных руководителей |
4 | Психологическая коррекция взаимоотношений учителей с учащимися, состоящими на учете «группы риска» | Весь период | Соц.педагог, педагог-психолог | Психолого-педагогическая поддержка учителей |
-
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
-
6.1. Борьба с пропусками занятий по неуважительной причине
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Установить ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков, в случае пропуска занятий обучающимся выяснить у родителей причины отсутствия
В течение года
Кл. руководители
2.
Установить контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщиков»
еженедельно
Классные руководители
3.
При систематических прогулах, подключать работников полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
По необходимости
Соц. педагог
4.
Принимать меры по отношению к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка
По необходимости
Классные руководители,
5.
Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета по профилактике
1 раз в месяц
Классные руководители, соц. педагог
6.
Посещение на дому учащихся, прогуливающих занятия
В течение года
Классные руководители,
соц. педагог
6.2. Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению неуспешности в обучении
№
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Контролировать список учащихся, имеющих проблемы в обучении
1 раз в четверть
Соц.педагог
2.
Приглашать на беседу учащихся и их родителей, детей «группы риска»
По мере необходимости
Классные руководители,
соц. педагог
3.
Учителям-предметникам составлять план работы с неуспешными учащимися, учитывая их индивидуальные особенности
1 раз в четверть
Педагогический коллектив
4.
Осуществлять ежедневный контроль за посещаемостью учащихся
В течение года
Классные руководители
5.
Приглашать на совещание при директоре Совет по профилактике учащихся «группы риска»
По мере необходимости
Соц. педагог
6.
Осуществлять проверку журналов с целью контроля опроса неуспешных учащихся
1 раз в месяц
Зам по ВР
7.
Посещение уроков учителей с целью проверки индивидуальной работы на уроке с неуспешными детьми
В течение года
Соц. педагог
8.
Посещение занятий по психологической коррекции
По расписанию
Педагоги-психологи
9
Посещения занятий дефектолога и логопеда
По индивидуальному плану
Учитель-дефектолог, учитель-логопед
6.3. Внеурочная работа с детьми
Основной целью раздела является выбор направлений по упорядочению работы с детьми и подростками, создание единого управляемого воспитания детей и подростков.
Задачи:
-
расширение сферы занятости детей и подростков во внеурочное время;
-
пропаганда здорового образа жизни;
-
развитие творческих способностей детей и подростков;
-
профилактика преступности среди несовершеннолетних
Направления внеурочной деятельности:
№
Название программы
Направленность
ФИО руководителя,
1
«Юный умелец»
Духовно-нравственное
Галиахметова Э.Д.
2
«Цветик -семицветик»
Духовно-нравственное
Нуруллина З.Р.
3
«Моя малая Родина»
общекультурное
Гордеева А.В.
4
«Говорим правильно»
общекультурное
Гордеева А.В.
5
«Я учусь и развиваюсь»
общеинтеллектуальное
Воробей О.Б.
6
«Образ»
социальное
Соколкина А.В.
-
Пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
В пропаганде здорового образа жизни используются такие мероприятия:
-
беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета ;
-
проблемная беседа или дискуссия, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;
-
«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи,
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; искусство и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье.
При этом роль классного руководителя должна заключаться в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений
№
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1.
Оформление стенд с освещением в нем школьных, районных, окружных спортивных мероприятий и здорового образа жизни
В течение года
Организатор, соц.педагог
2.
Обеспечить периодическое проведение родительских конференций по наиболее актуальным проблемам воспитания оздоровления школьников
В течение года
Классные руководители
3.
Проведение общешкольных спортивных соревнований по теннису
Октябрь
февраль
учитель физической культуры
4.
Участие в акции «За здоровый образ жизни»
март
Коллектив МБОУ ЦППМСП Калининского района г.Челябинска
5
Общешкольные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности
В течение года
Организатор, учитель физической культуры
-
Профилактика наркомании и токсикомании
Профилактическая работа включает в себя определенные виды деятельности по следующим направлениям:
-
распространение информации о последствиях употребления наркотических средств;
-
формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, о ВИЧ-инфекции и умения принимать правильные решения;
-
взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу («Компас»)
Школа обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
-
возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
-
свободный доступ к семье ребенка для анализа и контроля ситуации;
-
возможность привлечения специалистов по профилактике.
-
Профилактические мероприятия
№
Содержание мероприятий
Сроки
Исполнители
1.
Организовать планомерную работу всех классов по предупреждению наркомании и токсикомании
постоянно
классные руководители
2.
Провести анкетирование учащихся 5-9 кл.
Ноябрь
Классные руководители
3.
Обследование семей детей «группы риска»
1 раз в четверть
Классные руководители
4.
Проведение классных часов по вопросам наркомании
По плану
Классные руководители
-
Правовое воспитание
Правовая активность одна из главных характеристик современной личности
Цель правое воспитание в школе.
Исходя из этого задачами правового воспитания являются:
-
создание высоконравственной личности, способной в правовом пространстве, даже при минимуме конкретных правовых знаний, не нарушать законы;
-
формирование устойчивой линии активного поведения и умение управлять собственным поведением, в рамках закона, а не за его пределами;
-
помочь выработать внутреннюю потребность человека в правомерном поведении, позволяющим руководить своими действиями в рамках закона;
-
научить школьников грамотно ориентироваться в правовом пространстве;
-
осознание ценности права и осуществление выбора варианта правомерного поведения;
-
сформировать навыки законопослушного поведения.
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки проведение
Ответственный
1. Работа с учащимися
1.1
Беседы с сотрудниками ГИБДД
По плану
Зам. директора по ВР
1.2
Классные часы: «Шалость и проступок», «Человек. Государство. Закон.» и др.
По плану
Кл.руководители
1.3
Конкурс рисунков и плакатов: «Мой безопасный мир», «Мы за здоровый образ жизни», «Подросток и закон»
По плану
Классные руководители
2. Правовое обучение учителей
2.1.
Знакомство с нормативно-правовыми документами по профилактике асоциального поведения
По плану
Соц.педагог
3. Правовое обучение родителей
3.1.
Тематические родительские собрания по правовому воспитанию
По плану
Кл. руководители
-
Роль библиотеки
Библиотека один из важных центров воспитания духовной нравственности через художественные произведения.
Роль библиотеки - подготовить учащихся к самообразованию.
Цель: овладение знаниями. По инициативе самой личности в отношении предмета занятий.
Для реализации цели ставится задача: формирование у детей мотивов их познавательной самостоятельности:
-
знакомство с библиотекой с 1 класса;
-
запись в библиотеку детей «группы риска»;
-
выявлять интересы читателей, подобрать им литературу
-
связь с районной библиотекой;
-
наглядное оформление знаменательных дат.
-
Предупреждение вовлечения в экстремистские группировки
В школе необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистки настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов
Педагогический коллектив проводит работу в этом направлении с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности.
Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучения культурному диалогу.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
С этой целью нами была составлена Программа «Ты не один» по профилактике правонарушений, безнадзорности и вредных привычек среди детей и подростков
-
МОНИТОРИНГ
-
2014
2013
2012
2011
2010
всего учащихся
105
98
137
137
141
Неполные семьи
13
14
26
25
20
Малообеспеченные семьи
5
5
12
13
7
Многодетные семьи
5
5
10
15
6
Неблагополучные семьи
4
5
4
3
4
Опекаемые
7
6
7
6
7
Состоят на учете ОДН ОП
1
5
2
1
2
Состоят на пед.учете
-
-
1
-
-
Благодаря эффективно проведенной работе, мы можем наблюдать снижение роста числа обучающихся, состоящих на разных видах учета.
-
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Отслеживание эффективности всей программы
- появление у подростков устойчивых интересов;
- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;
-уменьшение количества детей «группы риска»
- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1998.
-
Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995.
-
Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
-
Белкин А.С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. - М., 1998.
-
Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008. - 56 с.
-
Будыхо В.П. Преодоление отклонений от норм нравственного поведения у младших школьник. - М., 2000.
-
Воспитание трудного ребенка./Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001.
-
Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. Социальное здоровье России. 1993 г.
-
Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М., 1999.
-
Клейбер Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
-
Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988.
-
Колесов Д.В. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании и токсикомании. М., 1988.
-
Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков, ж. Классный руководитель, 2003 № 4.
-
Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2008. -231 с.
-
Северов А.П. Психологические особенности асоциального поведения несовершеннолетних. - Киев, 1999.