- Преподавателю
- Другое
- Разработка программы по философии Для СПО
Разработка программы по философии Для СПО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Архангельская И.А. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Лениногорский политехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
2015
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности(ям) среднего профессионального образования (далее - СПО):
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта укрупненная группа 190000 Транспортные средства.
Организация- разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский политехнический колледж».
Разработчик: Архангельская И.А., преподаватель ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж».
Рецензенты:
ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж» , заместитель директора по УР Ф.У. Залялова
_________________________________________________________________
Зав. Кафедры ФГБОУ ВПО «КНИТУ им. А.Н. Туполева -КАИ» Р.А. Шамсутдинов
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
6
-
условия реализации учебной дисциплины.
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.
13
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии
-
Область применения рабочей программы:
-
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) .
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл среднего профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-
основные категории и понятия философии;
-
роль философии в жизни человека и общества;
-
основы философского учения о бытии;
-
сущность процесса познания;
-
основы научной, философской и религиозной картин мира;
-
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
-
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
8
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
в том числе:
-составление таблицы
-работа со словарем
-работа по карточкам
-самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)
4
3
3
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Предмет
философии и ее история
34
Тема 1.1.
Основные понятия и предмет философии
Содержание учебного материала
2
1
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.
2
2
Предмет и определение философии, ее смысл, функции и роль в обществе.
2
Практические занятия
3
1
«Предмет и определение философии»-составление таблицы
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся:
3
1
Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность»
Тема 1.2.
Философия Древнего мира и средневековая философия
Содержание учебного материала
8
1
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2
2
Становление философии в Древней Греции. Возникновение Античной философии и основные этапы ее развития. Философия Сократа (этический рационализм, учение о нравственности)
2
3
Философия Платона.
2
4
Философские школы Античности.
2
5
Философия Древнего Рима.
2
6
Средневековая философия: патристика и схоластика (святой Августин и Фома Аквинский)
2
Практические занятия.
3
1
«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы
2
«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» -ответы на вопросы
Контрольная работа
1
1
«Особенности античной философии»
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1
Составление таблицы «Сравнительная таблица школ древней Античности»
Тема 1.3.
Философия Возрождения и Нового времени
Содержание учебного материала
3
1
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
2
2
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
2
3
Немецкая классическая философия в работах И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля. Ф.Ницше
2
Практические занятия:
11
1
«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 1.4. Современная философия
Содержание учебного материала
3
1
Особенности русской философии. Русская идея.
2
2
Философские взгляды Бердяева, Ф.М. Достоевского, Чаадаева, Л.Н.Толстого
2
3
Славянофилы. Западники.
2
Практические занятия.
-
Контрольная работа
1
1
«Основные черты Русской философии»
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1
Работа по карточкам на тему: «Русская философия»
Раздел 2.
Структура и основные направления философии
24
Тема 2.1.
Методы философии и ее внутреннее строение
Содержание учебного материала
2
1
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
2
2
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления
2
Практические занятия.
-
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающегося.
-
Тема 2.2.
Учение о бытии и теория познания
Содержание учебного материала
3
1
Человек - сознание - познание.
2
2
Человек как главная философская проблема
2
3
Философия о смысле жизни и ценностях человека
2
Практические занятия.
1
1
Работа с философским словарем
Контрольная работа
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
7
Этика и социальная философия
1
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
2
2
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
2
3
Духовная сфера общества. Сущность культуры, типология культур, основные институты культуры.
2
4
Представители культурологической и философской мысли о сущности и функциях культуры.
3
Практические занятия.
-
Контрольная работа на тему:
1
1
«Этика»
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 2.4.
Место философии в
духовной культуре и ее
значение
Содержание учебного материала
8
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
2
-
2
Структура философского творчества. Типы философствования. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
2
-
3
Человек в мире культуры
2
-
4
Философия и искусство
2
-
5
Философичное произведение искусства
3
-
6
Философские концепции общественного развития
3
Практические занятия.
-
Контрольная работа на тему:
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1
1
Работа по карточкам на тему: «Познавательная деятельность»
Дифференцированный зачет
1
Всего:
58
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-
30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Основы философии»;
-
карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях)
Технические средства обучения:
-
ПК,
-
видеопроектор,
-
проекционный экран.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Учебные пособия:
-
Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
-
Губин В.Д. Основы философии. - М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. - 288 с.
-
Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
-
Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. - М.: ВУНМЦ, 2009.
Дополнительные источники:
-
Антология мировой философии. В 4 т. - М., 2009.
-
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2010.
-
Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс - М.: Основы православной культуры, 2009. - 200 с.
-
Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс - М.: Основы православной культуры, 2009. - 312 с.
-
Балашев Л.Е. Практическая философия. - М., 2010.
-
Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 2008.
-
Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 2010.
-
Введение в философию. В 2 ч. - М., 2010.
-
Вернадский В.И. Философские мысли. М., 2009.
Дополнительные оригинальные тексты:
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 2009. - 574 с.
2.Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 2010. - 343с.
3.Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 2010.
4.Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель.
2009.- 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 2009. - 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 2009. - 430 с.
Интернет-ресурсы
alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
diplom-inet.ru/resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания), общие компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Освоенные умения:
Ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).
Усвоенные знания:
Основные категории и понятия философии
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Роль философии в жизни человека и общества
Оценка результатов устных ответов.
Основы философского учения о бытии
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
Сущность процесса познания
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
Основы научной, философской и религиозной картин мира
Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Оценка результатов выполнения проблемных заданий.
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Оценка результатов выполнения творческих заданий.
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Доклады, сообщения
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Доклады, сообщения
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Познавательные задачи
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Составление презентаций по
изучаемым разделам.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Познавательные задания
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Познавательные задания
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Творческая работа
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Защита докладов, рефератов
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Познавательные задания
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Познавательные задания
6