Разработка программы по философии Для СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Лениногорский политехнический колледж»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ







2015

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности(ям) среднего профессионального образования (далее - СПО):

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта укрупненная группа 190000 Транспортные средства.

Организация- разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Лениногорский политехнический колледж».

Разработчик: Архангельская И.А., преподаватель ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж».

Рецензенты:

ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж» , заместитель директора по УР Ф.У. Залялова

_________________________________________________________________

Зав. Кафедры ФГБОУ ВПО «КНИТУ им. А.Н. Туполева -КАИ» Р.А. Шамсутдинов







СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


6

  1. условия реализации учебной дисциплины.


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.


13









  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии

    1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) .

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл среднего профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ



    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:


лабораторные занятия


практические занятия

8

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:


-составление таблицы

-работа со словарем

-работа по карточкам

-самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено)

4

3

3

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет

философии и ее история

34

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

2

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.


2

2

Предмет и определение философии, ее смысл, функции и роль в обществе.


2

Практические занятия

3

1

«Предмет и определение философии»-составление таблицы


Контрольная работа

-


Самостоятельная работа обучающихся:

3

1



Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвность»

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

8

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).


2

2

Становление философии в Древней Греции. Возникновение Античной философии и основные этапы ее развития. Философия Сократа (этический рационализм, учение о нравственности)

2

3

Философия Платона.

2

4

Философские школы Античности.

2

5

Философия Древнего Рима.

2

6

Средневековая философия: патристика и схоластика (святой Августин и Фома Аквинский)

2

Практические занятия.

3


1

«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы


2


«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» -ответы на вопросы

Контрольная работа

1

1

«Особенности античной философии»

Самостоятельная работа обучающихся:

4

1

Составление таблицы «Сравнительная таблица школ древней Античности»

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

3

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.


2

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.


2

3

Немецкая классическая философия в работах И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля. Ф.Ницше

2

Практические занятия:

11


1

«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 1.4. Современная философия

Содержание учебного материала

3

1

Особенности русской философии. Русская идея.


2

2

Философские взгляды Бердяева, Ф.М. Достоевского, Чаадаева, Л.Н.Толстого


2

3

Славянофилы. Западники.


2

Практические занятия.

-

Контрольная работа

1

1

«Основные черты Русской философии»


Самостоятельная работа обучающихся:

2

1

Работа по карточкам на тему: «Русская философия»

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

24

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

2

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).


2

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

Практические занятия.

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающегося.

-

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

3

1

Человек - сознание - познание.


2

2

Человек как главная философская проблема

2

3

Философия о смысле жизни и ценностях человека

2

Практические занятия.

1

1

Работа с философским словарем


Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 2.3.

Содержание учебного материала

7

Этика и социальная философия

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.


2


2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

2

3

Духовная сфера общества. Сущность культуры, типология культур, основные институты культуры.

2

4

Представители культурологической и философской мысли о сущности и функциях культуры.

3

Практические занятия.

-

Контрольная работа на тему:

1

1

«Этика»

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 2.4.

Место философии в

духовной культуре и ее

значение

Содержание учебного материала

8

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

  1. 2

Структура философского творчества. Типы философствования. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

2

  1. 3

Человек в мире культуры

2

  1. 4

Философия и искусство

2

  1. 5

Философичное произведение искусства

3

  1. 6

Философские концепции общественного развития

3

Практические занятия.

-

Контрольная работа на тему:

-

Самостоятельная работа обучающихся:

1

1

Работа по карточкам на тему: «Познавательная деятельность»

Дифференцированный зачет

1

Всего:

58



3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Основы философии»;

  • карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях)

Технические средства обучения:

  • ПК,

  • видеопроектор,

  • проекционный экран.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия:

  1. Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.

  2. Губин В.Д. Основы философии. - М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. - 288 с.

  3. Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.

  4. Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. - М.: ВУНМЦ, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 2009.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 2010.

  3. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс - М.: Основы православной культуры, 2009. - 200 с.

  4. Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс - М.: Основы православной культуры, 2009. - 312 с.

  5. Балашев Л.Е. Практическая философия. - М., 2010.

  6. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 2008.

  7. Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 2010.

  8. Введение в философию. В 2 ч. - М., 2010.

  9. Вернадский В.И. Философские мысли. М., 2009.

Дополнительные оригинальные тексты:

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 2009. - 574 с.

2.Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 2010. - 343с.

3.Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 2010.

4.Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель.

2009.- 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 2009. - 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 2009. - 430 с.

Интернет-ресурсы

alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

diplom-inet.ru/resursfilos





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания), общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

Ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Оценка выполнения задания в форме итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие).

Усвоенные знания:

Основные категории и понятия философии

Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.

Роль философии в жизни человека и общества

Оценка результатов устных ответов.

Основы философского учения о бытии

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

Сущность процесса познания

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

Основы научной, философской и религиозной картин мира

Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования.

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Оценка результатов выполнения проблемных заданий.

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Доклады, сообщения

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Доклады, сообщения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Познавательные задачи

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Составление презентаций по

изучаемым разделам.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Познавательные задания

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Познавательные задания

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Творческая работа

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Защита докладов, рефератов

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Познавательные задания

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Познавательные задания

6


© 2010-2022