Конспект урока литературного чтения на тему «Паустовский» (4 класс)

Цели: совершенствование навыка чтения, работы над литературным произведением; через художественные образы произведения, слушание музыки, инсценирование показать учащимся, что К. Паустовский музыкой своего слова воздействует на наши чувств: вызывает эмоции, пробуждает воображение и побуждает к творчеству. Задачи: развитие речи учащихся; воспитывать сознательного читателя и слушателя, добрые отношения друг к другу, умение слушать других Оборудование: портреты К.Паустовского и Э.Грига, картины с п... I. Вступление 1) Сообщение темы урока У. На прошлом уроке я познакомила вас с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловым шишками», а обсудить его мы не успели. Сегодня предлагаю поговорить о самом авторе, о его герое - Эдварде Григе, перечитать ещё раз рассказ, послушать радиопостановку первой части, послушать чудесную музыку Э.Грига. У. Поставьте свои задачи к уроку. (Высказывания детей ) В результате на доске появляются карточки со словами: УЗНАТЬ ПОНЯТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПОСЛУШАТЬ 2) Беседа об авторе и герое У. Кратко расскажите что знаете или узнали о Паустовском. (Высказывания детей. С любовью пишет о родной природе, о людях) , Что знаете о герое рассказа Э.Григе?
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение 4 класс

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели: совершенствование навыка чтения, работы над литературным произведением;

через художественные образы произведения, слушание музыки, инсценирование показать учащимся, что К. Паустовский музыкой своего слова воздействует на наши чувств: вызывает эмоции, пробуждает воображение и побуждает к творчеству.

Задачи: формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения использованные в нем, представлять картину нарисованную автором;

умение высказывать своё отношение к написанному автором и прочитанному; использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли; развитие речи учащихся;

воспитывать сознательного читателя и слушателя, добрые отношения друг к другу, умение слушать других

Оборудование: портреты К.Паустовского и Э.Грига, картины с природой Норвегии, слова заготовки, музыка Э.Грига, DVD. Ход урока

I. Вступление

1) Сообщение темы урока

У. На прошлом уроке я познакомила вас с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловым шишками», а обсудить его мы не успели. Сегодня предлагаю поговорить о самом авторе, о его герое - Эдварде Григе, перечитать ещё раз рассказ, послушать радиопостановку первой части, послушать чудесную музыку Э.Грига.

У. Поставьте свои задачи к уроку. (Высказывания детей )

В результате на доске появляются карточки со словами:


УЗНАТЬ ПОНЯТЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПОСЛУШАТЬ

2) Беседа об авторе и герое

У. Кратко расскажите что знаете или узнали о Паустовском.

(Высказывания детей. С любовью пишет о родной природе, о людях) , Что знаете о герое рассказа Э.Григе?

(Рассказ детей. Эдвард Григ - великий норвежский композитор, дирижер, пианист основоположник норвежской музыки)


II. Проверка домашнего задания. Радиопостановка. 1) Описание природы.

У. Природу какой страны описывает К.Паустовский?

Д. Северной страны - Норвегии с её суровым климатом, скудной растительностью, с

горами, покрытыми еловыми лесами, с холодным Норвежским морем. У. Найдите и прочитайте описание норвежской природы. Читайте медленно, чтобы представить величие природы, (стр.66 - 2,3,5 абзац... «Все леса хороши...»)

У. Какие художественные средства использует писатель при описании природы и с какой целью?

Д. Сравнение - «Эхо, как птица пересмешник», мох, как космы (длинные волосы).

Олицетворение - «осиновые листья дрожат»

Д. Такие художественные приемы делают язык произведения богатым и образным

2) Радиопостановка (чтение по ролям)

У. Какое важное событие описано в этой части? Дайте ей название, чтобы было ясно о чем она.

Д. Григ и девочка.

У. Как вы думаете, почему этот случай описан Паустовским?

Почему Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? У Грига была дочь Александра, но прожила она совсем недолго, чуть больше года. «Она была красивым, милым ребенком, развитая и умная, она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать Шумана» - так писала в письме Нина, жена композитора, о единственной дочери. Больше в семье детей не было.

У. Да, самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери.

И, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Это, несомненно, знал и Паустовский.

Чтение у доски. Звучит сюита Пер Гюнт. «Утро».

У. При чтении учитывайте ремарки (пояснения автора), настроение героев.

(Дети читают сцену встречи у доски)

3) Вопросы к действию

У. Смогли вы представить и понять, каков же Э.Григ по характеру? Подтвердите свои ответы рассуждениями.


Человек

Д. Добрый - ищет подарок для незнакомой девочки, она его не испугалась. Мягкий характер - вкрадчивый голос.

Застенчивый, терпеливый - она совсем запутала меня, так говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение.

Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой -дочерью лесника, а он уже известный композитор.

4) Чтение второй части рассказа. Анализ.

У. Характер Грига проявляется и в обстановке его жилья. Прочитайте 1-3 абзац второй части.

Читают дети стр. 69.

У. Что вы думаете об этом?

Д. Григ не окружал себя роскошью. В его доме всё подчинено музыке, поэтому ему достаточно было только того, что необходимо. А украшением дома служит рояль. Это говорит о его скромности и нетребовательности

У. Значит в быту был скромным и нетребовательным, несмотря на свою всемирную славу. Внимательно послушайте дальше (Читает учитель с 4 абзаца стр. 69-72) Постарайтесь найти самые важные слова этой части.

5) Вопросы

У. Ответьте на мой вопрос. Какие слова в этой части самые важные? Почему так думаете?

Выборочное чтение стр. 71. (Со слов: «Я видел жизнь... даже счастливее тебя Дагни», «Надо любить жизнь, жить надо для людей»)

У. Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.

Д •Жизнь удивительна и прекрасна.

Счастлив тот, кто всё отдаёт.

У. Так думает Григ. Как называется такая человеческая черта? А человек?

Д. Бескорыстный.

У. Все ли окружающие люди думают так же как Григ? Всем ли приятнее отдавать? А брать?

Высказывание детей.


У. Что было бы, если все или хотя бы большинство людей видели счастье в том, чтобы дарить себя? Какой стала бы жизнь, как вам кажется?

Рассуждение детей на эту тему.

У. Вернемся к рассказу. О чем же мог рассказать рояль? Сейчас будет звучать музыка Э.Грига, а вы в это время прочитайте про себя это описание ( стр.69 4,5 абзац, стр.71 слов: «.. .играл обо всём, что думал»)

Звучит музыка Э.Грига.

У. О чём же поведал нам рояль?

Д. О порыве человеческих чувств

О любви

О сказке про Золушку

О слезах. О гневе

Обо всём что думал Григ

Д. «Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык» У. Согласны ли вы с писателем?

Высказывания детей.

У. Языком музыки можно передать человеческие чувства: радость, гнев, любовь, образы природы. В этом и состоит талант композитора. А в чем состоит талант писателя?

Д. С помощью слова раскрыть и показать: эти чувства, любовь, сказку, мечту, всё.

У. Цель у писателя и композитора одна, а способы достижения разные. Два великих мастера пробуждают в нас чистые и добрые чувства любви ко всему, что нас окружает. Один - словом, другой - музыкой.

У. Кто был слушателем музыки Грига?

(Синицы на дереве, прачка, снег, сверчок, Золушка, загулявшие матросы)

Д. Перечитывают отрывки о слушателях стр.72 1абзац.

У. Почему именно этих слушателей ценил Григ больше чем «вежливых посетителей концертов»?

Д. Они искренне реагировали на музыку. Они были первыми. По их реакции он понимал, хороша ли музыка. ( Примерные ответы)

У. Сколько времени писал музыку для Дагни Григ?

- Как считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок? Когда это произойдёт?

Д. «Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».


III. Домашнее задание

У. Свой подарок Дагни получит, когда ей исполнится 18 лет. Как это произойдет и где. вы прочитаете дома на стр. 72 - 77

IV. Итог урока.

У. Но свой подарок мы получили сегодня. Что это за подарок?

Высказывания детей (Читали, рассуждали, сравнивали, думали)

- Это произведение - шедевр художественного слова, в котором слова звучат как музыка и заставляют людей задумываться.

Д. Мы получили в подарок прекрасное произведение К.Паустовского, который заставил нас задуматься о человеке, о музыке, о чувствах, обо всём.

Узнали о том, каким был Э. Григ в жизни, что было главным в его жизни. В чём смысл жизни.

У. Поблагодарим писателя за это. (Аплодисменты) … и Э.Грига за чудесную музыку.

- Смогли мы на уроке справиться с поставленными задачами? (Высказывания детей)

- Я вас тоже благодарю за прекрасную работу на уроке.

Выставление оценок

© 2010-2022