Разработка урока по ОРКСЭ по теме Любовь и уважение к Отечеству 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОРКСЭ

Модуль: «Основы православной этики»

УМК: Данилюк А.Я. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 - 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. - 2 - е изд. - М. : Просвещение, 2013.

2. Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству»

3. Тип урока: по ведущей дидактической цели - урок усвоения новых знаний

по способу организации - синтетический (смена видов деятельности)

по методам обучения - частично - поисковый с использованием ИКТ,

исследовательский, дедуктивный, активный

4. Цель урока: воспитание патриотических чувств у обучающихся на основе любви и уважения к Отечеству

5. Задачи урока:

  • Создать условия для формирования знаний таких понятий как «патриотизм», «Отечество», «толерантность»; подвести обучающихся к мысли , что патриотизм включает в себя любовь и уважение к родному Отечеству и его истории

  • Продолжить работу по формированию УУД: регулятивных (постановка цели, планирование работы, самоанализ); познавательных (работа с различными источниками информации - настенная историческая карта и атласы, художественные произведения литературы; сравнение, логическое мышление, анализ, синтез, обоснование своей точки зрения); коммуникативных (умение слышать и слушать своих товарищей, высказывать свои суждения) ( метапредметные результаты)

  • Способствовать формированию личностных результатов: любви к Отечеству, толерантности, гордости за отечественную историю и выдающихся личностей страны

6. Планируемые результаты урока:

Личностные : формирование основ гражданского патриотизма, чувства уважения и сопричастности к своему Отечеству и его истории

Предметные : знание и понимание смысла понятий «Отечество», «соотечественник», «патриотизм», «толерантность», «символы государства»

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) : готовность слушать и слышать собеседника, вести диалог, допускать существование различных точек зрения на сущность одного вопроса, извлекать дополнительную информацию из различных источников (настенных исторических карт и атласов, художественной литературы, исторических памятников)

7.Понятия: Отечество, соотечественник, патриотизм, толерантность, символы государства

8.Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: групповой проект «Я и моя семья как часть российского государства»

9. Литература и Интернет - ресурсы:

  • Основные: Основы духовно - нравственно культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 - 5 классы 6 учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. - 2 - е изд. - М. : Просвещение, 2013.

  • Дополнительные : 1.История. 5 - 11 классы: технологии современного урока/ авт. - сост. В.В. Гукова и др. - Волгоград: Учитель, 2013.

2.История. 5 - 11 классы: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно - исторические вечера/ Е.В. Тайкова и др. - Волгоград: Учитель, 2012.

3.История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт. - сост. Н.Ю. Бухарева. - Волгоград: Учитель, 2014.

4.Электронная игровая книга «Москва и москвичи». Под ред. Зарицкой Т. и др., Белфакс, 2004.

5.Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? Методическое пособие. _ М.: ТЦ Сфера, 2007.

6.Словарь понятий и терминов по истории/ автор - составитель А.М. Лопухов; вступительное слово А.С. Стрельцов. - 6 - е изд. - М. : Айрис - пресс, 2012.

Интернет - ресурсы

1. Я иду на урок истории (методические разработки). - Режим доступа: festival.1september.ru

2.Уроки, конспекты. - Режим доступа: pedsovet.ru

9.Оснащение урока:

- политическая карта Российской Федерации; исторические карты «Русь в IX - начале XII века» и «Российское государство в XV - XVI вв.»;

- презентация «Любовь и уважение к Отечеству»;

- раздаточный материал (рабочие листы, карточки с терминами, большой плакат «Я и моя семья как часть российского государства)

- мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока.

I.Организационный этап

Вводное слово учителя. Ребята! Кто из вас не мечтает о дальних странах, невероятных приключениях, чудесных открытиях? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, а именно - в историю российского государства. Мы с вами увидим, как создавалось наше государство, крепло, переживало невзгоды. Но всегда вера россиян и любовь к родному Отечеству определяли ход истории нашей страны.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Обратите внимание, что у вас на столах находятся конверты с карточками. Пожалуйста, достаньте их и из предложенных слов составьте тему нашего сегодняшнего урока. (карточки со словами «Отечество», «уважение», «любовь») (слайд 1)

Предположительный ответ одного из обучающихся: «Любовь и уважение к Отечеству».

Учитель. Все верно. Давайте запишем тему урока на нашем рабочем листе. Какое ключевое слово вы можете отметить в теме сегодняшнего урока?

Обучающийся: «Отечество».

Учитель. Как вы думаете, какой корень будет у данного слова? Ну, конечно, отец. А теперь попрошу вас подобрать синонимы к слову «Отечество» и также их записать (обучающиеся озвучивают ответы и записывают). Находят определение понятия «Отечество» в словаре и записывают его. (« Отечество » - страна предков). Обращаю ваше внимание на доску - на ней вы видите те понятия, которые нам также понадобятся в течение урока (на доске: «толерантность», «патриотизм». «символы государства»). Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока, принимая во внимание все выше сказанное. (старается подвести к мысли о том, что патриотизм включает в себя любовь и уважение к Отечеству).

Обучающиеся: записывают в рабочем листе цель урока «Доказать, что патриотизм включает в себя любовь и уважение к Отечеству».

Учитель. Давайте теперь познакомимся с планом сегодняшнего урока. Прочитайте его в рабочем листе. ( План урока. 1. История России: от семьи до нации. 2. Изменения на современной политической карте России 3.Тысячелетняя история России 4.Государственные символы России 5.Слава российскому Отечеству.

III. Актуализация знаний.

Вопрос 1. История России: от семьи до нации. Обратите внимание на экран (слайд 2). Что вы видите на нем? Почему я постаралась совместить изображение яблони и карты РФ? Обратите внимание на ключевые слова. Давайте попробуем их объяснить. Если у вас возникли затруднения, то обратитесь за справкой в рабочий лист.

Ответы обучающихся. Делается вывод о том, что семья - это не только близкие родственники, но и частичка нашего большого государства. А значит и отношения в государстве должны строится так же как и в семье - на принципах любви и уважения

Учитель. Мы все с вами единая многонациональная семья. Посмотрите еще раз внимательно на экран. Попробуйте доказать это.

Ответы обучающихся. Анализируют цифровую информацию и высказывают свое мнение. (Учитель обращает внимание также на то, что если мы принадлежим к какой - либо семье или роду, то мы называем себя родственниками. А как мы себя называем, если живем в одном государстве? Соотечественники).

Учитель. А что вы бы сами могли добавить в нашу схему? ( Постараться подвести обучающих к тому, что наше государство также и многоконфессиональное. Постараться, чтобы они вспомнили основные мировые религии и отметили, что у нас в стране граждане исповедуют не только эти религии, но и другие. Право на выбор вероисповедания в России закреплено в Основном законе нашего государства - Конституции. Поэтому мы должны

относиться с уважением к вере каждого нашего соотечественника. Вот теперь нам понадобиться слово «толерантность». Давайте найдем его значение в историческом словаре.

Обучающиеся. Находят, зачитывают вслух и записывают определение: «толерантность» -терпимость к иного рода взглядам, обычаям, традициям, привычкам, верованиям.

Учитель. Перед вами настенные исторические карты. Карты с такими названиями вы можете найти в атласах, которые у вас на столах. « Русь в IX - начале XII века» и «Российское государство в XV - XVI вв.) Обратите внимание на карты. Внимательно рассмотрите их. Проанализируйте полученную информацию, сопоставьте ее и ответьте на следующий вопрос: «Как изменялось название нашей страны на протяжении ее истории существования?»

Обучающиеся. Ответы: «Русь», «Россия».

Учитель. А как сейчас она называется?

Обучающиеся. Российская Федерация.

Учитель. А теперь опять обращаемся к нашим рабочим листам и попробуем отгадать слова, в которых Древняя Русь разместилась и в которых раскинулась Российская Федерация. (Задание в рабочем листе )

Обучающиеся. Выполняют задания. Слушают ответы товарищей. Дополняют их. Предлагают свои варианты слов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Все подняли руки - раз!

На носках стоит весь класс

Два - присели, руки вниз.

На соседа посмотри!

Будем дружно мы вставать,

Чтоб ногам работу дать.

Раз - присели, два - поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

Учитель. Задает вопрос: « Кто вспомнит тему нашего сегодняшнего урока?» (Любовь и уважение к Отечеству). Правильно. Хочу отметить, что история Российского государства, как впрочем, и любого другого, никогда не была однозначной были в ней и светлые, добрые события, но, к сожалению, хватало и драматических. Надеюсь, что к нашему Отечеству вы будете всегда относиться с любовью и уважением. Потому что история всегда все расставляет по своим местам. И все будет так, как оно должно быть. Попробую вам доказать это. Но для начала давайте определим значение такого понятия как «патриотизм». (обучающиеся находят и словаре и записывают значение слова «патриотизм» - глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре , языку, родной природе, историческим корням).

IV. Первичная проверка понимания.

Внимание на экран. ( слайд №3). Рассказ об истории возвращения Крыма в состав РФ. Вопрос: « Что вам известно об этих событиях? Помните ли вы как крымчане приняли решение о возращении Крыма в состав России ? Какие чувства они испытывали?»

Обучающиеся. В своих ответах должны использовать термины «патриотизм», «толерантность».

Учитель. Обратите внимание на экран. (слайд №4). Давайте проанализируем предложенное высказывание: «Моя судьба есть служение людям. Когда я думаю об этом, я счастлив… Моя судьба - это мой род, моя судьба - это моя Родина, без них я не существую» (восточная мудрость).

Обучающиеся. Анализируют. Приводят примеры. Делают вывод о том, что судьба каждого россиянина неотделима от судьбы родного Отечества.

V. Первичное закрепление.

Вопрос 3. Тысячелетняя история России

Учитель. Мы уже с вами сегодня говорили о том, что, судьба каждого россиянина переплетается с исторической судьбой нашего Отечества. Поэтому мне хочется сейчас вам напомнить и представить символ этого единения - великолепный скульптурный памятник, который называется «Тысячелетие России» и который находится в Новгороде. Рассказ об истории создания памятника. ( слайд № 5) Вопрос: « А теперь напомните, какие яркие страницы нашей истории вы знаете. А какие исторические персонажи, изображенные на памятнике вам знакомы? Назовите их.»

Обучающиеся. Вспоминают страницы российской истории. Находят исторические персонажи изображенные на памятнике. Рассказывают о них. Отмечают их гражданские качества.

Вопрос 4. Государственные символы России

Учитель. У каждого государства есть свои государственные символы. Естественно, есть они у РФ. Вопрос: «Интересно, знаете ли вы их?» ( слайд 6, 7, 8)

Обучающиеся. Рассматривают символы Российской Федерации. Называют. Рассказывают о них.

Учитель. Давайте еще раз вспомним тему нашего урока, цель и ключевые слова

Обучающиеся. Вспоминают тему урока, цель, значение ключевых слов.. Делают выводы.

Вопрос 5. Слава российскому Отечеству

Учитель. Обращает внимание на высказывание В.В. Маяковского. Беседа. (слайд 10)

Обучающиеся. Объясняют, в чем заключается патриотизм, свое понимание слов В.В. Маяковского: «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет!» Приводят факты и примеры.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель Сегодня мы с вами на протяжении урока старались подчеркнуть, что каждый человек, что каждая российская семья является частичкой нашего Отечества. Поэтому предлагаю выполнить следующий групповой проект. Перед вами на плакате изображено наше государство в виде яблони, где подразумевается, что каждый плод - это семья. Предлагаю вам эти бумажные «яблочки», на которых вы запишите имена ваших членов семьи и родственников. А на следующем уроке расскажите нам о них и каждый прикрепит свое «яблочко» на наше импровизированное дерево «Отечество».

VII. Рефлексия. Обучающиеся вспоминают, что они узнали нового на уроке. Обращают внимание на то, как эти знания им пригодится в дальнейшей жизни.

© 2010-2022