Методики раннего развития детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Различные методики раннего развитии детей.

Существует множество различных методик для раннего развития детей. Обозначим наиболее известные из них.

Методика Марии Монтессори

Методика, разработанная Марией Монтессори, ставит своей задачей создание благоприятных условия для развития ребенка, организуя развивающую среду в специальных зонах помещения. При этом педагог первые минуты показывает, что и как делать с предметами, а далее ребенок действует сам.

Педагогика Марии Монтессори - очень интересный и отличающийся от других метод развития ребенка. Этот метод заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, подталкивает ребенка к самостоятельному решению задач. Все это предлагается в игровой форме - специально оборудованная комната, где находится множество специальных игровых пособий, соответствующих возрасту детей, все пособия находятся в открытом доступе для ребенка. Есть несколько игровых зон - одна из них, например, готовит ребенка к решению повседневных проблем - завязывание шнурков, застегивание пуговиц, мытье посуды, сервировка стола, мытье овощей-фруктов - все это развивает моторику, логическое мышление. Учитель при этом находится в роли наблюдателя, т.е. он вмешивается только в крайнем случае, если уж у ребенка совсем ничего не получается. Для начала он, естественно, показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом ребенку предоставляется самостоятельность.

В этом и состоит отличие - обычно мамы-папы очень торопятся… им легче самим застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делается. Это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым!!! Главный девиз методики Монтессори - «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «ты еще маленький, подрасти и у тебя все получится»…
Дети очень любят играть с водой, песком. В методику Монтессори также входят такие занятия - переливание жидкостей с помощью разных сосудов, пересыпание различных круп, все это тоже тренирует ловкость рук, готовит ребенка и к письму и просто развивает его творческий потенциал, образное мышление.

Игровая среда Монтессори обязательно должна иметь также осязательный уголок, где ребенок может понять разницу в ощущениях от различных материалов - гладкое-шершавое, твердое-мягкое, теплое-холодное, тяжелое-легкое…Здесь ребенок развивает не только осязание, но и тренирует зрение, слух, обоняние, вкус…Затем обязательно должен быть математический уголок, ребенок постепенно погружается в мир чисел, начинает понимать смысл чисел и действий с ними - прибавление, вычитание…
Все это происходит благодаря специальным игровым материалам.
Есть зона развития языка, где ребенок должен расширять свой словарный запас, научиться складывать буквы…
Дети занимаются за индивидуальными столиками или же на коврике. Могут пытаться решить задачи самостоятельно, могут вместе, это учит их общаться друг с другом, помогать и вместе находить решения.
Наиболее спорным тезисом данной методики является утверждение, что ребенок точно знает, что делать ему для развития. И еще один минус системы - в том, что творчеству и спонтанным играм уделяется довольно мало времени.
Самое ценное в данной методике - это материалы, которые дают представление о многих нюансах восприятия мира.

Методика Зайцева
Кубики Зайцева - методика, предназначенная для обучения чтению с 2 лет на основе специальных материалов - кубиков, таблиц, музыкальных записей. Однако, когда речь идет об обучении двухлеток, встает вопрос: зачем торопиться - освоенное таким ребенком за год пятилетний малыш сможет выучить за месяц.

По методике Зайцева ребенок будет учиться читать не по слогам, а по складам! Т.е. это 2 буквы - гласная и согласная или согласная и мягкий (твердый знак) или даже просто одна гласная или согласная буква.
Принцип обучения чтению по Зайцеву базируется на тактильных ощущениях малыша, зрении и слухе. Склады написаны на гранях кубика, в стандартном наборе всего 52 кубика, некоторые склады повторяются (например, ма-ма, па-па..).

Кубики Зайцева чаще всего продаются в несобранном виде, т.е. их надо самим склеить (лучше клеить при ребенке, чтобы ему не хотелось разломать и посмот- реть, что там внутри), а также собранные и пластмассовые. Кроме того, в наборе с кубиками идет таблица складов Зайцева - ее нужно вешать на стенку.

Кубики делятся на большие и маленькие.
Большие - на них написаны твердые склады, маленькие - мягкие склады. Почему? - когда мы произносим твердый склад - мы широко открываем рот (рот большой), а когда мягкий - рот узкий (маленький). Большие и маленькие кубики бывают одинарные и двойные, разных цветов и с разными наполнителями.
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
гласные - голубым,
согласные - синим,
твердый и мягкий знак - зеленым.
Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.
Кроме того, применение "складов" вместо привычных слогов не встречает поддержки учителей в школе, поэтому ребенка приходится переучивать.

Кубики Зайцева показаны детям, имеющим какие-то психо-неврологические расстройства - аутизм, ЗПР, алалия. Здоровым их сверстникам лучше предложить кубики в качестве дополнительной игры, а не основного метода обучения чтению.

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика, в отличие от предыдущих, ориентирована на воспитание воли и чувств. Ребенка не обучают - он подражает окружающим взрослым и детям и таким образом познает мир. Это достигается использованием недоделанных деревянных игрушек и отказом от телевизора.
Однако, минус такой методики в том, что в ограниченном обществе деревян- ных игрушек ребенок лишен многого из современной детской культуры - а в ней есть не только минусы, но и масса плюсов. А самостоятельное получение знаний приводит к тому, что в итоге они оказываются довольно несистематизированными.

Хотя, несомненным преимуществом вальдорфской педагогики является то, что дети здесь быстро учатся соотносить научные знания и практический опыт.

Методика Домана
Методика Глена Домана подразумевает то, что ребенок не посещает детский сад, его развитие происходит только дома. Ребенок считается компьютером, который необходимо загрузить полезной информацией. Развивать ребенка нужно с первых дней жизни - изготавливается огромное количество карточек, на которых изображены предметы, ребенку показывают эти карточки очень быстро - одну за другой - и коротко комментируют. Считается, что ребенок имеет фотографическую память, он обязательно все запомнит (при частом показе).

Также ребенка с помощью карточек обучают математике - считается, что ребенка не нужно учить математическим знакам, обучение происходит с помощью точек, нарисованных на карточке - карточек должно быть очень много от 1 до бесконечности. Ребенок, которому их демонстрируют очень интенсивно, сможет определять количество точек сходу, не считая их.
Обучение чтению происходит с помощью тех же карточек. Пишутся слова на карточках и говорят, что это за слово - ребенку не объясняют, что слово состоит из букв, он должен сам со временем, проанализировав картинки с кар- точек, понять принцип построения слова.
Разработанный врачом-нейрохирургом Гленом Доманом метод первоначально был направлен на реабилитацию детей с тяжелыми поражениями ЦНС, при этом Доман пытался стимулировать резервные клетки мозга, чтобы они взяли на себя функцию пораженных участков. При этом был сформулирован тезис о том, что мозг может развиваться лишь в случае постоянной работы.
Но, Глен Доман сделал неверный вывод из этого тезиса, считая, что развитие интеллекта прямо пропорционально степени нагрузки на мозг - случаи нервного перенапряжения являются опровержением данного вывода.

Поэтому метод Домана подходит именно для тех целей, для которых и создавался первоначально - реабилитации детей с поражениями ЦНС.

Методика Никитиных
Программа раннего развития Никитиных - это сочетание закаливания, спортивного развития детей с решением разного рода головоломок. Эта система ориентирована прежде всего на семейное воспитание, а не работу индивидуально с каждым ребенком - для рационального распределения времени проще занять всех детей головоломками.
Здесь мало уделяется внимания творческим занятиям, ролевым играм и чтению - как следствие, стороной обойден вопрос развития творческого мышления.
Лучше всего позаимствовать подход Никитиных к спорту и закаливанию, а решать головоломки - в противовес авторам, вместе с ребенком. Направленные на развитие пространственного мышления головоломки нужно дополнить заданиями по развитию речи.

Итак, сегодня родители могут очень серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, практически безграничны.




© 2010-2022