• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе на темуМое педагогическое кредо, рост и развитие в профессиональном обучении

Эссе на темуМое педагогическое кредо, рост и развитие в профессиональном обучении

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Научился сам, научи другого»
« Научить и душой обогреть -
в этом профессии мастера суть»
В системе профессионального образования одна из центральных фигур - мастер производственного обучения. Он формирует у учащихся профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Теоретическую подготовку учащимся обеспечивают преподаватели училища, а производственную - мастера. Производственное обучение ведется
в два этапа: обучение в мастерских училища и производственная практика на предприятии.
Мастер организует практику, помогает каждому учащемуся войти в рабочий коллектив, научиться работать самостоятельно, успешно справляться с производственным заданием.
Работа мастера и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим мастер должен обладать определенными способностями.
Как педагогу ему необходимо призвание, а также наличие конструктивных, организаторских и коммуникативных способностей. Конструктивно-педагогические способности мастера - это те качества, которые позволяют ему отбирать, сохранять и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась удобной для усвоения учащимися, а также предвидеть результаты педагогических воздействий.
Хороший педагог в любой момент своего объяснения должен иметь представление о ходе мыслей слушателей. Очень важное качество мастера - умение понимать степень усвоения нового материала учащимися. Работа учащихся на практических занятиях может рассказать мастеру, что понято учениками, что упущено. Мастер должен постоянно помнить, что перед ним совсем молодые люди, еще не знакомые с тем, чему он их учит, и, может быть, впервые в жизни выполняющие требуемые от них действия. К тому же
у подростков иная психология, чем у взрослых людей, и к ним надо применять иные мерки.
Психические процессы и свойства в деятельности мастера занимают значительное место. К его памяти, вниманию, наблюдательности, мышлению, речи и некоторым свойствам характера (терпению, выдержке, снисходительности, сопереживанию) предъявляются высокие требования. У меня как мастера занимается группа в 25 человек, и я должна видеть все, что происходит вокруг меня, чем занят каждый из учащихся. Это трудная задача - умело управлять своим вниманием, в одних случаях концентрируя его на каком-либо отдельном предмете, в других - распределяя между многими и порой разными предметами. Например, вижу, что учащийся делает что-то не так, испытывает какие-то затруднения, и поэтому должна попытаться понять, в чем причина ошибки, и дать необходимые пояснения, показать правильный прием работы. Но ведь для того чтобы понять, почему ошибается учащийся, следует сосредоточить свое внимание на данном учащемся. В то же время, беседуя с одним учащимся, держу в поле своего внимания и других, хотя бы краем глаза вижу, что делается у их столов. При этом, чем лучше мастер владеет технической стороной своей профессии, тем легче удается ему распределять внимание.
Для того, чтобы привить учащимся любовь к профессии, чтобы вновь созданная учебная группа стала коллективом и этот коллектив в короткий срок стал работоспособным, требуется огромная организаторская и воспитательная работа мастера.
Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, кто любит заниматься с учащимися и чувствует ответственность за их судьбы перед семьей и государством, кто внимателен и заботлив, требователен, но справедлив, достаточно образован, знаком с педагогикой и психологией и постоянно повышает свой деловой и профессиональный уровень.
Не последнюю роль играет способность мастера критически оценивать свои собственные успехи и неудачи в работе.
Личность мастера - гражданина, организатора, учителя, воспитателя, его культура и образованность, профессиональное мастерство непременно проявятся как в его работе, так и в поступках и в делах его воспитанников. Огромную радость и гордость испытывает он, когда узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве или в учреждениях, активно проявляют свою жизненную позицию.
Труд мастера производственного обучения приносит глубокое удовлетворение тем, кто испытывает к нему призвание и может сказать о себе: «Нет большей радости, чем передавать свои знания и навыки молодежи». Каждый должен найти свое призвание.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования. Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и в быту, в соблюдении дисциплины, в отношении к делу и общественной собственности, проявлять педагогический такт в обращении с учащимися, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества, принимать меры
по сохранению контингента. Лично я на своем опыте принимаю следующие меры по сохранению контингента: знакомясь с родителями в первые дни обучения, стремлюсь как можно больше узнать о семье, что очень важно для дальнейшей работы с некоторыми учащимися, стараюсь привлечь родителей учащихся
к совместной работе по воспитанию их детей и контролю за успешным обучением по всем предметам учебного плана. Каждый день, выявляя отсутствующих в группе, звоню им домой с целью выяснения причины отсутствия: по уважительной причине его нет или же он прогуливает. Одновременно принимаются меры
по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание своих детей, например: вызов родителей на совет профилактики.
В процессе своей работы добиваюсь успехов, выявляя интерес у учащихся к данной профессии.
Усвоение учащимися знаний, формирование у них умений, навыков, привычек, волевых качеств
в решающей мере зависит от преподавателей и мастеров производственного обучения училища. Они являются силой, одухотворяющей учебно-воспитательный процесс. «Только личность, - писал К.Д. Ушинский, - может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Влияние на учащегося личного примера мастера рассматривается в педагогике как метод воспитания. Воспитатель воздействует на учащихся всем своим поведением, образом жизни, всем своим обликом. Влияние мастера на формирование личности учащихся основано на стремлении последних подражать старшим, более опытным и знающим товарищам. Мастер, пользующийся авторитетом у учащихся, становится примером для них.
К сожалению, подражают не только хорошим, но и дурным примерам. Помня это, мы, мастера, всем своим поведением должны раскрыть лучшие идейно-нравственные, трудовые, профессиональные черты человека.
Высокие личные качества мастера, его педагогическое искусство способствуют успеху обучения и воспитания молодых рабочих. Чем выше личные качества мастера, тем, как правило, лучше результаты учебно-воспитательной работы. Мастер как бы воспроизводит свои качества в учениках. Он может гордиться, если ученики впоследствии превзойдут его.
Однако как бы ни было велико и благотворно влияние мастера на учащихся, он в одиночку, без слаженной работы всего педагогического коллектива училища не в состоянии решить все задачи по воспитанию рабочей смены. В воспитании важны преемственность и единство действий всех воспитателей.
Профессиональные качества мастера оказывают сильное влияние на учащихся, умеющих ценить профессиональное мастерство. Чтобы быть в курсе всего нового в профессии и не утратить свои профессиональные навыки и умения, мастера периодически стажируются на предприятиях, изучают литературу по профессии.
Оказывает большое положительное влияние на учащихся участие мастера в изобретательстве, умение быстро решать технические и технологические вопросы. Учащиеся гордятся таким наставником и во многом стараются ему подражать.
Авторитет у учащихся не может быть завоеван мастером, если его слова расходятся с делом, если он плохо объясняет и не умеет демонстрировать приёмы работы, мало знает и не желает заниматься самообразованием, если обладает низкой культурой труда и поведения, грубит ученикам и т.п.
Мы, мастера, призваны убедительно, в доходчивой форме объяснить подросткам, зачем нужны знания, и на деле показать их значение для овладения избранной профессией. Полезно вовлекать учащихся, особенно «трудных», в различные кружки и мероприятия. Главное, дать им понять, что они могут хорошо работать, сделать все возможное для того, чтобы они поверили в свои силы.
Хорошо организованная мастером трудовая деятельность учащихся помогает им стать людьми профессионально подготовленными, имеющими правильный взгляд на труд, полезными гражданами своей
Родины.
В становлении молодых специалистов, ликвидации перекосов в воспитании «трудных» подростков мастер наряду с классным руководителем является ведущей фигурой. Ведь на него внимательно смотрят десятки пар глаз, учащиеся оценивают его отношение к ним, его поведение на занятии и вне его, делают выводы, которые выражаются в отношении к мастеру, в их поведении, в мере подражания. Все подвергается ими оценке: от костюма и манеры держаться до нравственных качеств. Вот некоторые примеры отрицательного влияния: курение мастера при учащихся в неположенном месте, сквернословие, использование сотовых телефонов на уроках, небрежность мастера в одежде, во внешнем облике.
Проявление личного отношения мастера к воспитанникам зависит в значительной мере от его характера. Отношение может быть объективным и субъективным.
Объективное отношение характеризуется отсутствием у мастера «любимчиков» и «изгоев». Ко всем он предъявляет равные требования, всем помогает в той мере, в какой это необходимо для успешного развития навыков и умений, отличается справедливостью при разборе разного рода конфликтов, положения дел
в группе, при подведении итогов работы, определении претендентов на поощрения и награды, при наказании. Мастер принимает во внимание суждение актива и группы в целом, отстаивает своё мнение разумными доводами, а не на основании права старшего.
Субъективный тип отношений проявляется в личных симпатиях и антипатиях. У мастера могут быть и бывают ученики «любимые» и «отверженные», отсюда и разное отношение к тем и другим. Это приводит, как правило, к частым конфликтам в группе, к неприязни и презрению «любимчиков» мастера, через которые выражается отношение части группы к самому мастеру.
Это характерно для отрицательного типа отношений.
Отношения между мастером и отдельными учащимися могут как способствовать сплочению коллектива, так и препятствовать этому.
Похвала, одобрение, благодарность мастера, его сочувствие, помощь, поддержка словом и делом, шутка, совет, разумная требовательность способствуют укреплению правильных взаимных отношений в группе, вызывают доброе отношение учащихся к мастеру, что усиливает воспитательное влияние его личности. Напротив, его необоснованные упреки, обвинения, насмешки и порицания, возмущение, злорадство, угроза, заискивание перед учащимися, высокомерие, безразличие возбуждают у них отрицательные чувства и разъединяют членов ученического коллектива. Эти отношения вызывают аналогичную реакцию учащихся по отношению к мастеру. .
Высокий моральный облик мастера решающим образом влияет на создание в группе духа товарищества, взаимопомощи и честного соревнования в труде, в борьбе за культуру быта.


© 2010-2022