Библиотечный урок Структура книги

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя

Библиотечный урок «Структура книги»

Цель урока: познакомить детей с основными элементами книги; дать понятия «титульный лист», «обложка», «аннотация», «содержание», «иллюстрация»; привить навыки самостоятельного выбора книг с помощью полученных знаний.

Форма проведения: Беседа

ХОД УРОКА

Вводная часть:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о книге.

Книга - учитель,

Книга - наставница,

Книга - близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Книга - советчик,

Книга - разведчик,

Книга - активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга - волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

. Книги входят в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, и мы привыкли к ней.
Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Как много в нашей библиотеке хороших, интересных, умных книг. Кажется, ни одна не похожа на другую. Ребята часто долго выбирают книгу в библиотеке. Некоторые смотрят на обложку, думая, что если она красивая, то, наверное, и книга интересная. Другие ищут книгу с интересными иллюстрациями или крупными буквами. И лишь немногие знают все элементы книги, которые помогают при ее выборе. Каждая книга очень много рассказывает о себе. Надо только знать нашего друга - книгу. И вот сегодня мы познакомимся с книгой поближе, узнаем, как построена книга, из каких элементов она состоит.

Основная часть:

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о книге. Возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно посмотрите. Из чего же она состоит?

Ребята: Обложка, иллюстрации, фамилия и имя автора, заглавие книги, страницы.

Библиотекарь: А с чего начинается любая книга?

Ребята: С обложки

Библиотекарь: Правильно, книга начинается с ОБЛОЖКИ. ОБЛОЖКА - бумажное покрытие книги, обычно содержит сведения об издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. Обложка знакомит читателя с книгой. Она как вход в книгу, и чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делают яркими и интересными.
Обложка сберегает книгу, книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще лучше сберегают книги твердые, картонные переплёты. Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века.. Многие книги одеты в СУПЕРОБЛОЖКУ. Суперобложка - бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Если книга в обложке, то суперобложка может быть приклеена к корешку, чтобы не соскальзывала. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт.
Итак, знакомство с книгой начинается с обложки, но обложка дает не полные сведения о книге.
Давайте откроем книгу и первая Титульный лист - начальная страница книги, на которой размещаются её основные выходные сведения.
На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги: АС.Пушкин. Ниже, красивыми крупными буквами - название книги: «Сказка о мёртвой царевне». Под названием мы видим фамилию художника, нарисовавшего картинки в нашей книге.
Теперь мы знаем, что книга называется «Сказка о мёртвой царевне» и написал её Александр Сергеевич Пушкин.

Дети читают автора, название на своих книгах.

Каждый знает, что книги печатают, издают. Дом, где была издана наша книга находится в Москве и издательство называется «Детская литература». Мы даже можем узнать, когда книга была напечатана. На титульном листе написано - 1974 г. - это и есть год издания. А где ваши книги были напечатаны и в каком году?

Ответы детей.

Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги - аннотация.
Аннотация - это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги. (Показывают на примере).
В книгу замечательного детского писателя Пушкина вошли сказки и сказочные истории для самых маленьких. Многие из них знакомы детям по сказкам.
Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор. Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно.

Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?

Ответы детей.

- Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.

И завершая наше путешествие, рассмотрим последний раздел - это СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ. Содержание книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц.

(Находят на примере книги).

Итог урока. Рефлексия.

Сейчас давайте повторим, с какими элементами книги мы познакомились? Правильно! Это обложка,суперобложка,титульный лист,иллюстрации, аннотация.
(Учащиеся дают определения новым понятиям.)

Вопросы для повторения: 1.Для чего нужна суперобложка?
2. О чём нам расскажет титульный лист?
3. Какую роль играют в книге иллюстрации?
4. Что такое аннотация?
5. Определите, для какого возраста предназначена данная вам книга?

Итог мероприятия. Учащиеся самостоятельно выбирают книги с полки новых поступлений, объясняют, что им помогло сделать правильный выбор.

Список информационных ресурсов:

1. Библиотечно-библиографические знания - школьникам [Текст]: практическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кн. палата, 1989. - 216 с.

2. Кузякина Н.Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. - 2004. - № 13.

3. Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. - (Прилож. к журналу «Школьная библиотека).



3,6 / 5 (16)
загрузить
© 2010-2018