• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект Обзор источников информации Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Конспект Обзор источников информации Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выдержка из занятия в «Школе исследователей» Феклисовой О.В.,

учителя химии МБОУ Лицей № 41

ПДО МБОУ ДОТ ЦДТ г.Ижевска

Обзор источников информации

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме - это безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберите верный метод ознакомления с источниками. Необходимо освоить алгоритм работы, который вам в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной вами теме. Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что уже открыто. А, изучив это, надо двигаться дальше.

Алгоритм поиска информации

  1. Начать можно со справочников и энциклопедий. Обычно они дают точную и краткую информацию.

  2. Более полные сведения можно найти в специальных книгах (монографиях) и статьях. Из таких работ можно получить представления об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециализированного материала. (Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки или листки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке или в самой книге.) В конце глав научных публикаций указываются ориентированные списки литературы, что может помочь в поиске следующих источников информации. Для следующего этапа работы с литературой.

  3. Много информации содержится не только в книгах, но и в самых разных фильмах: научных, научно-популярных и художественных. Это настоящий кладезь для исследователя. Не забывайте об этом источнике!

  4. Компьютер - верный и уже незаменимый помощник современного исследователя. В глобальной компьютерной сети Интернет содержится бесконечно много информации практически обо всем, что нас может заинтересовать. Главное, правильно поставить вопрос-задачу для «умной машины».

  5. Спросить у других людей. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам отнесем тех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые или работники НИИ - им можно позвонить или написать письмо, оправив его по обычной или электронной почте. Специалистами могут быть учитель, папа, мама, бабушка и др., если они работают в этой области.

Неспециалистами будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Для того, чтобы успешно работать с научной литературой, необходимо уметь: накапливать информацию, знать все источники информации; творчески ее перерабатывать; выдавать новую информацию.

Для этой цели необходимо:

Конспект Обзор источников информации Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Работая с литературой по теме, необходимо владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень проникновения в материал.

А) Просмотровое чтение - когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом читается титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие, справочный материал, отдельные абзацы и предложения. Их функции:

- заголовок в научной литературе указывает на тему;

- аннотация представляет содержание работы;

- оглавление содержит план изложения темы - это путеводитель по книге;

- предисловие излагает задачи, поставленные автором, предваряет изложение основного материала;

- послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

- справочный материал дает комментарии к понятиям, терминам и фактам, которые нуждаются в пояснении.

Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Оно предполагает внимательное изучение информации, с обдумыванием. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.




Как нужно читать

  • чтение должно быть основательным и вдумчивым

  • необходимо анализировать прочитанное, выяснять значение неизвестных терминов и понятий, искать ответы на значимые для вас вопросы

  • важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения

  • по прочтении необходимо оценить полученную информацию, подойдя

к ней критически, а также с позиции значимости для ваших исследований.

При чтении рекомендуется использовать различные способы маркировки того или иного материала.

Конспект Обзор источников информации Выдержка из занятия в «Школе исследователей»

Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования нужной информации? Целесообразно создавать своеобразный банк данных по теме своей работы.

  • Выписки цитат. Оформление карточек

Выписки для картотеки

Образец 1

Основное содержание цитаты

(кратко)

глава ___

параграф ___

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки;

излагаемые своими словами факты, оценки,

выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страниц)

Образец 2

Точное полное название источника

Указание рассматривание идеи, узкой темы

Главные мысли, основные идеи, цитаты, элементы конспектирования с указанием страницы источника

Собственные умозаключения, оценки, сравнения, комментарии, вопросы, выводы


  • Составление аннотации

  • Выписки в виде конспектов

  • Записи уже переработанного при прочтении материала

  • Сопоставление данной информации с информацией, полученной из других источников

Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажется необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, - это может повредить целостности и логичности исследования.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильным сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

Обзор источников информации показывает:

  • Насколько хорошо вы знакомы со специальной литературой по данной теме (необходимо проанализировать 8-10 источников)

  • как вы умеете систематизировать материал

  • как умеете критически оценивать работы, ранее выполненные другими исследователями

  • как умеете выделять главное, существенное, определять состояние изученности темы

*** Стоит ли верить всему, что написано? ***

Внимательные читатели знают, что в разных книгах про одно и тоже явление или событие может быть написано по-разному. Почему так происходит?

  1. книги пишут разные люди с разными точками зрения

  2. знания меняются, устаревают, обновляются. Это нормально.

  3. среди авторов книг могут быть мистификаторы-обманщики, которые по разным соображениям стремятся злоупотребить доверием людей к научным текстам.

Не всегда надо принимать на веру утверждения других людей, даже если они имеют высокие научные звания. Для утверждения данного факта или идеи, вы должны найти подтверждение не менее, чем в трех источниках информации разных авторов.

Но настоящий исследователь должен знать все и принимать во внимание каждую точку зрения.

4

© 2010-2022