Доклад на педсоветИспользование ролевой игры на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на педсовет по теме

«Использование ролевой игры на уроках»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творческий человек всегда чем - то увлечен. От творческих возможностей зависит его жизненный уровень. Игра помогает детям стать активными, целеустремленными, талантливыми личностями.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.

Что такое ролевая игра?

Ролевая игра подобна игре в театре. Это исполнение учениками ролей, заданных соответствующими ситуациями, которые требуют использования особого поведения и соответствующей лексики.

Ролевая игра простой способ познания человеком окружающей среды, один из наиболее доступных путей овладения знаниями, умениями , навыками. Необходимость рационального построения, организации и использования ролевых игр в работе, обучении и воспитании школьников требует досконального и детального изучения этого вопроса.

Игра вместе с работой и обучением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра как феномен культуры учит, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдохнуть. Российский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение игры в детстве: «В игре проявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

К.Д.Ушинский, автор теории духовного развития ребенка в игре, впервые выдвинул идею об использования игры в общей системе воспитания, и в деле подготовки ребенку через игру к трудовой деятельности. Он утверждал, что в игре объединяются одновременно желания, чувства и представления. По определению «игра - это вид деятельности , направленный на возобновление и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»

В структуру игры как процесса входят:
- роли взятые на себя играющими;
- игровые действия как способ реализации этих ролей;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет
Значение ролевой игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде.
Идея использования ролевого поведения на уроке получила поддержку со стороны теории ролей, разработанной социологами и психологами.
Ими установлено, что в ролевой игре развивается воображение, внимание и образное мышление детей. С помощью ролевой игры учитель может развивать все виды речевой деятельности учеников и прежде всего устную речь, которая является основным видом речевой деятельности. Речь учеников становится содержательной, яркой, эффективной. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Она имеет большие возможности побудительного плана.
Самые распространенные формы ролевых игр: презентация, интервью, заочное путешествие, круглый стол, экскурсия, сказка и другие.
Веским преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является стопроцентная занятость учеников.

Таким образом, ролевая игра имеет большие возможности в практическом, образовательном, воспитательном отношении.

Требования к ролевой игре.

Ролевая игра должна соответствовать таким требованиям:
- стимулировать мотивацию обучения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание;
- она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости;

- верить в ее эффективность;

- учитель в начале игры контролирует ее, а потом становится только наблюдателем;

В ходе игры учителю нужно быть очень тактичным и не расстраиваться, если кто из обучающихся не принимает активного участия в игре.

Обсуждение ролевой игры. Анализ ошибок школьников.

Когда игра закончена, желательно провести обсуждение, выяснить, что дети считают удачным, а что - нет:

- кто лидирует в игре, а кто аутсайдер?

- какое настроение у детей, кто часто ошибался?

- что хотелось бы изменить в игре?

Как показывают результаты обучения, использование ролевой игры на уроках способствует позитивным изменениям в разговорной речи обучающихся, как в качественном отношении, так и в количественном (правильность речи, объем, высказывание, темп речи).

Правильно организованная ролевая игра на уроке - не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным способом ее развития, способом формирования полноценной личности.

.



© 2010-2022