Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами

Тема урока. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и                        обобщающими словами   Цель урока: закрепление знаний по теме «Обобщающие слова при                        однородных членах предложения»   Цель учащихся: уметьопределять обобщающие слова при однородных                                членах и ставить знаки препинания при них   Задачи: закрепить знания учащихся по теме;                развивать навык постановки знаков препинания в предложениях с         ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и

обобщающими словами

Цель урока: закрепление знаний по теме «Обобщающие слова при

однородных членах предложения»

Цель учащихся: уметь определять обобщающие слова при однородных

членах и ставить знаки препинания при них

Задачи: закрепить знания учащихся по теме;

развивать навык постановки знаков препинания в предложениях с

обобщающими словами;

воспитывать бережное и чуткое отношение к природе (на материале

текста упр. 277).

Тип урока: закрепление изученного материала

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный

Оборудование: таблица «Обобщающие слова и знаки препинания при них»

Билингвальный компонент: однородные члены предложения -

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

- Какие слова называются обобщающими?

- Какими членами предложения они являются?

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? (При ответе используйте данные схемы)

1. [©: O, O, O] Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

2. [O, O, O - ©] Затуманенный лес, озеро, небо - все было серое.

3. [©: O, O, O - …] Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо -

было серое.

4. [©, а именно: O, O, O] Все было серое, а именно: затуманенный лес,

озеро, небо.

[©, как-то: O, O, O]

[©, например: O, O, O]

2. Упр. 273. Найти обобщающие слова.

Расставить знаки препинания.

Составить схемы.

Река, роща, оба берега, деревья и поле - все было залито ярким утренним светом. Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. За столом сидели два человека: пожилой генерал и молодой гвардейский капитан. Лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшка­ми, - все было как в обыкновенной избе. Все было просто: пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

II. Вводно-мотивационный.

1. Объявление темы, цели урока.

Целеполагание.

2. Запись предложений под диктовку (на доске).

Поставить знаки препинания, подчеркнуть орфограммы.

Выделить однородные члены предложения с обобщающими словами.

Составить схемы.

1) Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

2) С опытным проводником нам не страшно ничего: ни броды через бурные реки, ни сплошная тайга, ни перевалы.

3) На красноватой траве, на былинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.

3. Повторяем орфографию.

Вставить пропущенные согласные.

Запись под диктовку с объяснением орфограмм.

Праздничная иллюминация новогодний бал

подземная галерея получил высший балл

завышенная привилегия заседание коллегии

коллективный выход алюминиевая фляжка

артиллерийский снаряд написал элегию

почётная грамота выселяющийся эмигрант

приобретенный иммунитет вселяющийся иммигрант

известная драма точный комментарий

имитация дерева вынужденная иммиграция

студенческая сессия пойти на компромисс

жестокий расист новый адрес

конгресс учёных своевременное эссе

историческая кассета чудесная актриса

III. Закрепление знаний.

1. Отработка навыка постановки знаков препинания при обобщающих

словах: упр. 274 (II).

Найти обобщающие слова.

Расставить знаки препинания.

Составить схемы.

Язык - орудие мышления. Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, прибли­зительно, неверно. Тут соловей являть свое искусство стал: защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то нежно он ослабевал и томной вдалеке свирелью отдавался, то мелкой дрожью вдруг по роще рассыпался. Везде: над лесом, и над пашней, и на земле, и на воде - такою близкой и вчерашней ты мне являешься везде. Вновь показалась земля, и все вокруг заблистало: лужи, листья, градины. Сараи, бани, чердаки, амбары - все было приготовлено под жилье. Мы сели в кибитку втроем: Марья Ивановна с Пашей и я. Зна­менательные части речи: существительное, прилагательное, глагол, числительное, наречие, местоимение - охватывают большую часть лексического запаса языка. Всюду: и в городе, и вокруг него - бродили группами серые удрученные фигуры. Все хмурое утро, мокрая растительность, грязная тропа, лужи стоячей воды и в особенности царившая кругом тишина - все свидетельствовало о ненастье. Все народы Казах­стана: и казахи, и русские, и уйгуры, и татары, и дунгане - хотят мира в своем государстве.

2. Графический диктант. Взаимопроверка.

1. Вдруг все ожило: и леса, и степи, и пруды.

2. Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли - ничего не было видно.

3. Всюду: вверху и внизу, в поле и в лесу - пели жаворонки.

4. В пруду развели разную рыбу, как-то: карпов, толстолобиков.

5. Все: и лес, и поле, и цветущий сад - залито солнцем.

Ключ: 1. [©: и O, и O, и O]

2. [ни O, ни O, ни O - ©]

3. [©: O и O, O и O - …]

4. [©, как-то: O, O]

5. [©: и O, и O, и O - …]

Физминутка

3. Работа в группах.

Чтение и пересказ текста с использованием однородных членов предложения и обобщающих слов: упр. 277.

Определить тип речи - повествование с элементами описания.

Найти предложения с обобщающими словами.

Указать их роль в тексте.

Указать грамматическую основу предложения.

Расставить знаки препинания.

Объяснить орфограммы на месте пропусков.

I группа - 1 абзац.

II группа - 2 абзац.

III группа - 3 абзац.

Осень стояла сухая и теплая. Долго не желтели березовые рощи, не увядала трава. Только голубеющая дымка затягивала на Оке отдаленные леса. Она то сгущалась, то бледнела. Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей. Потом он забрался в кабину, но долго не заводил мотор, чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи и все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного людям.

IV. Итог урока.

- Какие слова называются обобщающими?

- Какими членами предложения они являются?

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими

словами при однородных членах?

V. Задание на дом: § 30, упражнение 275.



© 2010-2022