Программа Школа проектной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Школа проектной деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»




СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

«____» ____________ 2015г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»

___________.


«____» ____________ 2015г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _____


СОГЛАСОВАНО:

Протокол Педагогического совета

от 29.09.2015г. № 2


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ЦДО»

_____________ Емшанова Н.В.

«___» ______________ 2015г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _____


Дополнительная

общеобразовательная программа

«Школа проектной деятельности»

наименование программы


учащиеся 5-6 классов

адресат программы


один гоа

срок реализации






Разработчик:

_Помолова Татьяна Перфильевна,

ФИО (полностью)

педагог дополнительного образования


г. Урай

2015г.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена для учащихся средних классов, интересующихся экологией, увлеченных загадками природы, процессами в них происходящих, готовыми искать ответы на вопросы.

Программа «Школа проектной деятельности» - социальной направленности, опирается на методики организации проектной деятельности школьников Марии Анатольевны Ступницкой и Алексея Сергеевича Обухова и разработана с учетом современных требований к программам дополнительного образования и федерального государственного образовательного стандарта.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся формируются следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Актуальность программы: Одной из важнейших задач обучения является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Деятельностные технологии развивают познавательную самостоятельность учащихся, формируют умения проектной и исследовательской деятельности. Особенно актуальна в связи с этим индивидуализация целей образования на уровне каждого учащегося. Специфика современного обучения требует от учащихся умения работать с информацией (различного рода источниками, документами, материалами СМИ), организовывать и планировать свою деятельность, прогнозировать результаты, доносить до людей и защищать свое мнение.

Учащиеся разовьют познавательную (самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения), информационную, коммуникативную, социальную компетентности, что позволит использовать приобретенный в школьные годы опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, а методы и приемы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно - исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах учебных заведениях и позволят стать конкурентоспособным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения к меняющимся условиям.

Новизна программы: Программа «Школа проектной деятельности» через экологическое образование и воспитание дает представление о проектной деятельности учащимся Центра дополнительного образования.

Программа построена на основе следующих принципов:

-приоритетность индивидуальных потребностей обучающегося;

-сравнения и обобщения, связи со школьными дисциплинами;

-создание благоприятной атмосферы в объединении и условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося;

-доверия между обучающимися и педагогом.

Продолжительность одного занятия 2 часа, в неделю 4 часа. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. При проведении занятий используются наглядные и дидактические пособия, работа с офисными программами, игровые программы, просмотр видеофильмов и т.д. Немалую роль в этой модели занятий играют комплексные формы обучения, воспитания и развития учащихся: межпредметные занятия, комплексные экскурсии, природное и социальное окружение, этические беседы по экологии, дидактические, сюжетные и ролевые игры, практическая деятельность.

Цель программы: Формирование умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Задачи:

  • дать представление о проектной деятельности;

  • познакомить обучающихся с основными этапами работы над проектами;

  • развить познавательные потребности и способности, коммуникативные умения;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной).

За период обучения у обучающихся формируются и развиваются творческие, коммуникативные способности, фантазия, креативное мышление, любознательность, коммуникабельность, усидчивость. Участвуя в природосберегающих акциях и мероприятиях обучающие выполняют проекты, формирующие экологическое мировоззрение. За время обучения с ребятами проводятся воспитательные беседы на нравственные темы и экскурсии по подразделениям эколого-биологического отдела, на природу и по городу.

Результатом успешного освоения программы будет защита учебного проекта, участие в экологических мероприятиях, приобретение опыта проектной деятельности. Знания и умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения наблюдений, исследований, могут впоследствии использоваться на уроках в школе. Для отслеживания результативности обучения применяется тестирование, «Карта для диагностики познавательной активности», тест-опросник, «Индивидуальная карточка учета результатов обучения», применяются методики диагностики интенсивности субъективного отношения к природе по С.Д. Дерябо, В.А.Ясвину. Подведение итогов по результатам освоения материала программы происходит во время подготовки к научно-практической конференции.

Основные показатели эффективности реализуемой программы:

- расширение кругозора;

- понимание, что значит проектная деятельность;

- знание основных этапов работы над проектами;

-умение оформить проект по имеющемуся алгоритму;

-защита проекта на научно-практической конференции.

Учебные занятия проводятся в кабине, оборудованном оргтехникой, в библиотеках, музее, на природе.

В программу могут вноситься необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями, может изменяться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов.



Содержание блоков и тем программы «Школа проектной деятельности»


Программа разбита на несколько блоков:

Первый блок «Этапы работы над проектом» объясняет, что такое проект, знакомит со структурой проекта, программами Word, Excel, PowerPoint, Publisher и т.д..

Следующий блок «Типология проектов» дает представление о разнообразиях проектов, отличиях разных типов проектов, рассказывает учащимся о правилах защиты проекта.

Блок «Проектная деятельность» предлагает учащимся разные виды проектной деятельности, позволяет выполнить учебный проект и на практике закрепить полученные знания.






Учебно-тематический план программы «Школа проектной деятельности»



Перечень разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Этапы работы над проектом

30

18

12

Викторина

Типология проектов

16

8

8

Опрос

Проектная деятельность

94

36

58

Разработка проектов к экологическим мероприятиям и знаменательным датам

Итого

140ч

58ч

82ч













Содержание программы «Школа проектной деятельности»


Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие. Знакомство с образовательной программой

Инструктаж по технике безопасности. Определение начальных знаний, умений, навыков

2

1

1

Этапы работы над проектом

30

14

16

2.1

Что такое проект, виды проектов

2

2


2.2

Способы познания окружающего мира. Наблюдение, эксперимент и т.д..

2

1

1

2.3

Источники информации. Работа в библиотеке, Интернет (энциклопедии, справочники и т.д.)

2

1

1

2.4

Проблематизация «Удивительный вопрос»

2

1

1

2.5

Гипотеза, что это такое? Игра «Найди причину».

2

1

1

2.6

Целепологание. Как узнать цель?

2

1

1

2.7

Планирование. Что такое план?

2

1

1

2.8

Реализация. Что такое проектный продукт?

2

1

1

2.9

Отчет о работе. Как оценить свою работу

2

1

1

2.10

Знакомство с программами Word, Excel

2

1

1

2.11

Самостоятельная работа в программах Word,Excel

2


2

2.12

Знакомство с программами PowerPoint, Publisher.

2

1

1

2.13

Работа в программах PowerPoint, Publisher. Как сделать презентацию, буклет, построить график, диаграмму.

2


2

2.14

Обобщающее занятие. Рефлексия.

2

1

1

3

Типология проектов

16

8

8

3.1

Информационный проект Этапы работы.

2

1

1

3.2

Ролевой проект. Этапы работы

2

1

1

3.3

Творческий проект. Этапы работы

2

1

1

3.4

Практико-ориентированный Этапы работы

2

1

1

3.5

Исследовательский проект. Этапы работы

2

1

1

3.6

Индивидуальная и коллективная работа над проектом . Распределение работы

2

1

1

3.7

Защита проекта. Правила защиты проектов

2

1

1

3.8

Обобщающее занятие. Викторина

2

1

1



Содержание программы «Школа проектной деятельности»

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

4.

Проектная деятельность

94

36

58

4.1

Проект ко Дню защиты животных. Информационный проект. Разработка эскиза листовки, оформление

2

1

1

4.2

Акция «Кормушка». Практико - ориентированный проект. Виды кормушек.

2

-

2

4.3

Кормушка своими руками. Проект кормушки

2

-

2

4.4

Итоговое занятие за 1 полугодие Тест «Проект»

2

1

1

4.5

Выпуск информационного листка. Умение общаться

2

1

1

4.6

Информационный проект «Спасите ель!». Выпуск плаката в защиту елочки. Знакомство с акцией, выбор деятельности.

2

1

1

4.7

Проект «С чем встретить Новый год?»

2

1

1

4.8

Выступление перед одноклассниками с проект ом «С чем встретить Новый год?»

2


2

4.9

Участие в поисковом проекте ко Дню защитника отечества

2

1

1

4.10

Поиск информации, выбор вида деятельности.

2


2

4.11

Оформление проекта

2


2

4.12

Оценивание проекта

2


2

4.13

Репетиция выступления. Как выступать перед аудиторией?

2

1

1

4.14

Защита проекта

2


2

4.15

День леса. Знакомство с экологической датой. Сбор информации

2

1

1

4.16

Проект информационного буклета. Эскизы

2

1

1

4.17

Проект информационного буклета. Эскизы

2


2

4.18

Оформление буклета «Защитим леса!»

2


2

4.19

Презентация буклета «Защитим леса!»

2

1

1

4.20

Акция «День воды». Сбор информации. Выбор вида деятельности.

2

1

1

4.21

Игровой проект «Капелька»

2

1

1

4.22

Проведение игровой викторины

2


2





Содержание программы «Школа проектной деятельности»

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

4.23

Плакаты на тему «Экономь воду!»

2

1

1

4.24

Практический проект «Экономь воду!». Сбор информации

2

2

-

4.25

Проведение опыта

2

-

2

4.26

Оформление проекта

2

-

2

4.27

Защита проекта

2

-

2

4.28

Акция «День птиц». Знакомство с экологической датой. Сбор информации

2

1

1

4.29

Информационная листовка. Разработка эскиза.

2

1

1

4.30

Практико-ориентированный проект «Скворечник»

2

2

-

4.31

Практическая работа. Скворечник своими руками.

2

-

2

4.32

Скворечник своими руками. Оформление презентации.

2

-

2

4.33

Защита скворечников

2

1

1

4.34

Акция «День Земли». Знакомство с экологической датой

2

2

-

4.35

Выпуск плаката «Земля наш общий дом!»

2

-

2

4.36

Разработка воспитательного мероприятия ко Дню Земли. Сбор и анализ информации.

2

2

-

4.37

Работа над сценарием

2

1

1

4.38

Оформление сценария

2

1

1

4.39

Подготовка мероприятия.

2

1

1

4.40

Выступление перед аудиторией

2

1

1

4.41

Проект «День Победы»

2

2

-

4.42

Работа над сценарием воспитательного мероприятия

2

1

1

4.43

Проведение мероприятия

2

-

2

4.44

Повторение изученного материала. Викторина

2

1

1

4.45

Повторение изученного материала. Викторина

2

1

1

4.46

Итоговое занятие за второе полугодие. Игровая программа «Знатоки»

2

1

1

4.47

Подведение итогов года. Награждение активистов, чаепитие

2

2

-


Итого

140

58

82


Методическое обеспечение и условия реализации программы

«Школа проектной деятельности»

Организация учебного процесса

Основная форма обучения - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. Типы проведения занятий разнообразны:

сообщение новых знаний и формирование новых практических умений (проводятся в начале изучения темы для создания опорных знаний);

совершенствование знаний и практических умений (эксперимент, экскурсии);

систематизация знаний (проводятся в конце изучения большой темы -игровые программы, викторины, опросы);

контроль знаний, умений (проводится в конце изучения нескольких логически взаимосвязанных тем, блоков программы).

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим. При изучении программы используются следующие методы и приемы:

-словесные - рассказ, беседа, лекция и т.д.;

-наглядные - демонстрация, просмотр видеофильмов, плакаты, схемы и т.д.;

-практические - проведение практических и опытнических работ;

-проблемно-поисковые - защита докладов, проектов.

Для реализации программы «Проект - это интересно!» имеются:

кабинет, укомплектованный оргтехникой (ПК, принтер, сканер), интерактивная доска, мини-экспресс - лаборатории; микроскопы, шумомер, рн-метр, люксметр, гигрометр и др. раздаточный материал (карточки и поля); методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов; рефератов по темам программы, технологических и инструкционных карт; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям;

материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры;

развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические игры, кроссворды, викторины и т.д.

Образовательный результат программы

Образовательный результат программы выражается в овладении учащимися навыками практической работы и специальными знаниями, умениями и навыками проектной деятельности, позволяющими им делать выбор в пользу экологии, в умении выражать свои мысли и отстаивать свое мнение, самостоятельно выполнять достаточно трудоемкие операции.

Занятия помогают социализации личности, развивают мировоззрение и учат самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, что формирует у обучающихся современные ключевые компетенции:

· общенаучной,

· информационной,

· познавательной,

· коммуникативной,

· ценностно-смысловой,

· социальной,

· компетенции личностного самосовершенствования.
































Литература для учащихся

  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии: учебное пособие/ Под ред. С.В. Алексеева./ С.В. Алексеев и др. - М.: АО МДС, 1996.

  2. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов./Н.Г. Алексеев - М., 2000. - С. 5

  3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. / Н. Долгушина// Начальная школа -2006-№10, С.8-12

  4. Островский С.Л., Успенков Д.Ю. Как сделать презентацию к уроку?/ С.Л. Островский, Д.Ю. Успенков -Чехов, ОАО «первая Образцовая типография».

  5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие./ А.И. Савенков- М.: «Ось-89», 2006.

Литература для педагога

1.Бавтуто Г.А. Учебно-полевая практика по ботанике: Для вузов./ Г.А. Бавтуто - Мн.: Высшая школа, 2006.

2. Буйволов Ю.А. Физико-химические методы изучения качества природных вод: методическое пособие./ Ю.А. Буйволов- М.: Экосистема,1997.

3. Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе (раздел «Животные»)/ О.Ю. Бурцева - М.: Школьная Пресса, 2003.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология./ С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.- Ростов - на -Дону: Издательство «Феникс», 1996.

5. Добринский Л.Н. и др. Экология Ханты-Мансийского автономного округа/ Под ред. В.В. Плотникова./ Л.Н. Добринский и др. - Тюмень: Изд-во «СофтДизайн»,1997.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока/Практическое пособие./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - ТЦ «Учитель», Ростов- на-Дону.

7.Колосков А.В. Образовательно - методический комплекс эколого- биологической направленности «Природа под микроскопом»./ А.В. Колосков- М., ООО «ДОД», 2007.

8.Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей/ Худ. И.Н. Ржевцева./ С.Ю. Модестов - СПб: Акцидент, 1998.

9. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся.-2-е изд., перераб. И доп./ А. С. Обухов - М.: Национальный книжный центр, 2015-280 с.

10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении./ Н.Ю. Пахомова -М.: Аркти, 2003.

11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -- что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

12. 2. Поливанова. К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.-192с. - (работаем по новым стандартам).

13.Райков Б.Е., Римский - Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии: Учебник для общеобразовательных учреждений и вузов./ Б.Е. Райков, М.Н. Римский - Корсаков - М.: Топикал, - 1994.

14. Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»./ . М.А Ступницкая - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

15.Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие./А.В. Хуторской- М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. - 63 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

Приложение №1


Материалы для проведения диагностики и контроля.

Цель методики - выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника (Диагностика №1). Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

 верно - (+ +);

 пожалуй, верно - (+);

 пожалуй, неверно - (-);

 неверно - (- -).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

 0-10 баллон - внешняя мотивация;

 11-20 баллов - внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

 0-5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации;

 6-14 баллов - средний уровень внутренней мотивации;

 15-20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации.

Внедрение и практическое использование.

Предложенная методика может использоваться:

1) для выяснения причин неуспеваемости учащихся;

2) для выявления категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и среднего типа);

3) для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

4) для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;

Результаты исследования могут рассматриваться:

1) как показатель эффективности (качества) применяемой учителем методики (технологии) обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);

2) как показатель способности учителя активизировать мотивационную сферу учащихся (что может учитываться при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства);

3) как основа для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования педагогического мастерства.


Диагностика мотивации познавательной деятельности (Диагностика № 2)

Методика мотивации учения «Учебная мотивация как показатель качества образования» (М. Лукьянова, ж. «Народное образование», 8/ 2001 г.)


Цель методики - выявить характер мотивации, смысл учения для школьника.

Данная методика позволяет выявить:

личностный смысл учения

способность к целеполаганию

виды мотивов

Из книги Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника»


Карта для диагностики познавательной активности школьника

(для педагогов и родителей)


Как долго ученик подолгу (2 - 2,5 часа в день) занимается умственной деятельностью (кроме уроков в школе)?

Как ведет себя ученик, когда задан вопрос на сообразительность?




Много ли читает ученик дополнительной литературы?


Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?


Часто ли ученик задает вопросы?



а) часто

б) иногда

в) очень редко


а) предпочитается помучиться, но сам находит ответ

б) когда как

в) предпочитает получить готовый ответ от других

а) постоянно много

б) мало читает

в) не читает совсем

а) очень эмоционально

б) средний уровень выраженности эмоций

в) эмоции ярко не выражены

а) часто

б) иногда

в) не задает совсем




Беседуя с учащимся, наблюдая за его поведением на занятии, беседуя с родителями, можно заполнить данную карту. Подсчитав средний балл, мы получим индекс познавательной активности ученика, или индекс мотивации познавательной деятельности (I).

I от 3,5 до 5 - высокий уровень познавательной активности

I от 2,5 до 3,5 - средний уровень познавательной активности

I меньше 2,5 - низкий уровень познавательный активности

При низком уровне познавательной активности у школьника очень трудно с ним заниматься, в том числе и развитием познавательных процессов и интеллектуальных способностей. Поэтому в такой ситуации предварительно нужно заниматься формированием положительной мотивации познавательной деятельности.

Методика незаконченных предложений

Для диагностики преобладающих мотивов в поведении.

Инструкция: предлагаем ученику начала предложений, ученику нужно самостоятельно продолжить каждое из этих предложений.

В свободное время я занимаюсь…

Все познать невозможно, но хочется знать…

Мне доставляет радость…

Я повседневно реализую свои (что?)…

Особенно значимые для меня ценности (какие?)…

Мой самый устойчивый идеал - это…

Мои любимые книги (и почему?)…

Из черт характера существенны особенно (какие?)…

Смысл жизни для меня (в чем?)…

Занятия, которые мне безразличны (какие?)…


Тест «10 существительных»

Для диагностики мотивов деятельности, их ценностных ориентаций.

Задание ученикам: расставьте слова в порядке значимости для вас, начиная с самого значимого.

Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.

Что будет помещено на 1-е, 2-е место, те ориентации и будут преобладать в деятельности учеников.


Диагностика уровня познавательной активности (Диагностика №3)


Вопрос

А

Б

В


С каким настроением ты идешь на урок математики?

с радостью

Надо так надо

неохотно


Стараешься ли ты понять математический материал и многое успеть на уроке

Иногда стараюсь

Всегда стараюсь

Как получится


Чтобы тебе было все понятно при возникновении вопросов готов ли ты незамедлительно задать их учителю и выяснить все неясные моменты математического материала

Не задаю вопросов

Иногда спрашиваю

Готов всегда



Если на этапе решения в классе ты обнаружил пробел в знаниях и не возможность привести верного способа решения как ты поступишь?

Посмотрю на доску и после проверки все запишу в тетрадь

Подниму руку, чтобы, решать у доски, попытаться понять и устранить трудности

Спрошу у одноклассников как это решать


Сразу ли ты прибегаешь к помощи других при обнаружении трудностей?

Сразу

Сначала сам подумаю, а если не получиться прошу помочь

Если не получается ни у кого не прошу помощи


Как регулярно ты выполняешь домашнее задание самостоятельно ?

Часто

Нечасто

Всегда


Для тебя важно качество и уровень самостоятельности при выполнении домашнего задания?

Главное в тетради есть решение

Я записываю только свое решение, что не могу решать, то и решаю

Стараюсь выполнить всю работу самостоятельно, найти ответы на все вопросы с учителем или учащимися


Сколько времени тебе необходимо для подготовки домашнего задания?

Около получаса

Не менее часа

Более часа


Придя из школы, ты стараешься сразу выполнить уроки и быть свободным до конца дня или выполняешь уроки после отдыха?

Сразу все уроки делаю, чтобы потом заниматься своими делами

Как получиться

Стараюсь делать уроки на «свежую голову», чередую выполнение своих дел и подготовку уроков


Обработка результатов:

№ вопроса

А

Б

В


3

2

1


2

3

1


1

2

3


1

3

2


2

3

1


2

1

3


1

2

3


1

2

3


2

1

3

9-13 - низкий уровень познавательной активности;

14-20-средний уровень познавательной активности;

21-27-высокий уровень познавательной активности

Приложение №2


Индивидуальная карточка учета результатов обучения

Сроки диагностики

Показатели


В начале изучения курса

По окончании изучения курса

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1. Теоретическая подготовка учащегося:

А) теоретические знания по изучаемым разделам

Б) владение специальной терминологией

2. Практическая подготовка учащегося:

А) практические умения и навыки, предусмотренные программой:

Б) Владение спецоборудованием и оснащением

В) Творческие навыки

3. Общеучебные умения и навыки:

А) Учебно- интеллектуальные умения:

a) Подбор и анализ спецлитературы

b) Выступление перед аудиторией

Б) Учебно- организационные умения и навыки:

а) Умение организовать рабочее место

b) Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности

c) Умение аккуратно выполнять работу








Приложение №3


Мониторинг результатов обучения

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

1. Теоретическая подготовка

а) теоретические знания










б) владение специальной терминологией






Соответствие теоретических знаний программным требованиям









Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

Средний уровень:

объем усвоенных знаний более ½

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени.

Минимальный уровень:

ученик избегает употреблять специальные термины

Средний уровень: сочетание специальных терминов с бытовыми


Максимальный уровень:

специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1




2



3





1




2



3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос










Собеседование, работа с карточками


Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5


2. Практическая подготовка учащегося


а) практические умения и навыки, предусмотренные программой






б) владение спецоборудованием и оснащением









Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.







Отсутствие затруднений в использовании спецоборудования и оснащения

Минимальный уровень:

овладение менее чем ½ предусмотренных навыков и умений;

Средний уровень: объем усвоенных умений и навыков более ½;

Максимальный уровень:

овладение практически всеми умениями и навыками.

Минимальный уровень:

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

Средний уровень:

работает с оборудованием с помощью педагога

Максимальный уровень:

работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


1




2



3




1




2




3


Практическая работа











Практическая работа



Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5


в) творческие навыки













3. Общеучебные умения и навыки:

А) учебно- интеллектуальные умения

a) подбор и анализ спецлитературы






Креативность в выполнении практических заданий











Самостоятельность в подборе и анализе литературы, пользование компьютерными источниками информации

Начальный уровень развития креативности (элементарный):

выполняет лишь простейшие практические задания педагога;

Репродуктивный уровень:

задания выполняются на основе образца;

Творческий уровень:

выполняет задания с элементами творчества.


Минимальный уровень:

испытывают серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

Средний уровень:

работает с литературой с помощью педагога или родителей;

Максимальный уровень:

работает самостоятельно, не испытывает трудностей


1





2




3




1






2




3

Наблюдение.

Самостоятельная работа,

защита проекта.












Анализ рефератов



Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

b) выступление перед аудиторией












Б) Учебно- организационные умения и навыки:

а) Умение организовать рабочее место



Свобода во владении и подачи подготовленной информации












Самостоятельность в подготовке рабочего места и его уборка

Минимальный уровень:

испытывают серьезные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

Средний уровень:

работает с помощью педагога или родителей;

Максимальный уровень:

работает самостоятельно, не испытывает трудностей

Минимальный уровень:

испытывают серьезные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Средний уровень:

работает с помощью педагога

Максимальный уровень:

работает самостоятельно, не испытывает трудностей


1






2




3




1




2




3




Наблюдение. Выступление с рефератом, участие в дискуссиях












Наблюдение



Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное

количество

баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5


b) Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности












c) Умение аккуратно выполнять работу



Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям










Аккуратность и ответственность в выполнении работы


Минимальный уровень:

владение менее чем ½ объема навыков правил безопасности, предусмотренных программой;

Средний уровень:

объем усвоенных навыков составляет более ½;

Максимальный уровень:

освоен практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период

Минимальный уровень:

испытывают серьезные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога

Средний уровень:

работает с помощью педагога

Максимальный уровень:

работает самостоятельно, не испытывает трудностей


1





2




3





1





2



3


Наблюдение














Наблюдение


© 2010-2022