• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на тему Система самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины Технологическое оборудование

Выступление на тему Система самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины Технологическое оборудование

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины

«Технологическое оборудование»

Маркелова Л.М., ГОУ СПО (ССУЗ) «Рузаевский

политехнический техникум»


Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

К.Д. Ушинский


Вопросы планирования и организации самостоятельной работы студентов приобретают в последнее время особое значение. Модель классической школы строилась на концепции усвоения знаний. В настоящее время такая модель образования не соответствует запросам времени. Обществу требуется специалист новой формации - интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления. Поэтому основное содержание современного образования - не передача суммы знаний и репродукция их студентами, а формирование методов и способов мышления, которые помогут будущему специалисту вписаться в постоянно меняющуюся среду.

Самостоятельную работу как проблему можно рассматривать с различных точек зрения: как составную часть учебного процесса и как элемент процесса воспитательного; как способ развития самостоятельного мышления и формирования навыков самостоятельного умственного труда и как путь к профессиональной карьере на основе самообразования и активных самостоятельных действий.

В процессе изучения дисциплины «Технологическое оборудование» я пытаюсь научить студентов самостоятельно учиться, приобретать знания из различных источников информации и получить навыки владения различными видами самостоятельной работы. Самостоятельно добытое знание усваивается лучше и помнится дольше, чем знание «готовое», сообщенное преподавателем.

Рабочей программой дисциплины предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ.

На примере выполнения одной из них «Наладка станка на обработку конуса 2-3 способами» рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов.

Виды самостоятельной работы:

  1. Работа с конспектом лекции (когда, какой способ рекомендуется использовать)

  2. Ответы на контрольные вопросы.

  3. Решение вариативной задачи (обосновать выбранный способ получения конической поверхности для своей детали)

Одним из самых эффективных видов самостоятельной работы является подготовка рефератов. Студенты сами выбирают направление работы над рефератами. Наиболее интересны студентам разделы «Промышленные роботы», «Многоцелевые станки».

Есть темы, на подробное изучение которых отведено недостаточно времени. Например, притирочные, хонинговальные станки и станки для суперфиниширования. Для проведения занятия я разбиваю группу на 3 команды. Каждая команда готовит информацию об одном типе станка. Кто будет отвечать материал, выбираю сама, любой член команды может дополнить ответ, оценка для всех будет одинаковая. Данный вид самостоятельной работы заставляет всех студентов хорошо изучить материал, внимательно слушать и активно участвовать в опросе.

Использую опережающую форму самостоятельной работы: заранее раздаю темы, предназначенные для самостоятельного изучения, и, как только наступает время изучения темы, студент делает доклад. Докладчик старается в своем докладе отразить интересный материал, использует несколько источников, найденных самостоятельно, что способствует выработке навыка работы с технической литературой, умения выбирать самое главное по данной теме.

Таким образом, индивидуальные задания могут быть направлены как на повторение материала, устранение пробелов в знаниях отстающих студентов, так и на расширение или углубление знаний студентов, проявляющих повышенный интерес к изучению дисциплины или конкретной темы.

В группах специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» использую метод проектов при проведении итогового зачетного занятия.

Сущность метода проектов - это стимулирование интереса студентов к обучению через организацию их самостоятельной деятельности; постановка перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов.

Зачетное занятие проводится в форме защиты творческих проектов по группам металлообрабатывающего оборудования.

Целью занятия является обобщение и проверка знаний изученного материала через создание условий для организации самостоятельной, продуктивной деятельности студентов и их участие в совместном принятии решений. Представление и защита студентами результатов своей деятельности: изготовление слайдов и их презентация. В слайдах показаны современные достижения в мировом станкостроении, в техническом дизайне и возможностях металлообрабатывающего оборудования.

Моя задача по планированию и организации самостоятельной работы студентов не ограничивается занятиями в учебной аудитории. Она продолжается и вне стен учебного заведения и направлена на самостоятельное овладение студентами как теоретическими знаниями, так и практическими умениями и навыками во время прохождения практики по окончании 3 курса и I семестре 4 курса. При выходе на практику, каждый студент получает задание. Зная способности каждого студента, с целью активизации заинтересованности студентов в изучении оборудования, имеющегося на базовом предприятии, помимо общих заданий для всей группы, использую индивидуальные задания, адресованные конкретному студенту, тем самым реализуя принципы личностно-ориентированного подхода в обучении.

Для некоторых студентов это более подробное изучение устройства и возможностей конкретных марок станков, что потом будет отражено в их отчетах о практике и проанализировано во время проведения отчетной конференции по итогам практики. Для более сильных студентов - это научно-исследовательская работа.

Сегодня образовательная среда должна обладать таким потенциалом, который позволил бы современным молодым людям играть активную роль в обществе будущего. Постоянное обновление потока информации, новые открытия, быстрая смена технологий требуют ориентации на еще недостигнутый уровень развития науки и техники. Эффективный способ достижения этого результата - формирование у студентов поискового стиля мышления, привлечение их внимания к интеллектуальной деятельности и познанию. Большинство заданий носит частично-поисковый характер, студентам предлагается применить определенный метод, прием исследования в конкретной ситуации.

Исследовательского уровня студент достигает тогда, когда становится способен выполнять усвоенную деятельность в нестандартных ситуациях, адаптируя к ним ранее усвоенные алгоритмы.

Работа по организации и формированию навыков самостоятельной деятельности студентов продолжается, постоянно находясь в стадии поиска ее новых форм и методов.

3

© 2010-2022