• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка музыкально-поэтической композиции До свидания, мальчики

Методическая разработка музыкально-поэтической композиции До свидания, мальчики

Формой проведения данного мероприятия выбрана музыкально-поэтическая композиция.  Материал, который содержится в сценарии, связан с историческими событиями времён Великой Отечественной войны.     Композиция может проводиться как самостоятельное мероприятие или стать частью программы праздника, посвященного Дню Победы. Участники мероприятия, дети,  занимающиеся в объединениях дополнительно образования: вокального, хореографического, театрального кружков. В  сценарии  использованы литературные и ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка музыкально-поэтической композиции

«До свидания, мальчики…»


Для учащихся 8-11 классов


Аннотация

Формой проведения данного мероприятия выбрана музыкально-поэтическая композиция. Материал, который содержится в сценарии, связан с историческими событиями времён Великой Отечественной войны.
Композиция может проводиться как самостоятельное мероприятие или стать частью программы праздника, посвященного Дню Победы. Участники мероприятия, дети, занимающиеся в объединениях дополнительно образования: вокального, хореографического, театрального кружков. В сценарии использованы литературные и музыкальные произведения советских авторов, посвященные Великой Отечественной войне.
Проведение мероприятия предполагает решение следующих задач:
- формирование гражданско - патриотического сознания, закрепление знаний о Великой Отечественной войне.
-воспитание чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование представления об ужасах и пагубности войны;
-формирование нравственной, духовной позиции: воспитание у учащихся уважения к человеческому достоинству, милосердия, сострадания



Сцена визуально поделена на 2 части. На заднем плане -картина войны, фронта, на переднем плане - картина тыла, в углу стоит столик, на нем черно-белое фото солдата в рамке с черной лентой, подсвечник со свечой и два цветка гвоздики

Перед началом задний план закрыт занавесом. Действия происходят то на переднем плане, то на заднем, показывая, жизнь на фронте и в тылу.

Звучит музыка, На переднем плане выпускники- 5 пар юношей и девушек,- танцуют школьный вальс. Вдруг слышен взрыв, звучат выстрелы, немецкая речь, лай собак, парни закрывают собой девушек, взявшись за рук, выстраиваются в ряд лицом к зрителю, испуганные девушки прячутся за спины парней. Все замирают. Звучит фонограмма голоса Левитана о начале войны. Фонограмма голоса сменяется фонограммой песни «Священная война». Пары свободно расположившись на сцене, поворачиваются лицом друг к другу, 1и 2 пара держась за руки, смотрят друг другу в глаза, 3 и 4 пара замирают, обнявшись, девушка 5 пары на переднем плане дарит свой синий платочек юноше, который он прячет в кармане. Девушки собирают парням вещмешки и отдают их юношам. Звучит фонограмма «Прощание славянки». Парни накидывают вещмешки на плечи и строем уходят. Все девушки, прощаясь, машут им руками и постепенно уходят со сцены.

На сцене остается одна девушка-чтец и читает стихотворение Булата Окуджава «Ах война, что ты сделала подлая».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Девушка-чтец, в конце чтения смотрит вдаль, машет и отходит назад. Звучит фонограмма песни «Огонек». С двух сторон сцены появляются вокалисты -девушки, в руках у них горят свечи. Исполняется песня «Огонек». После исполнения песни вокалисты со свечами уходят.

Занавес заднего плана сцены открывается. На заднем плане сцены юноша в военной форме достает из кармана письмо, из кармана как бы выпадает синий платочек. Юноша берет его в руки, прижимает к груди, вспоминая любимую смотрит вдаль. Читает стихотворение Константина Симонова «Жди меня»

Константин Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Задний план сцены. Юноша -чтец остается на сцене, спиной отходя в глубь сцены. Звучит фонограмма песни « Синий платочек».

На переднем плане появляются 4 девушки, в руках у них синие платочки. Исполняется танец «Синий платочек». Юноша на заднем плане, во время исполнения танца смотрит вдаль, задумавшись.


Передний план сцены. В конце танца, девушки машут платочками и спиной уходят со сцены. Уходит и юноша с заднего плана сцены.

Музыка сменяется фонограммой песни «10 наш десантный батальон».

На заднем плане сцены появляются юноши в военной форме они становятся клином в две диагонали, плечо к плечу и замирают в воинственной позе. В центре солист исполняет песню «10 наш десантный батальон»

Задний план. Звучит фоном тревожная музыка, юноши в военной форме постепенно уходят.

На передний план сцены выходит девушка в накинутом платке, читает стихотворение Ольги Киевской «Баллада о матери»

Ольга Киевская «Баллада о матери


Сорок первый - год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй - пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"

«Нет! - она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого-нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш - обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного - мы убиваем,
А другого - убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя - жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура-матка, - поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,- убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь.

Передний план сцены. Чтец-девушка присаживается к столу, задумавшись, вглядывается в портрет, стоящий на столе. Выходят на передний план сцены 2 девушки вокалистки и исполняют песню «Москвичи»


На заднем плане сцена отдыха у солдат. Кто-то садится на пеньки, двое стоят в сторонке и беседуют друг с другом, 2 девушки-санитарки в медицинских халатах перевязывают кому-то руку, кому-то голову. Один солдат чуть впереди всех сидит на пеньке и пишет письмо матери.

Выходит девушка на передний план сцены, держит в руке треугольник из листка бумаги, начинает читать стихотворение и садится у столика.

Юноша на заднем плане продолжает стихотворение.

Николай Попов «Письмо»

Девушка:

Почтальон шёл к калитке устало,
Мать с тревогой взглянула в окно.
Сердце болью тупою зажало,
А потом отпустило… Письмо.
Треугольничек серый, чуть мятый,
Адрес синим, и чёрным печать,
С фронта маме, от сына солдата.
Она села к окошку читать.
Юноша:

«Здравствуй, мама!»
Девушка.(сидя у столика) И слёзы скатились.
Юноша: «Я не ранен, живой и здоров.
Мы теперь только к Волге пробились,
Видно дальше погоним врагов.
Мне приснились луга и покосы,
Да берёзок в серёжках наряд.
Как с отцом отбивали мы косы,
А проснулся - в руках автомат.
Расскажи, как соседка Алёнка?
Ей теперь уже много годов,
Полюбилась мне сильно девчонка,
Вот вернусь и зашлю к ней сватов.
Напиши, как отец и как братья?
По каким они служат фронтам.
Эх, прогоним же немца когда-то
И вернёмся домой… Жди нас, мам!»
Девушка (встает из-за столика, выходит на середину)

Нету в письмах солдата обмана,
Свята ложью сыновья любовь.
И поймёт её мудрая мама,
И увидит меж строчками кровь.
Она знает - в окопах несладко,
Что повсюду там смерть и беда.
Она видит, в землянке лампадка,
Быстро пишет у сына рука.
Потому что уж три похоронки
Почтальон ей принёс на порог.
И на фронте соседка Алёнка,
И остался последний сынок.
Не писать ей про то, не поведать,
Не открыться ей болью своей.
Так всегда - за салюты Победы

Платим горем своих матерей

Задний план сцены. Звучит фонограмма песни «Последний бой», юноша читавший стихотворение, исполняет песню «Последний бой»


Задний план сцены. Звучит фонограмма. В глубине сцены сидит среди солдат девушка в военной форме. Она читает стихотворение Юлии Друниной «Зинка»

Юлия Друнина «Зинка».

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: 'Выступать вперед!'

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Передний план сцены. Звучит фонограмма песни «Журавли». На переднем плане сцены девушка исполняет песню «Журавли», начиная со второго куплета, на сцену выходят девушки в костюмах журавлей и исполняют танец

Звучит фонограмма песни «Катюша», юноша-солдат встает со своего места и весело, обращаясь ко всем сидящим на сцене, читает отрывок из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин»

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!

Задний план сцены. Юноша подходит к двум девушкам-санитаркам, приглашая их на середину. Девушки-санитарки исполняют песню «Катюша». Общее оживление, юноши во время исполнения песни, пританцовывают, заигрывают с девушками.

Звучит фонограмма песни «Три танкиста», продолжая общее веселье юноши -солдаты исполняют песню

Песня сменяется фонограммой звучания голоса Левитана об окончании войны, общее ликование. Солдаты подкидывают вверх пилотки, обнимаются друг с другом, поздравляют с победой. Звучит фонограмма песни «День Победы», девушки, исполнявшие роль выпускниц, из зала выбегают с цветами к солдатам, вручают им цветы, обнимают, встают рядом с ними, все остаются на сцене. Юноша-солдат исполняет песню «День Победы»






Автор сценария педагог-организатор Ф.Т. Коробкова

13


© 2010-2022