Конспект урока по истокам

Конспект урока по предмету "Истоки", 6 класс, раздел "Слово и образ времени", тема "Зима, весна, лето, осень". На уроке рассматривается годичный круг времени, смена времен года. Детям предлагается прослушать музыкальные композиции, соответствующие определенному времени года, посмотреть картины известных художников, прочувствовать события. Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года, осознать духовное начало мира. Необходимо донести до детей, что человек и природа - единое ц...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел «Слово и образ времени».

Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»

Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя

общеобразовательная школа» Парфеньевского района

Костромской области



Художественно-педагогическая идея урока:

Духовное начало мира.

Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года

Задачи:

  1. Присоединение.

-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.

Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!

2.Зима.

-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.

-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.

(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).

А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).

-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?

-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.

Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.

Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.

-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.

-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.

-Чем полезна для души зима?



  1. Весна.

(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

-какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).

- Как вы думаете, почему?

Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.

Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.

С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.

-Как происходит обновление души?

Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.

-Как вы думаете, как?

На глазах творится и обновление природы.

(Показываю картину Левитана «Март»).

И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.

Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

-Чем полезна для души весна?



  1. Лето.

(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).

-Какие чувства вызвала у вас музыка?

-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.

Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.

(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).

Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.

Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?

Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.

-Какие чувства вызывает у вас лето?

4. Осень.

-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)

Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю, и ничего не хочу!

И никому не известно то, что с зимой говоря,

В бездне таится небесной ветер и грусть октября…

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).

А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.

Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери , всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)

-Какие чувства вызывает у вас осень?

5. Активное занятие. «Образ праздника».

6. Итог урока.

-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.

7. Рефлексия.

-Что вы сегодня узнали важного для себя?

© 2010-2022