Рабочая программа по ДМК

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практикоориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»


«Рассмотрено»

протокол ______________

заседания ШМО учителей

_______________________

«Согласовано»

протокол __________________.

заседания НМС

«Утверждено»

приказ ___________________

Руководитель ШМО

Председатель НМС

Директор школы

Кадочникова С.В.

Сычёва Т.В.

Меха А.В.

_______________

_______________

_______________

Программа допрофильного модульного курса «Экскурсоведение»





Автор-составитель: Никишева Г.А.

Класс: 7-8 классы

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Салехард

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности « Экскурсоведение » разработана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является основнойчастью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированнуюна формирование в первую очередь личностных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.

Актуальность

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практикоориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользовать-

ся справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя, экскурсовода. Школьники приобретают навыки индивидуального, парного, коллективного составлениятворческой работы (презентаций виртуальных экскурсий) по выработанному в проектной деятельности алгоритму.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.

Проектирование виртуальных экскурсий в средней школе является одной из основных задач многогранной и разнообразной по содержанию деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся, а именно их устной и письменной речи. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике - в основе каждого занятия со школьниками во внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

Цели реализации программы:

  1. созданиедеятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  2. формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачами реализации программы учебного предмета являются:

  1. создание в процессе изучения курса условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации;

  2. создание в процессе изучения курса условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  3. созданиев процессе изучения курса условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности.

Общая характеристика курса.

На первых занятиях происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по темам «Творчество Л. Лапцуя», «Улицы города Салехарда», в соответствии с диагностикой проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения первых занятий происходит выбор эффективных форм решения задачи: Творческих мастерских проектировщика, Творческих лабораторий по историческому краеведению. Большое внимание уделяется таким способам сбора

В педагогике XXI века большое значение придается использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания. Также при реализации курса использовались следующие современные образовательные технологии: технология проектного обучения (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т.Шацкий), информационные образовательные, в которой ученик выполняет задания с учетом использования информационных технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения предметного, метапредметного и личностного результата.

Данный курс связан с учебными предметами такими как, Культура народов Ямала, литература (рассматриваем творчество Л.Лапцуя), информатика (создаем презентации).

Количество часов на освоение учебного предмета - 16 часовРеализация часов курса предусмотрена за счет часов школьного компонента. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение полугодия. Курс предназначен для обучающихся 7-8 классов в рамках индивидуальной работы.Занятия проводятся в мини-группах наполняемостью от 3 до 5 человек в виде курса «Экскурсоведение», включённого в учебный план ОУ. Состав групп определяется обучающимися самостоятельно на основе их свободного выбора.

Ожидаемые результаты реализации программы курса.

Личностные результаты:

  1. главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося;

  2. воспитание гражданской идентичности: патриотизма, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  4. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

  1. научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя;

  2. научиться планировать и реализовывать проектную и рефлексивную деятельность;

  3. научиться проводить исследование как части проектирования виртуальной экскурсии;

  4. научиться выполнять исследовательскую работу в ходе проектирования виртуальных экскурсий и производить диагностику результатов.

Формы и методы работы:

- лекции;

- практикумы;

- анкетирование;

- интервью;

- самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;

- дискуссии;

- социологическое обследование;

- рефлексия каждого этапа проделанной работы;

- представление проекта.



Содержание курса

  1. Введение. Подготовка обучающихся к работе над темой курса. Выбор проблемы, определение цели работы. Разработка плана сбора информации. Распределение роли и обязанности внутри команды - 1 час.

  2. Сбор и анализ информации. Этапы исследовательской деятельности. Выход на проблему исследования. Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме из различных источников: СМИ, Интернет, библиотеки, опрос школьников, родителей, педагогов школы, научных работников, встреча со специалистами по данной проблеме, изучение нормативных актов законодательных органов. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Формы и способы записи обработанной информации. Роль ИКТ в научно-исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы - 5 час.

  3. Разработка собственного варианта решения проблемы. Обработка и систематизация полученного материала. Разработка командой программы действий по разрешению проблемы. Разработка варианта реализации своей программы - 4 час.

  4. Лаборатория проектировщика виртуальных экскурсий. (4 часа). Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных работ. Редактирование работ учащихся.

  5. Презентация проекта - 1 час.

  6. Рефлексия. Анализ стадии подготовки и предоставлению материала. Анализ проделанной работы (определить трудности, оценить вклад группы и отдельных участников в проект) - 1 час.







Учебно-тематический план



№ занятия

Тема занятия

Решаемые проблемы

Виды деятельности

1

Введение.

Как выполнить проект на заданную тему и определить проблемные зоны проектирования виртуальных экскурсий в самостоятельной и коллективной деятельности?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской проектировщиков виртуальных экскурсий.

2

Классификация экскурсий. Изучение литературы по теме.

Как организовать самостоятельную работу -исследование в Творческой лаборатории проектировщика виртуальных экскурсий?

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: составление проекта путеводителя для виртуальной экскурсии по темам «Творчество Л.Лапсуя», «Улицы города Салехарда».

3

Показ и рассказ в экскурсии.

Как научиться выполнять творческую работу по алгоритму её выполнения?

Конкурс презентаций по теме «Улица, на которой я живу». Рецензирование, редактирование творческих работ учащихся

4-5

Методика разработки виртуальных экскурсий

Как выработать единые правила организации и проведения защиты творческой работы?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа проектировщика виртуальных экскурсий (подбор видеоматериала).

6

Учебная экскурсия

7-8

Показ виртуальной экскурсии.

9-11

Подбор материала для создания виртуальной экскурсии «Улицы города Салехарда», «Творчество Л.Лапцуя». Интервью.

Как построить и реализовать алгоритм самостоятельного выполнения ?

12-13

Изучение литературы по теме. Историческая память моего города.

Как организовать самостоятельную работу -исследование в Творческой лаборатории?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа проектировщика виртуальных экскурсий (составление текстов для проведения экскурсий).

14

Показ виртуальных экскурсий по темам «Улицы города Салехарда», «Творчество Л.Лапцуя».

Показ виртуальных экскурсий в 5 классах.

15

Презентация проекта.

Как представить творческую работу?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности)

16

Рефлексия.





















Список литературы



  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004.

  2. Савина Н.В., Горбылева З.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. Мн.:БГЭУ, 2004.











© 2010-2022