- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по ДМК
Рабочая программа по ДМК
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никишева Г.А. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В.Королькова»
«Рассмотрено»
протокол ______________
заседания ШМО учителей
_______________________
«Согласовано»
протокол __________________.
заседания НМС
«Утверждено»
приказ ___________________
Руководитель ШМО
Председатель НМС
Директор школы
Кадочникова С.В.
Сычёва Т.В.
Меха А.В.
_______________
_______________
_______________
Программа допрофильного модульного курса «Экскурсоведение»
Автор-составитель: Никишева Г.А.
Класс: 7-8 классы
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Салехард
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Экскурсоведение » разработана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является основнойчастью образовательного процесса в средней школе и направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированнуюна формирование в первую очередь личностных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.
Актуальность
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На практикоориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользовать-
ся справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного проектировщика, исследователя, экскурсовода. Школьники приобретают навыки индивидуального, парного, коллективного составлениятворческой работы (презентаций виртуальных экскурсий) по выработанному в проектной деятельности алгоритму.
Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к изучению истории родного края, школы, семьи с целью формирования основ гражданской идентичности школьника, включая чувство гордости за свою страну, народ, историю, город, школу, семью.
Проектирование виртуальных экскурсий в средней школе является одной из основных задач многогранной и разнообразной по содержанию деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся, а именно их устной и письменной речи. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике - в основе каждого занятия со школьниками во внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Цели реализации программы:
-
созданиедеятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
-
формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачами реализации программы учебного предмета являются:
-
создание в процессе изучения курса условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации;
-
создание в процессе изучения курса условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
-
созданиев процессе изучения курса условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности.
Общая характеристика курса.
На первых занятиях происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по темам «Творчество Л. Лапцуя», «Улицы города Салехарда», в соответствии с диагностикой проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения первых занятий происходит выбор эффективных форм решения задачи: Творческих мастерских проектировщика, Творческих лабораторий по историческому краеведению. Большое внимание уделяется таким способам сбора
В педагогике XXI века большое значение придается использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых технология активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного материала, закрепить и обобщить историко-литературные и теоретические знания. Также при реализации курса использовались следующие современные образовательные технологии: технология проектного обучения (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т.Шацкий), информационные образовательные, в которой ученик выполняет задания с учетом использования информационных технических средств (персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование) для достижения предметного, метапредметного и личностного результата.
Данный курс связан с учебными предметами такими как, Культура народов Ямала, литература (рассматриваем творчество Л.Лапцуя), информатика (создаем презентации).
Количество часов на освоение учебного предмета - 16 часовРеализация часов курса предусмотрена за счет часов школьного компонента. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение полугодия. Курс предназначен для обучающихся 7-8 классов в рамках индивидуальной работы.Занятия проводятся в мини-группах наполняемостью от 3 до 5 человек в виде курса «Экскурсоведение», включённого в учебный план ОУ. Состав групп определяется обучающимися самостоятельно на основе их свободного выбора.
Ожидаемые результаты реализации программы курса.
Личностные результаты:
-
главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося;
-
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
-
научиться корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя;
-
научиться планировать и реализовывать проектную и рефлексивную деятельность;
-
научиться проводить исследование как части проектирования виртуальной экскурсии;
-
научиться выполнять исследовательскую работу в ходе проектирования виртуальных экскурсий и производить диагностику результатов.
Формы и методы работы:
- лекции;
- практикумы;
- анкетирование;
- интервью;
- самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой;
- дискуссии;
- социологическое обследование;
- рефлексия каждого этапа проделанной работы;
- представление проекта.
Содержание курса
-
Введение. Подготовка обучающихся к работе над темой курса. Выбор проблемы, определение цели работы. Разработка плана сбора информации. Распределение роли и обязанности внутри команды - 1 час.
-
Сбор и анализ информации. Этапы исследовательской деятельности. Выход на проблему исследования. Сбор и анализ информации по изучаемой проблеме из различных источников: СМИ, Интернет, библиотеки, опрос школьников, родителей, педагогов школы, научных работников, встреча со специалистами по данной проблеме, изучение нормативных актов законодательных органов. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Формы и способы записи обработанной информации. Роль ИКТ в научно-исследовательской деятельности, алгоритм поиска информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и текстовой информации). Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы - 5 час.
-
Разработка собственного варианта решения проблемы. Обработка и систематизация полученного материала. Разработка командой программы действий по разрешению проблемы. Разработка варианта реализации своей программы - 4 час.
-
Лаборатория проектировщика виртуальных экскурсий. (4 часа). Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных работ. Редактирование работ учащихся.
-
Презентация проекта - 1 час.
-
Рефлексия. Анализ стадии подготовки и предоставлению материала. Анализ проделанной работы (определить трудности, оценить вклад группы и отдельных участников в проект) - 1 час.
Учебно-тематический план
-
№ занятия
Тема занятия
Решаемые проблемы
Виды деятельности
1
Введение.
Как выполнить проект на заданную тему и определить проблемные зоны проектирования виртуальных экскурсий в самостоятельной и коллективной деятельности?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской проектировщиков виртуальных экскурсий.
2
Классификация экскурсий. Изучение литературы по теме.
Как организовать самостоятельную работу -исследование в Творческой лаборатории проектировщика виртуальных экскурсий?
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: составление проекта путеводителя для виртуальной экскурсии по темам «Творчество Л.Лапсуя», «Улицы города Салехарда».
3
Показ и рассказ в экскурсии.
Как научиться выполнять творческую работу по алгоритму её выполнения?
Конкурс презентаций по теме «Улица, на которой я живу». Рецензирование, редактирование творческих работ учащихся
4-5
Методика разработки виртуальных экскурсий
Как выработать единые правила организации и проведения защиты творческой работы?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа проектировщика виртуальных экскурсий (подбор видеоматериала).
6
Учебная экскурсия
7-8
Показ виртуальной экскурсии.
9-11
Подбор материала для создания виртуальной экскурсии «Улицы города Салехарда», «Творчество Л.Лапцуя». Интервью.
Как построить и реализовать алгоритм самостоятельного выполнения ?
12-13
Изучение литературы по теме. Историческая память моего города.
Как организовать самостоятельную работу -исследование в Творческой лаборатории?
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа проектировщика виртуальных экскурсий (составление текстов для проведения экскурсий).
14
Показ виртуальных экскурсий по темам «Улицы города Салехарда», «Творчество Л.Лапцуя».
Показ виртуальных экскурсий в 5 классах.
15
Презентация проекта.
Как представить творческую работу?
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирования собственных затруднений в деятельности)
16
Рефлексия.
Список литературы
-
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2004.
-
Савина Н.В., Горбылева З.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. Мн.:БГЭУ, 2004.