- Преподавателю
- Другое
- Традиционные и инновационные формы массовой работы в школьной библиотеке
Традиционные и инновационные формы массовой работы в школьной библиотеке
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мужагитова Э.А. |
Дата | 22.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Время, требует перемен!
(Традиционные и инновационные формы массовой работы в школьной библиотеке.)
(Слайд № 1) Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческий потенциал, формируют духовную основу личности.
Последние 10-15 лет - период, когда особенно много изменилось в процессе взаимодействия детей и подростков с печатным словом, особенно - с книгой. Развитие все новых каналов коммуникации, расширение информационного пространства и интеграция различных видов медиа привели к тому, что сегодняшнее поколение детей не представляет свою реальность без компьютера.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, библиотека нашей школы, сохраняя традиционные, ищет новые, современные формы массовой работы с детьми. Ибо массовые мероприятия с их использованием различных форм и приемов помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание, как литературных произведений, так явлений и событий.
Одной из таких форм являются компьютерные технологии как один из способов повышения эффективности массовой работы школьной библиотеки.
Новые информационные технологии включаются в массовую работу нашей школьной библиотеки, во-первых, в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов ведения этой работы и, во-вторых, как средство поиска и использования новых методов и форм организации массовой работы с читателями.
В настоящее время мультимедийные ресурсы используются, практически во всех
направлениях деятельности и без них не должно, обходится ни одно крупное библиотечное мероприятие. (СЛАЙД №3) Благодаря ИКТ стало возможным перевести традиционные формы массовой работы на качественно новый уровень.
Такие мероприятия оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.
(СЛАЙД №4) Формы работы со школьниками имеют большое значение в реализации поставленных библиотекой целей. Традиционные формы работы с читателями, такие как устный журнал, читательская конференция, защита читательского формуляра, диспут по книге все эти мероприятия также проводятся в нашей школе.
(СЛАЙД №5) Читательские конференции или ролевые, имитационные игры относятся к активным
методам массовой работы, которые предполагают обязательное участие самих читателей.
Весь процесс проведения конференции зависит не только от их присутствия, но и от
желаний высказать свою точку зрения, услышать отзывы других читателей, поспорить,
отстаивая свое мнение, или согласиться с мнением оппонентов. Читательские
конференции дискуссионны.
(СЛАЙД №6) Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия. Сюда можно отнести литературно-музыкальные, литературно-художественные, музыкально-драматические композиции.
Но время требует перемен.
(СЛАЙДЫ 7,8,9,10,11, 12,13) Мероприятия в форме игр, считаю современным методом обучения и воспитания, обладающим образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры. Основная цель моей работы - активизация познавательной деятельности учащихся на библиотечных уроках, развитие любознательности и познавательного интереса к книге через игровую деятельность. Ведь игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки.
Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.
Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили и проконтролировали полученные знания.
Для участия в занимательной игре никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. В моей практической деятельности все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей.
Литературные игры интересны и полезны школьникам разных возрастов. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
В своей работе стараюсь вводить новые формы массовой работы: игровые, интерактивные: поле - чудес, интеллектуальные викторины, брейн - ринги, виртуальные путешествия и т.п.
Преимущества этих игр в том, что они предполагают элемент соревновательности, дают возможность проявить себя и свои знания. Они способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить знания и начитанность целого класса.
В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года.
(СЛАЙД 14,15,16) В последние несколько лет в зарубежных странах и в России приобрёл популярность Флешмоб (Flashmob) - мгновенная толпа - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляются в общественном месте и в течение нескольких минут выполняют спланированные действия а затем быстро расходятся.
(СЛАЙД 17) Освоение мною новых информационных технологий нашло отражение и в выставочной работе библиотеки. Рекомендательные списки в книг для учащихся в электронном виде: «Компания хороших книг», «Будет в семье лад, коли книге рад!».
(СЛАЙД 18,19) Социальные сети - мини-представительство библиотеки, где есть возможность оперативно поделиться самыми последними новостями о событиях в библиотеке, пригласить на очередное мероприятие, а также выложить свежую медиа-информацию (видео, фото). Также это площадка для общения и обмена мнениями (различные опросы). Молодёжь активно пользуется социальными сетями, так что такое представительство необходимо.
Таким образом, основа обновления форм массовой работы библиотеки это - поворот к
личности ребенка, его потребностям, т.е. значительное улучшение этого направления
деятельности библиотеки на принципе педагогики сотрудничества, сотворчества, личное
общение с юными читателями, при котором каждый ребенок выступает как равноправная
личность, хотя инициатором общения является библиотекарь.
Только при таком подходе к личности ребенка создаются благоприятные условия для
духовного развития, обогащения, самореализации, самовыражения и саморазвития
ребенка в разнообразной деятельности, а книга становится для него источником, питающим его духовные потребности.
Использованные ресурсы:
-
Инькова Л. Творческая лаборатория: стоит обратить внимание : инновационная форма общения: опыт работы / Л. Инькова// Библиотека-2009.-№ 7.-С. 62-63.
-
Опарина Н. П. Литературные игры в детской библиотеке : учебно-методическое пособие. Вып. 67 /И. П. Опарина. - М. : Либерия-Бибинформ, 2007. - 96 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).
-
Ефремова Н. Есть ли перспектива? : досуговая деятельность современной библиотеки
-
/ Н. Ефремова // Библиотека. -2002. - № 2. - С. 18-21.
-
Кондрашкина Е. В. Массовое библиотечное обслуживание : учеб.- практ. пособие / Е.В. Кондрашкина. - М. : Литера, 2012. - 168 с.
-
Мисина Н. Массовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. - 2012. - № 12. -
С. 35-43.
-
Олзоева Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. - М. :
Либерея - Бибинформ, 2006. - 120 с.
-
Смелова О. И. Браво, массовая работа!: опыт работы. / О. И. Смелова // Библиотека. -
2003. - № 2. - С. 16-17.
-
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1966.№.- 6.- 62-68 с.
Подготовила: педагога - библиотекарь
МБОУ СОШ им. Хуснутдинова А.Г.
Мужагитова Эльвира Айдаровна