Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс

Программа  построена  с  учетом  принципов  системности,  научности  и доступности,  а  также  преемственности  и  перспективности  между  различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1) пояснительная записка, 2) содержание рабочей программы, 3) описание места учебного предмета в учебном плане, 4)  учебно-тематический план, 5)  требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 6) перечень объектов и средств материально-технического ...
Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс


Департамент образования

администрации города Липецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23

имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА


РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

МАОУ СОШ №23

г. Липецка Протокол №1

от 29.08.2014 года

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

__________Г.В. Зыкова 29.08.2014 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МАОУ СОШ №23

г. Липецка

№262 от 29.08.2014 года


Рабочая программа учебного предмета

«История»

для учащихся 6А, 6Б, 6В класса

на 2014/2015 учебный год


Разработчик

программы к УМК под редакцией В. А. Ведюшкина

«Всеобщая история. История средних веков 6 класс»;

программы к УМК под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной

«История России 6 класс»

Чеботарева Л.Е., учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории










2014 год

Пояснительная записка

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: 1) пояснительная записка, 2) содержание рабочей программы, 3) описание места учебного предмета в учебном плане, 4) учебно-тематический план, 5) требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 6) перечень объектов и средств материально-технического обеспечения, 7) приложение, содержащее календарно-тематическое планирование (с указанием темы каждого урока, количества часов, отведенных на изучение темы, планируемых результатов, видов, форм контроля, информационного сопровождения, даты проведения каждого урока по плану), 8) оценочные и методические материалы по предмету (приложение № 2).

Цели и задачи


Изучение истории в 5 классе направлено на обеспечение достижения учащимися результатов обучения в соответствии с требованиями ФК ГОС.

Задачи учебного предмета:

• выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.


Программа разработана на основе следующих

нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями).

Указ Президента РФ от 04.02.2010 № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Приказ управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 № 385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014 - 2015 учебный год».

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №23 г. Липецка.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, дисциплин (модулей), рабочих программ для реализации индивидуальных учебных планов МАОУ СОШ №23 г. Липецка, реализующего образовательные программы общего образования (в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).

Приказ МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 27.06.2014 года № 204 «Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год».

Сведения о программе

Программа составлена на основе авторской программы «Всеобщая история. История средних веков 6 класс»под редакцией В. А. Ведюшкина «История Средних веков» - М.: Просвещение, 2012 г. и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков, в который входят также «Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков. 6 класс» (авторы:В. А. Ведюшкин, Н. И. Шевченко).Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6 класс» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2012 г. Опирается на стандарт основного общего образования по истории.

Изменения, внесенные в рабочую программу

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Место и роль предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять простой план, читать историческую карту. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 23 г. Липецка рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). Из них на изучение курса «История средних веков» отводится 35 часов, на изучение курса «История России» - 35 часов. Курсы изучаются последовательно.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Используются современные педагогические технологии: коллективные способы обучения, развивающие, информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей с обществознанием, географией, МХК, литературой. Учебная деятельность на занятиях построена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 6 класса, что создает оптимальные условия не только для усвоения учебного материала, выработки умений и навыков, но и для развития и формирования личности обучающихся.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять простой план, читать историческую карту. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использоваться различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных, осознанно выбираться знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Технологии обучения

При изучении нового материала используются элементы следующих технологий:

технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры ученика);

технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «взаимоконсультаций»);

метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника, контурной картой и дополнительной литературой для учащихся, анализ документов, творческие работы по проблемным вопросам истории.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемых событий; умение давать развернутый ответ по теме, обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, приводить личную оценку изучаемым событиям и фактам. В этом направлении приоритетами являются: постоянное использование межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использование информационно-коммуникационных технологий; организация процесса личностного осмыслением исторического опыта. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися определенной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы.

Виды и формы промежуточного контроля

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: устный опрос, беседа, тестовый контроль, работа с понятиями и терминами, работа с документами, работа с исторической картой и контурной картой, составление таблицы; составление схемы; составление простого плана.

Тему завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить полученные знания на практике.

Промежуточная аттестация по итогам учебного периода - контроль результативности обучения учащегося, осуществляемый по окончании триместра на основе результатов текущего контроля.

Периоды промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком.

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года - вид внутреннего контроля качества образования, проводимого учреждением, в результате которого фиксируется уровень освоения учащимися определенной части образовательной программы (курса, т.п.) и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем уровне обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно).

Промежуточная аттестация учащихся проводится по окончании учебного года в соответствии с локальным актом учреждения. Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года, результаты изучения учебного предмета «История» приведены в разделе

«Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса».

Рабочая программа составлена к учебникам:

В. А. Ведюшкин «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - М.: Просвещение, 2012.

А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» М.: Просвещение, 2012.






ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

предмета «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
6 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (11 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)

Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда».Принятие франками христианства. Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия.
Франкское государство в VI-VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX-XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: феодальная раздробленность, бенефиций, феод, догмат;

уметьназывать:основные черты средневекового общества;

характеризовать: явление Великого переселения народов;

объяснять: причины и значения походов викингов для Европы;

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь - столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII-XI вв.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: прародина, иконопись;

уметьназывать:особенности развития Восточной империи;

характеризовать: страны Востока;

Тема 3. Арабский мир в VI-XI вв. (3 ч)

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: ислам, мусульманин, халифат, мечеть;

уметьназывать:причины успехов арабов;

характеризовать: быт и культуру Востока;

Раздел II. Расцвет Средневековья (11 ч)

Тема 4. Феодальное общество (3 ч)

Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: натуральный оброк, сеньоры, васаллы;

уметьназывать:сословия средневекового города;

характеризовать: новое устройство общества;

Тема 5. Католическая церковь в XI-XIII вв. (2 ч)

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X-XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI-XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены - францисканцы и доминиканцы.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: католицизм, православие;

уметьназывать:причины Крестовых походов;

характеризовать:Клюнийскую реформу;

Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч)

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия.
Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI-XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII-XIV в.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: генеральные штаты, парламент;

уметьназывать:этапы борьбы империи и папства;

характеризовать: изменения во Франции при смене династий;

Тема 7. Культура Западной Европы в XI-XIII вв. (3 ч)

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: рационализм, мистика, схоластика;

уметьназывать:основные черты научного познания в средневековье;

Раздел III. «Осень» Средневековья (7 ч)
Тема 8. Западная Европа в XIV-XV вв. (4 ч)

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание УотаТайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV-XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: уния, централизаторская политика;

уметьназывать:значение возникновения культуры Возрождения;

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв. (3 ч)

Польша в XIV-XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV-XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: уния;

уметьназывать:династические унии.

Раздел IV. Вдали от Европы (5 ч)
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (5 ч)

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: варны, касты;

уметьназывать:основные черты развития стран Азии и Африки;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

35 ЧАСОВ

Введение (1 ч)

Раздел I. Русь Древняя (9 часов)

  1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

(3 часа)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашейстраны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения иприродных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства СеверногоПричерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей

страны в древности.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия:язычество, каганат;

уметьназывать: основные направления расселения народов Древней Руси;

  1. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) (4 часа)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточныхславян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзывосточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

  1. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) (2 часа)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи.Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.Владимир I и принятие христианства.Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи.

Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад

Древнерусского государства.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: союз славян,христианство;

уметьназывать:основные черты христианской религии;

Раздел II. Политическая раздробленность на Руси (8 часов)

  1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - перваяполовина XIII в.)(4 часов)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности.

Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числагородов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русскихземель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынскоекняжества).Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: названия княжеств;

уметьназывать:причины раздробленности Руси;

  1. Культура Руси в домонгольское время (2 часа)

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии.Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах

накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности.Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: зодчество, фольклор, грамоты;

уметьназывать:религиозное влияние Византии;

  1. Борьба с внешней агрессией в XIII в (2часа)

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. ПоходыБатыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовоепобоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада длядальнейшего развития нашей страны.

Раздел III Русь Московская (17 часов)

  1. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.) (4 часа)

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв. Борьба противордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье ичерносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита

и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церквив общественной жизни. Сергий Радонежский.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: иго;

уметьназывать:предпосылки образования российского государства;

  1. Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в (4 часа)

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III.Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны.Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество.Традиционный характер экономики.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: местничество;

уметьназывать:черты традиционной экономики;

  1. Русская культура второй половины XIII - XV вв.(5 часов)

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъемрусского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русскойнародности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве,летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек.Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Требования

Учащиеся должны знать/понимать:

понятия: национальное самосознание;

уметьназывать:описывать культурное развитие Руси;

Резерв 4 часа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Всеобщая история (35 ч)

Тема, раздел

Количество часов


Введение (1 ч)

Раздел I. Раннее Средневековье (11 часов)

1

Западная Европа в раннее Средневековье

5 ч

2

Византия и славянский мир

3 ч

3

Арабский мир в VI-XI вв.

3 ч

Раздел II. Расцвет Средневековья (11 часов)

4

Феодальное общество

3 ч

5

Католическая церковь в XI-XIII вв.

2 ч

6

Разные судьбы государств

3 ч

7

Культура Западной Европы в XI-XIII вв.

3 ч

Раздел III. «Осень» Средневековья (7 часов)

8

Западная Европа в XIV-XV вв.

4 ч

9

Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV вв.

3 ч

Раздел IV. Вдали от Европы (5 часов)

10

Страны Азии, Африки и Америки

5 ч

История России (35 ч)

Тема, раздел


Количество часов


Введение (1 ч)

Раздел I. Русь Древняя (9часов)

1

Народы и государства на территории нашей страны в древности

3

2

Восточные славяне в древности(VI-IX вв.)

4

3

Древнерусское государство (IX - начало XII в.).

2

Раздел II. Политическая раздробленность на Руси (8часов)

4

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.)

4

5

Культура Руси в домонгольское время

2

6

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

2

Раздел IIIРусь Московская (17 часов)

7

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

4 ч

8

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в.

4 ч

9.

Русская культура второй половины XIII - XV вв.

5 ч

Резерв

4 ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА


Изучение курса «История средних веков»

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Средних веков; выдающихся деятелей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;изученные виды исторических источников;

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Изучениекурса«История России»

Учащиеся должны знать/понимать:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся


ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ

МАТЕРАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для изучения курса «История»должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • учебные пособия для учебного курса «История»;

  • В. А. Ведюшкин «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - М.: Просвещение, 2012

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.» М.: Просвещение, 2012.

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран и др.);

  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер.

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «История» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи, научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • энциклопедическая и справочная литература;

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы;

  • комплект таблиц по курсу истории древнего мира;

  • комплект исторических карт по курсу истории средних веков и истории России.










ЛИТЕРАТУРА

1.Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академическийшкольный учебник» 5-11 классы М., Просвещение 2010 .

2. Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.

3. В. А. Ведюшкин «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - М.: Просвещение, 2012.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.» М.: Просвещение, 2012.

5.«Методические рекомендации к учебнику «История Средних веков». 6 класс» (авторы:В. А. Ведюшкин, Н И. Шевченко) М.: Просвещение, 2010

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории России с древнейших времен до конца XVI века.


© 2010-2022