Этические основы взаимодействия учителя и ученика

Тема взаимодействия между обучающимся и педагогом на сегодняшний день наиболее актуальна. В обучении и воспитании никак нельзя обойтись без общения между учителями и детьми. В школе все без исключения основывается на взаимоотношениях педагогов и учащихся. Этические основы взаимодействия учителя и ученика заключается в соблюдении правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики.Основу этического отношения учителя и ученика составляет уважение к ребенку. Опрос...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Д.П.Алексеенко, А.А.Хорошая

ЛПИ - филиал СФУ

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Тема взаимодействия между обучающимся и педагогом на сегодняшний день наиболее актуальна. В обучении и воспитании никак нельзя обойтись без общения между учителями и детьми. В школе все без исключения основывается на взаимоотношениях педагогов и учащихся. Во взаимодействие вступают два разных внутренних мира: мир преподавателя (навык, честность, дисциплинированность, познания, ценностные ориентации его поколения) и мир ученика (формирования личности: желание все без исключения постичь, попробовать). Причинами конфликтных ситуаций могут быть: противоречия между интересами учителя и школьников; из - за особенностей характера, темперамента; различное видение учителями и учениками одних и тех же событий. Основной причиной происхождения конфликтов является недостаток взаимопонимания между учителем и учеником. Удачное решение подобных столкновений находится в зависимости с организуемым диалогом между педагогом и школьником. В настоящее время единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует, ведь у каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями, свои методы преподавания. Успешность обучения по предмету у учащихся нередко зависит от личности учителя и манеры его общения с классом. В международных документах и нормативных актах указано, каким образом должен вести себя учитель, при общении с детьми. В рекомендациях ЮНЕСКО «О Положении Учителей» от 05.10.1966 г. указано, что учитель должен «вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером для учеников» [2]. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. Правовые нормы и ответственность за их нарушение определены законодательством. Что касается нравственных и этических норм, то образовательная организация может установить их самостоятельно» [3].

В толковом словаре С.И.Ожегова «этика» понимается как совокупность норм поведения (обычно применительно к какой - нибудь группе). Также в словаре С.И.Ожегова слово «норма» трактуется как узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего - либо [1].

Взаимоотношения «педагог - обучающийся» -одна из основных педагогических проблем. Педагог - это тот, кто делится своими познаниями, мудростью и навыками, которые он приобрел в процессе жизненного пути, а учащийся их перенимает. В случае если взаимодействия «педагог - учащийся» не соответствуют потребностям двух субъектов, в таком случае о качестве преподавания говорить нельзя, таким образом сам факт взаимодействия станет не возможен. Существует и обратная проблема: можно создать весьма удобные взаимоотношения с учащимся, но их применимость с точки зрения решения развивающихся проблем станет наименьшая.

В психолого-педагогической литературе выделяются основные этические нормы, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками: уважение учителем каждого из своих воспитанников, доверие к ним, внимательное отношение к их внутреннему миру, чуткость и доброжелательность. В разных документах этические основы трактуются по разному, но несут одну и туже суть.

Таблица 1.

Историко-педагогические и нормативно-правовые аспекты педагогической этики

Историко-педагогический аспект

Нормативно-правовые документы в области образования в РФ

Уставы общеобразовательных учреждений РФ

Отношения учителя с учеником, родителями, коллегами

«Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами» (Я.А.Коменский)

«Как пример отца должен учить ребенка уважению к своему воспитателю, так пример воспитателя должен побуждать ребенка к тем действиям, которых он требует от последнего».(Д.Локк)

Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим (Кодекс профессиональной этики учителя )

Учителю необходимо вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения. Этикет учителя требует в общении с обучающимися, их родителями, коллегами по работе как при исполнении своих трудовых обязанностей, так и во вне рабочих отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность. (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Москвы «школа №1400»)

Принципы этики

«Всех людей следует вести к одним и тем же предметам мудрости, нравственности и благочестия».(Я.А.Коменский)

«Если следует поощрять в детях щедрость, то уж конечно нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать».(Д.Локк)

  1. Принцип гуманности.

Учитель должен уважать честь и достоинство ученика, его родителей, своих коллег.

Принцип законности.

Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. Принцип демократичности.

Общение учителя с учеником основано на взаимном доверии.

  1. Принцип справедливости. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

  2. Принцип профессионализма. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. Учитель заботится о собственном непрерывном профессиональном образовании.

  3. Принцип взаимного уважения.

При исполнении должностных обязанностей учитель должен придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, соблюдать правила делового этикета.

(Кодекс профессиональной этики учителя )

Учитель по своим убеждения обязан уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верования различных народностей

Основой этического поведение является честность, справедливость, доброта, уважение к другим, забота о других, вежливость, взаимопомощь. Все перечисленные нормы должны присутствовать у каждого преподавателя.

Исследовательская часть нашей научной статьи заключалось в опросе студентов-будущих педагогов и учеников. Были заданы следующий вопрос: Какими этическими норами должен обладать преподаватель? Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты опроса студентов

Этические нормы

Процентное соотношение

Вежливость

100%

Умение расположить к себе ребенка

94,7%

Умение конструктивно вести диалог

94,7%

Нравственность

93,2%

Данные опроса показывают, что большинство опрошенных студентов и учеников считают, что учитель должен быть вежливым, нравственным, также должен уметь расположить к себе ребенка, уметь конструктивно вести диалог.

Таким образом, этические основы взаимодействия учителя и ученика заключается в соблюдении правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики. Основу этического отношения учителя и ученика составляет уважение к ребенку. Опрос показал, что этическими качествами личности и умениями педагога, должны быть нравственность, вежливость, умение расположить к себе ребенка и конструктивно вести диалог.

Список использованных источников:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1981

2.Рекомендации ЮНЕСКО «О Положении Учителей» 5 октября 1966г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: main.edsites.ru/files/consulting_docs/unesco_recommend.pdf

3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: main.edsites.ru/files/consulting_docs/273-fz.pdf




© 2010-2022