Конспект аттестационного внеклассного занятия Давайте жить дружно!

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ивановская школа-интернат имени Е.Д. Стасовой»





Модель внеклассного занятия

«Давайте жить дружно!»

Тренинг с элементами игры

Выполнила:

Абрамова Елена Николаевна,

воспитатель



Иваново - 2014 г.

Конспект занятия


Аттестуемый педагог Абрамова Елена Николаевна

Тема: «Давайте жить дружно!».

Возраст воспитанников: 12-13 лет.

Тип занятия: тренинг с элементами игры

Цель занятия: способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить в мире с другими людьми.

Задачи занятия:

Образовательные (овладение различными видами предметной деятельности):

  • Приобретение учащимися знаний о правилах общения с друзьями.

  • Введение в словарь детей новых понятий, слов.

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):

  • Развитие наблюдательности.

  • Развитие эмоциональной сферы воспитанников.

  • Развитие способности к самоанализу, умения логически мыслить и аргументированно вести беседу.

  • Развитие уважительного отношения к окружающим.

Воспитательные (развитие личностных качеств):

  • Формирование толерантного сознания школьников.

  • Воспитание любви и уважения к людям.

  • Эмоциональная разгрузка учащихся.

Оборудование и технические средства обучения

Наглядные пособия:

  1. Видео-презентация

Словарь: симпатия, антипатия, поблажка, оправдание, аргумент, толерантность

Рабочие материалы для учеников:

  1. Тексты пословиц

  2. 8 красных квадратов и 9 синих квадратов

  3. Таблички со словами «ДА» и «НЕТ».

  4. Две одинаковые фотографии

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, притча из пособия для педагога «Миротворчество и толерантность».

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

Цель для воспитателя: тщательная подготовка мероприятия, обеспечивающая профессиональный уровень проведения, содержательность, качество исполнения.

Цели для воспитанников:

-формирование чувства сопричастности к общему делу; - желания оказаться включенным в работу.

Выбор темы, написание сценария, подбор музыкального сопровождения, разработка презентации к мероприятию, оформление дидактического материала.

Ранее был проведен цикл мероприятий по теме «Толерантность». Сегодняшнее занятие является звеном в продолжение изучения темы.


2. Организационный этап

- организация начала занятия;

-мотивация деятельности.

Цели для воспитанников:

- включиться в деловой ритм занятия;

- усвоить новые слова.

Цели и задачи для воспитателя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу занятия;

- включить воспитанников в деловой ритм занятия;

- познакомить с новыми словами.

Методы организации работы:

диалог с участниками мероприятия

Методы мотивирования рабочей активности учащихся:

-знакомство с гостями,

-музыкальный фон,

-доброжелательный настрой педагога

Звучит песня о дружбе.

- Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня к нам на занятие пришли гости.

Это представители Горметодцентра г. Иванова и педагоги нашей школы.

- Им тоже будет интересно послушать то, о чем мы сегодня будем говорить и, может быть, поучаствовать в беседе.

- Поприветствуем их.

- На предыдущих занятиях по теме «Толерантность» мы с вами уже говорили об отношении к другим людям. Мы знаем, каким оно должно быть.

- Вспомните, что такое «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»?

(термин появляется на экране)

(после ответов детей на экране дается толкование слова: - это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям; уважение к другим культурам, религиям.)

- В окружении каждого из вас есть люди, к которым вы относитесь с СИМПАТИЕЙ (слово на экране). То есть, это как?

(на экране дается толкование слова по Ожегову - «Симпатия - влечение, внутреннее расположение к кому-либо»). Вы правы.

- Но знаем также и то, что в нашем окружении есть люди, которых мы не совсем понимаем, с которыми не стремимся общаться. Не исключены и отношения неприязни, даже враждебности. Почему так бывает?

Чаще всего такое отношение к человеку мы объясняем его недостойными поступками и словами, которые нам неприятны. А иногда наше неприятие другого человека мы никак не объясняем, даже не задумываемся об этом.

- Каким одним словом можно назвать такое отношение к человеку?

(на экране дается слово «АНТИПАТИЯ» и после ответов детей на экране появляется его толкование по Ожегову - «Антипатия - чувство неприязни, нерасположения к кому-либо»).

- А как мы относимся к своим друзьям?

- Можем ли мы ко всем людям относиться с симпатией?

- Но почему же не всегда и не со всеми у нас складываются дружеские отношения?

Дети сидят полукругом перед экраном.

Приветствие воспитанниками всех присутствующих.

Ответы детей.


- Дружелюбно, с любовью, с нежностью.


Ответы детей.


- Антипатия.


- С симпатией, дружелюбно.

Ответы детей .

Ответы детей.

3.Актуализация опорных знаний.

Цели для воспитанников:

- сформулировать тему мероприятия;

- определить практическое значение содержания мероприятия для своей жизни;

- снять эмоциональное напряжение;

- создать предпосылки к лучшему пониманию друг друга.

Цели и задачи для воспитателя:

- формулировка цели и задач, ожидаемых результатов

мероприятия совместно с воспитанниками,

- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Методы мотивирования активности учащихся:

- метод словесного поощрения.

- Вы хотите об этом поговорить?

- А сейчас для нашего класса это актуально?

- Почему?


- Так давайте эти вопросы и сделаем темой нашей сегодняшней встречи.


(На экране высвечивается название)

РАЗМИНКА. «Пожелания друг другу»

- Давайте начнем с того, что пожелаем друг другу что-то доброе на день, и сделаем это так. Рассчитайтесь на первый-второй. 1 и 2 объединитесь в пары. Вы оба пожелайте друг другу что-то приятное на сегодняшний день.

- Расскажите, что вы чувствовали, какие испытывали трудности, высказывая свое пожелание?

- А какие чувства вы испытывали, получая пожелания?

- Ответы детей

- Потому что мы не всегда бываем дружелюбны, не умеем скрывать плохое настроение, бываем грубы.


Дети сидят полукругом.

Каждый ребенок высказывает свое пожелание своему партнеру.

- Волнение, сложность в составлении текста. Дружеское отношение и уважение к товарищу.

- Приятно.

4. Приобретение новых социальных знаний.

Цели для учащихся:

- усвоение толкования новых слов,

- приобретение коммуникативных и рефлексивных умений через работу в коллективе;

- выработка умения аргументировать ответ;

- формирование установки на взаимопонимание.

Цели и задачи для воспитателя:

- дать понять детям, что нельзя судить о человеке поверхностно, не узнав его;

-формирование навыков самостоятельной работы;

- развитие прогностических возможностей и интуиции;

- формирование умений эффективной коммуникации;

- пополнение словаря детей новыми понятиями.

Методы и приемы организации работы:

- анализ текста стихотворения;

- игра в экспертов;

- ситуация выбора;

- проблемная игра;

- самоконтроль.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

- проявление организованности при формировании групп;

- знание правил организации групповой деятельности;

- успешное самостоятельное принятие решения;












































5. Закрепление материала - подведение итогов занятия. Рефлексия.

Цели для воспитанников:

- научиться на практике принимать самостоятельные решения;

- приобрести умение находить варианты решения и анализировать результаты и последствия решения;

- научиться слушать собеседника и принимать точку зрения другого;

- научиться аргументировать собственную точку зрения;

- учиться осознавать практическую значимость освоенного нового материала.

Цели и задачи для воспитателя:

- обеспечение педагогической поддержки в приобретении воспитанниками знаний и умений;

- диагностика осознания практической значимости освоенного ребенком нового материала.

Результат работы:

- настроить детей на миролюбивый лад, заинтересовать в желании находить пути для развития добрых отношений с окружающими людьми.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:

- умение соотносить содержание прослушанного материала, выделять главное, делать выводы применительно к себе.

Критерии, позволяющие определить степень актуальности для воспитанника нового материала:

- заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и стремление научиться применять их в практической деятельности;

- активность на всех этапах занятия;

- востребованность проекта.

- На экране стихотворение

-Кто хотел бы его выразительно прочитать?

« Мне бабка мудрое сказала слово:

«Наука трудная - понять другого.

Другого если судишь без труда,

То от себя себе не жди суда!»

Чужую душу поняла я позже,

Теперь себя судить я стала строже.

Себе поблажек не хочу давать,

Зато других стараюсь оправдать.

Но сердце у меня от боли сжалось,

О, если б та наука всем давалась:

Себя судить на всем своем пути,

А другу оправдание найти».

(Фазу Алиева)

- Какие слова вам не понятны?

- Что такое «ПОБЛАЖКА»? (слово на экране)

(после ответов детей на экране дается толкование слова по Ожегову - «Поблажка - послабление, снисхождение по отношению к кому-либо»)

- Как вы понимаете слово «ОПРАВДАНИЕ»? (слово на экране)

(после ответов детей на экране дается толкование слова по Ожегову - «довод, которым можно оправдать, объяснить, извинить что-нибудь»)

- А теперь вернемся к стихотворению. О чем это стихотворение? Как вы понимаете смысл этих строк?

( комментирую ответы детей)

- Да, в каждом человеке есть и недостатки и достоинства.

- Хотите поэкспериментировать, попробовать поискать разные качества характера человека? Следующее задание поможет нам в этом.

.

ИГРА В ЭКСПЕРТОВ «Два лица одного портрета»

- У меня в руках квадраты 2-х цветов. Каждому из вас нужно взять один жетон.

- Теперь те, у кого красные квадраты, подойдите к окну. Те, у кого синие квадраты, подойдите к двери. Вы разделились на две команды.

- Я каждой из команд дам по фотографии.

(показываю обеим командам одну и ту же фотографию, но дети об этом не знают)

- Задание первой команде. На фото изображен преступник. Опишите черты его лица. Если сможете, то и характера.

- Задание второй команде. Вам я показываю портрет студента, участника команды КВН. Задание то же.

(На задание отводится 2 минуты.) (фоном звучит муз. Грига «Утро»)

- Итак, обсуждение закончили. Выслушаем словесный портрет представителя

1-й команды.

- Какую характеристику даст вторая команда?

- Ребята, сейчас присядьте на свои места (забираю фотографии).

- Открою вам секрет: Фотография была одна и та же. (Показываю)

- Так почему же два описания одного и того же человека оказались такими разными?

- Какой из этого можно сделать вывод?

ВЫВОД:

- Нельзя судить о человеке, не узнав его. В каждом из нас есть и плюсы и минусы. Когда мы видим в человеке хорошее, подчеркиваем его достоинства и помогаем избавиться от недостатков, тем самым делаем человека лучше и становимся лучше сами.

ИГРА «СЛОЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(За стульями стоят два стола. На них лежат по комплекту разрезанных пополам пословиц).

- У вас есть две команды. Каждая команда должна пройти к своему столу. На столах лежат половинки пословиц. Пословиц всего пять.

Бой красен мужеством, а приятель мужеством

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба и братство дороже богатства.

(на экране для зрителей выводятся пословицы с перепутанными вторыми частями)

-Сейчас узнаем, чья команда быстрее соберет пословицы.

(фоном звучит музыка)

-Послушаем пословицы команды, которая справилась первой.

-Вторая команда, вы согласны с ответами ваших соперников?

- Что общего вы заметили между всеми пословицами?

- Молодцы! Займите свои места.

- Несмотря на то, что мы стремимся жить в мире и согласии, ссор и конфликтов зачастую избежать невозможно. Вы согласны со мной?

- Конечно, у каждого человека на любой вопрос есть свое мнение или свой ответ. Часто на одно и то же действие или слова бывают совсем разные реакции.

Есть такая игра «Шнуровка», когда одним надо обрисовать ситуацию с положительной точки зрения, а другим с отрицательной. И каждый должен объяснить свою правоту, свою точку зрения, т.е. аргументировать ответ.

- Что такое АРГУМЕНТ? (Слово на экране)

(после ответов детей на экране толкование слова - «довод, доказательство»)

- ИГРА «ШНУРОВКА»

- Ребята, давайте разделимся на две команды и сядем в два полукруга.

(У меня в руках две таблички «Да» и «Нет»)

- Я буду задавать вопросы, а каждая команда дает свой ответ в соответствии с табличкой, которую я покажу, и аргументирует (объясняет) его.

(Вопросы поочередно появляются на экране)

1. Глупо рисковать ради другого человека?

2. Уборка территории школы - бесполезное занятие?

3. Можно ли обидеть друга, если у тебя плохое настроение?

4. Правильно ли уступить другу в споре?

- Чему вы научились, играя в «Шнуровку»? Трудно ли вам было аргументировать, объяснять свой выбор ответа?

- Возникало ли у кого-то из вас желание согласиться с аргументами противоположной команды?

- Почему?

ВЫВОД: Даже если мы очень хорошо знаем ответ на вопрос в определенной ситуации, нам всегда полезно обдумать свой ответ, а потом его озвучить, чтобы самому не выглядеть глупо и чтобы никого не обидеть.

- Аргументировать свой ответ очень важно, для того, чтобы не давать бездумных ответов и не совершать бездумных поступков, как это случилось в притче, которую вы сейчас услышите.

(читаю притчу)

ПРИТЧА «СУДЬБА КУВШИНЧИКА»

«Маленький глиняный кувшинчик для воды стоял на столе. В углу комнаты на кровати лежал больной, томимый жаждой.

-Пить! Пить! Пить!.. - поминутно просил он.

Мольба больного была так жалобна, что даже кувшинчик не выдержал. Он переполнился состраданием и, прилагая невероятные усилия, подкатился к постели больного, остановившись возле самой его руки.

Больной открыл глаза, и взгляд его упал на кувшинчик. Собрав все свои силы, он поднял кувшинчик и прижал его к горячим губам, но тут понял, что кувшин пуст. Последние силы больной потратил на то, чтобы швырнуть кувшинчик в стену. Тот разлетелся на бесполезные куски глины».

- Додумайте до конца притчу. Как бы вы закончили эту историю?

- ВЫВОД: « Никогда не уподобляйся этому больному - не превращай в куски глины тех, кто стремится тебе помочь. Даже если их попытки тщетны, оцени по достоинству их усилия».

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы не приняли предлагаемую кем-то помощь?

- Почему?

- Как нужно относиться к человеку, который, пусть даже неумело, протягивает вам руку помощи?

- Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

Рефлексия:

(На экране все шесть терминов, усвоенных во время мероприятия без толкования - толерантность, симпатия, антипатия, поблажка, оправдание, аргумент.)

- Взгляните на экран. Вы сегодня пополнили свой личный запас слов новыми терминами. Вспомните, что означает каждый из них.

- Вам понравилась сегодняшняя встреча?

- О чем бы вы рассказали своим друзьям, кто не был сегодня с нами?

- Но прежде давайте попросим Светлану Николаевну наши мысли превратить в правильные предложения и набрать на компьютере.

- Посмотрите на экран.

(на экране грамотно оформленные высказывания детей).

Подумать только, мы с вами сейчас занимались ни чем иным, как настоящим законотворчеством. Мы составили свод правил. У нас практически получилась Памятка «Как жить дружно». Сегодня по окончании занятия мы ее распечатаем и повесим в классе для дальнейшей доработки. Что-то добавим, что-то уберем. А к следующему занятию по теме «Толерантность» мы доработанную Памятку распечатаем и будем сами учиться по ней жить, и подарим ребятам других классов.

ПАМЯТКА «Давайте жить дружно!»

- сохраняй спокойствие, когда сердишься;

- владей собой, имей выдержку и хладнокровие;

- имей терпение выслушать собеседника;

- спокойно объясни свою точку зрения;

- подумай, из-за чего возник спор;

- прежде, чем судить о человеке, узнай его

поближе.

- А на прощание я хочу подарить каждому из вас ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДРУЖБЫ:

«Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе» (выводится на экран).

Спасибо, ребята, за активное участие в сегодняшней встрече. Спасибо всем присутствующим.



Ребенок читает с экрана стихотворение Ф.Алиевой.





Дети дают ответы.




Возможный ответ детей:

- Прежде, чем судить другого, надо обратить внимание на свои недостатки.


Дети разбирают жетоны и разбиваются на 2 команды.



Первая команда начинает обсуждение.

Начинает обсуждение вторая команда.

Возможный ответ детей:

- Этот человек злой, непримиримый, хитрый, некрасивый, неприятный, с резкими чертами лица, взглядом исподлобья и с неприятной улыбкой.

- Симпатичный, веселый, умный, добрый, отзывчивый, остроумный, воспитанный. С открытым взглядом, с приятной улыбкой.

Дети сидят полукругом.


Ответы детей. Дети пробуют сделать вывод. Если затрудняются - я помогаю.



Дети встают около столов, на которых лежат пословицы. Собирают тексты на скорость.




Дети зачитывают пословицы.

Дети дают ответы.

- Все они о дружбе.

Ответы детей.



Ответы детей.

Дети садятся в два полукруга.

Команды дают аргументированные ответы:

- Да. Он не оценит.

- Нет. Так у меня будет возможность его спасти.

- Да. Завтра снова намусорят.

- Нет. Когда чисто, не каждый бросит бумажку.

- Да. Он простит.

- Нет. Иначе я перестану уважать себя.

- Да. Ему будет приятно.

- Нет. Истина дороже.

- Мы научились давать объяснение своему ответу, аргументировать его.

Ответы детей.




Дети слушают притчу.





Дети предлагают варианты ответов.


Ответы детей.

- Нельзя обижать человека, который желает вам добра, надо быть благодарным




Ответы детей.


Поднявшие руку, ребята отвечают.












Литература:

  1. Пособие для педагогов «Миротворчество и толерантность».

  2. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка».

  3. Вачков И. «Толерантность в школе» статья в журнале «Школьный психолог» № 5, 2009 г.

  4. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга». Ось-89-1999

  5. Рудомино М. «Мы разные, но мы дружим» 2003 г.

  6. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» Генезис. М. 2003 г.



© 2010-2022