Эффективная образовательная среда. Статья, презентация

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективная образовательная среда школы-
важнейшее условие реализации ФГОС общего образования

Кожина Надежда Николаевна, учитель английского языка КГАОУ «Краевой центр образования», г. Хабаровск, 2015 год.

Школа - это не просто учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, это место, где он проживает значительную часть своей жизни. Вся деятельность педагогов нашей школы основана на четком понимании, что ребенок и его родители доверяют нам свое самое ценное достояние - жизненное время и жизненные силы, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса их запросов. Цель нашей образовательной деятельности заключается в предоставлении каждому обучающемуся индивидуальных образовательных услуг для выявления и развития способностей обучающихся на основе организации комплекса соответствующих условий и возможностей.

Условия - это внутренняя среда каждого учреждения. В разное время и в разных школах она различна.

Среда школы - среда обучения

Эффективная образовательная среда школы - совокупность условий и возможностей (социальных, культурных, психолого-педагогических), реализация которых позволяет достигать планируемых результатов. Образовательная среда является важнейшим условием реализации ФГОС, основной образовательной программы общего образования.

Специфика нашей образовательной деятельности заключается:

• во-первых, в системности, благодаря которой обеспечивается неразрывное единство целенаправленного воспитания и качественного обучения каждого школьника;


• во-вторых, в исключительно высокой степени вариативности, благодаря которой для каждого ребёнка подбирается индивидуальная образовательная траектория, отвечающая его личностным возможностям и жизненным планам;


• в-третьих, в аутентичности, благодаря которой каждому школьнику обеспечивается тот объем и темп усвоения содержания образования, который наиболее точно соответствует его индивидуальности.

Применение технологии концентрического обучения (блочное преподавание предметов, погружение, опора на межпредметные связи, работа по опережающим заданиям, использование приёмов кодирования учебного материала) позволяет усвоение обучающимися большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счет большей ее систематизации (обобщения, структурирования) и иного, (отличного от традиционного) временного режима занятий

Деления на классы как такового в нашей школе нет, а есть учебные группы и группы тьюторского сопровождения. Обучение по индивидуальному учебному плану, выбор занятий по интересам возможны только при условии работы в малых группах, поэтому мы перешли от классно-урочной системы к индивидуально-групповой.

Образовательная среда - зона коллективного взаимодействия

Особенностью обучения в основной школе является вариативность образовательных программ: базовых, пропедевтических, предпрофильных, факультативных, углубленного изучения предметов, программ тьюторов и разнообразной внеурочной деятельности. Учебные программы ориентированы на запросы обучающихся в выборе предметов и уровня изучаемого материала для формирования индивидуальных учебных маршрутов.

Образовательная программа разработана так, чтобы у школьника, начиная уже с пятого класса, появилось максимальное пространство выбора с учетом его интересов и потребностей.

Школьник обязательно получает базовыйуровень, а вот как использовать вариативную часть образовательных областей, он либо определяет сам, либо в той или иной степени следует рекомендациям учителя, тьютора, родитьелей.

Образовательным приоритетом учебной деятельности является разноуровневое обучение. Мы организуем учебную деятельность таким образом, что каждый обучающийся имеет возможность овладевать учебным материалом по предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Разноуровневое обучение осуществляется по всем предметам инвариантной части учебного плана в параллелях с 5 по 11 классы. На протяжении всего обучения действует система тестирования и в любой момент, если обучающийся покажет более высокие результаты и изъявит желание перейти в другую группу, более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность. Перевод школьника в другую группу может происходить как по инициативе преподавателя, так и обучающегося и родителей, законных представителей.

В чём мы видим преимущества?

Разноуровневое обучение дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям обучающихся к отдельным предметам. Относительно однородный состав групп позволяет учителю ориентироваться на учеников примерно одного уровня знаний и обученности.

Индивидуальная образовательная траектория обучающихся включает участие в межпредметных и метапредметных проектах, которые объединяют, например, химию, биологию, физику и информатику или историю, литературу и географию. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования и развития у обучающихся способностей к исследованию, организации и участию в коммуникации, учению (освоению новых способов деятельности).

Пропедевтические программы в 5 классе, например по химии, физике, географические полевые практики в 6 классе обеспечивают раннюю профилизацию или углубляют знания и умения обучающихся в конкретных предметных областях.

Обеспечение успешной социализации каждого школьника, его возможность не только к эффективному функционированию в предложенной образовательной среде, но и к активному формированию этой среды в соответствии со своими жизненными целями, способствует личностному росту, осмыслению своего места в обществе и своего жизненного пути, самостоятельности и ответственности, стремления к раскрытию своих способностей, постоянному самосовершенствованию.

Построение учебного плана в старшей школе обеспечивает возможность более глубокого изучения отдельных предметов, дифференциацию содержания естественнонаучного, гуманитарного и математического образования в соответствии с интересами и потребностями обучающихся. Каждый старшеклассник вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых в пределах допустимой учебной нагрузки, а также выбрать уровень изучения предмета: базовый, профильный или углубленный. Структура профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов является достаточно гибкой, так как обучающиеся имеют возможность изучать отдельные интересующие их профильные и элективные курсы, из которых складывается индивидуальный учебный план.

Рациональное комплектование классов в основной и старшей школе обеспечивается вариантом многофункционального группового деления. Наличие выбора предметов для ИУП привело к необходимости составления гибкого и мобильного расписания. Для обеспечения индивидуального выбора и возможности разноуровневого обучения в расписании также предусмотрено сквозное распределение предметов в параллелях.

Эффективная образовательная среда - это среда, которая позволит решать сложные задачи. И в том числе организацию коммуникации и взаимодействия. Что для этого нужно сделать? Не просто проводить ученические конференции и учительские семинары, разрабатывать и апробировать какие-то новые практики, а делиться идеями, предъявлять их другим школам. И если произойдёт их воспроизведение в других организациях, тогда мы получим результат. Результат преобразования себя - рост каждого: ученика, учителя, администратора, родителя.

© 2010-2022