Роль маркетинга в образовательной инновации

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИННОВАЦИИ

Экономическая реформа в России затронула не только экономику, но и систему профессионального образования. Основными принципами маркетинга образования на настоящее время являются: разработка и внедрение в образовательную практику инноваций, основанных на точном знании потребностей студентов, а также лиц, желающих заниматься самообразованием, повысить свою квалификацию, приобрести вторую специальность и т.д. К числу ключевых проблем, следует отнести дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, как в целом, так и по отдельным профессиям. То есть, по данным службы занятости можно сделать вывод, что именно высококвалифицированные специалисты со средним специальным образованием плохо востребованы рынком труда, в частности, из-за отсутствия спроса на полученные специальности или низкий уровень подготовки. Поэтому маркетинг в образовательном учреждении должен быть направлен и на удовлетворение потребностей социального заказа общества на подготовку специалиста с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами. В настоящее время рынок профессионального образования активно развивается, что определяет необходимость использования методологии маркетинга: анализ рынка профессионального образования; теоретические основы маркетинга образования; маркетинговые исследования образования; маркетинговая среда образовательных учреждений; поведение потребителей образовательных услуг; маркетинговые коммуникации в сфере образования; управление маркетингом в образовательном учреждении.

C изменением социально-экономических отношений, становлением рынка в России входят в жизнь все необходимые атрибуты рыночной экономики, включая такой первостепенный фактор самоокупаемости и залог процветания, каковым по праву является маркетинг. Происходит смена командно-административных методов управления государственным образованием на широкий спектр государственных, муниципальных, частных, отечественных и зарубежных учреждений, предлагающих широкий выбор разнообразных способов получения разностороннего образования. По мере углубления и расширения рыночных отношений растет зависимость образовательных учреждений разнообразных форм собственности и сфер деятельности от маркетинговых исследований. Реальная практика наглядно демонстрирует огромный интерес со стороны перспективных образовательных учреждений к научно обоснованному сопровождению своей деятельности в режиме маркетингового мониторинга. По мере развития рыночных отношений в российском обществе значительно углубляется связь между образованием и карьерой с одной стороны и образованием и коммерцией - с другой. Кроме того, маркетинг позволяет изучить реальный спрос на те или иные формы образования, ситуацию в системе образования, основные проблемы в подготовке специалистов, дополнительные знания, необходимые специалистам для профессиональной карьеры, зависимость карьеры от образования, перспективные формы получения образования и повышения квалификации и др. вопросы. С другой стороны, маркетинг позволяет выявить категории населения, способные потреблять предлагаемые образовательные услуги в различных регионах, определить реальную стоимость услуг, контролировать процесс вхождения образовательных учреждений на рынок. В случае необходимости маркетолог может оперативно корректировать рекламную кампанию, рекомендовать к внедрению популярные образовательные услуги, контролировать процесс жизнедеятельности конкретного образовательного учреждения. Особую роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей. Именно он осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом.

В обществе, в предпринимательских кругах, складывается устойчивое мнение, что образование является выгодным и перспективным вкладом капитала. Это в свою очередь способствует росту престижа в обществе интеллектуальной собственности личности. Данные тенденции обуславливают рост потребности в расширении рынка образовательных услуг. Следствием этого процесса является повышение избирательности и требовательности со стороны потребителей к качеству и номенклатуре знаний. Для того чтобы "удержаться на плаву» любое учреждение, нуждается в маркетинговом обеспечении и сопровождении своей деятельности. Отсутствие маркетинга в экономике приводило к выпуску миллионов типовых изделий, совершенно не пользующихся спросом, и как следствие к дефициту импортной продукции, выпущенной по всем правилам маркетинга. В образовании отсутствие маркетинга чревато колоссальными затратами на подготовку специалистов, которые заведомо не найдут применения своим навыкам, дефициту действительно необходимых специалистов, отсутствию профессионализма у молодых специалистов. При этом производство может быть материальным, интеллектуальным и даже духовным. Мониторинговые индикаторы свидетельствуют о том, что образование в РФ находится в глубоком кризисе.

Особенностью образовательной сферы является то, что потребитель образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу".

Особую роль маркетингу стоит отвести в системе менеджмента качества предоставляемых образовательных услуг. Стоит выделить 8 принципов системы менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя. Образовательное учреждение зависит от работодателей своих выпускников. Поэтому необходимо понимать потребности предприятий, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания

  2. Лидерство руководителя. Руководитель обеспечивает единство цели и направления деятельности образовательного учреждения.

  3. Вовлечение работников. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекая в процессы постоянного улучшения образовательного процесса;

  4. Процессный подход. Все виды действий, как отдельный урок, так и образовательный процесс целиком следует рассматривать как логически упорядоченные этапы;

  5. Системный подход ведет к увязыванию задач, стоящих перед образовательным учреждением с миссией, стратегическими целями и политикой в области качества подготовки специалистов.

  6. Постоянное улучшение качества образовательных услуг следует рассматривать как неизменную цель. И первый шаг на пути улучшения - это совершенствование личных качеств, знаний, умений и навыковпреподавателя.

  7. Применение решений на основе фактов снижает потери от неэффективных управленческих решений.

  8. Взаимовыгодные отношения со школами и предприятиями.

Выход российской системы профессионального образования из десятилетнего кризиса связан, прежде всего, с осуществлением инновационных проектов и разработок. Образовательной инновацией могут быть любые изменения в образовательном учреждении, ведущие к улучшению объекта воздействия в образовательной, организационной, финансовой и других сферах его деятельности. Поэтому особую роль в образовательной инновации следует отнести маркетингу. Сегодня во главе угла должны стать маркетинговые исследования - анализ рынка, который служит механизмом, запускающим образовательные услуги. Образовательному учреждению лучше иметь контакты с постоянными предприятиями. Помимо того, что они дают работу нашим выпускникам, они служат самой лучшей рекламой, эффективность которой несоизмерима со всем тем, что мы сами сможем сделать в этой области. Этого можно добиться, если не ограничиваться простым удовлетворением формальных требований предприятий, а пытаться идти в ногу с научно-техническим прогрессом, не отставать от развития предприятий. Более того, необходимо подходить к запросам каждого предприятия индивидуально. Этот подход ведет к таким далеко идущим последствиям, как отказ от принципов массовой подготовки специалистов по типовым учебным планам. Речь идет не об уменьшении количества подготовки специалистов, а скорее наоборот, об их увлечении, благодаря расширению спроса с учетом малого и среднего бизнеса. Пожелания потребителей и ситуация на рынке меняются с большой скоростью. Деятельность образовательного учреждения должна проходить под лозунгом: « Нет потребителя образовательных услуг (с одной стороны - это студент, а с другой - работодатель) - нет и самого учебного заведения».



© 2010-2022