Тренинг по психологии на тему Стресс и его коррекция

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг по теме: Стресс. Коррекция стресса.

Тренер: Павлова Марина

Дата: 18.06.2015 г. Время: 1 час 20 минут

Приветствие группы.

Здравствуйте, уважаемые участники тренинга!

Сегодня наша кафедра подготовила для Вас тренинг, который, мы надеемся, будет для Вас очень полезным и интересным.

Он состоит из трех основных частей.

  1. Подготовила я, Павлова Марина Игоревна, методист деканата ФПКПК, который имеет название «Стресс и его коррекция».

  2. Вторая часть тренинга - «Профессиональное и эмоциональное выгорание», которую подготовила старший преподаватель кафедры Марина Геннадьевна Евсеева.

  3. И третья часть - что касается кризисов, проведет зав.кафедрой Илона Николаевна Некрасова.

Мы рады приветствовать Вас в нашем дружном кругу коллег, и надеемся, что выделенное время на тренинг пройдет не зря, и мы, как тренера, сможем предать Вам всю полезную информацию для того, что бы вы смогли самостоятельно справится со всеми жизненными ситуациями, и не допустили состояние своего здоровья от стресса до кризиса.

Цель тренинга:

  1. Провести анализ стрессоустойчивости группы.

  2. Раскрыть понятие «Стресс», его формы и виды.

  3. Проанализировать последствия всех видов стресса.

  4. Дать советы, как самостоятельно справиться со стрессом.

8.00-8.05 - Правила работы в группе:

Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.

Примерные правила:

  1. Здесь и сейчас. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

  2. Искренность и открытость.

  3. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя.

  4. Активность.

  5. Конфиденциальность.

8.05-08-10 - приветственный ролик

08.10-08.20 - знакомство с участниками. Приветственное упражнение «Нарисуй свое имя»

Цель: Знакомство с участниками группы.

Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или маркеры (можно нарисовать на бэйджах).

Время: 5-10 минут.

Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение: каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

Вступительные слова

Стресс - это психическое состояние, которое возникает как результат борьбы организма человека с трудными и неподвластными ситуациями.

Симптоматика умеренных стрессов менее выражена, а, следовательно, и менее заметна для обычного человека. Хотя по статистике не менее половины населения находятся в состоянии такого ежедневного стресса.

Нужно учиться узнавать симптомы стресса. Без этого невозможно сохранить здоровье.

08.20-08.25 - Карточки «Значение цвета»

Синий цвет - спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый - тревожность, страх, огорчения.

Зелёный - уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный - агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый - цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый - активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый - тревожность и негативное состояние.

Чёрный - защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

8.25-8.30 - предлагаю пройти тест Ганса Селье на стрессоустойчивость

Прежде, чем начать, в целях самоконтроля, хотелось бы предложить Вам пройти тест Генриха Селье на стрессоустойчивость. Это поможет Вам сконцентрировать свое внимание именно на том уровне, насколько Вы подвержены стрессам.

Перед Вами находится тестовик. Прошу заполнить его, подсчитать баллы и сделать выводы.

Время пошло. В вашем распоряжении 5-7 минут

18-24 баллов: Вы - стрессоустойчивый человек и нужны исключительные обстоятельства, что бы выбить Вас из колеи. Вы интуитивно ощущаете, где и как необходимо распределить свои силы, а где не беспокоится. Продолжайте проявлять внимательность!

25-44 баллов: Вы слишком часто нервничаете, но периодически можете собраться. Старайтесь почувствовать момент, когда накапливаются проблемы и, как следствие, стрессы. Постарайтесь меньше реагировать на незначительные стрессы.

45-54 балла: Вы подвержены частым стрессам, не чувствуете, когда нужно вовремя остановится, сделать паузу или успокоится. Помните, что все дел не переделаешь, и всем невозможно нравится. Нужно уметь радоваться жизни и беречь свое здоровье!

Итак, благодаря тесту каждый из нас сделал для себя вывод о том, насколько он подвержен стрессовым ситуациям, а, насколько мы знаем, стресс до добра не доводит. И для того, что бы больше узнать о методах борьбы со стрессом, предлагаю посмотреть следующую презентацию. Внимание на экран.

8.30-8.35- Тест «Скрытый стресс»

Результат: если Вы отметили 5 и более ситуаций, это означает, что повседневные неприятности больно бьют по вашим нервам. Постарайтесь избегать подобных ситуаций или меньше обращайте на них внимание.

8.35-8.40 Игра «Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут,)

Для проведения данного упражнения участникам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость - стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.

8.45-8.50 Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)

Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.

8.50-9.10 презентация «Виды стресса и методы борьбы с ним»

Слайд 1. Понятие «Стресс».

Слайд 2. «Формы стресса»

Слайд 3. «Характер взаимодействия»

Слайд 4-7. «Виды стресса»

Слайд 8. «Распространенное заблуждение»

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс - это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс - это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

Слайд 9. «Эмоции+стресс»

Слайд 10-15. «Симптомы стресса»

Ученые выделяют четыре группы симптомов, по которым можно «заметить» стресс.

Физиологические симптомы:

  • боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;

  • повышение или понижение артериального давления;

  • нарушения процессов пищеварения;

  • напряжение в мышцах;

  • дрожь или судороги в конечностях;

  • появление высыпаний аллергического характера;

  • увеличение или потеря веса;

  • повышенная потливость;

  • нарушения сна и/или аппетита;

  • нарушение сексуальной активности.

Эмоциональные симптомы:

  • раздражительность, приступы гнева;

  • равнодушие;

  • ощущение постоянной тоски, депрессия;

  • беспокойство, повышенная тревожность;

  • чувство одиночества;

  • чувство вины;

  • недовольство собой или своей работой.

Поведенческие симптомы:

  • увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;

  • потеря внимания к своему внешнему виду;

  • нарушения сна и/или аппетита;

  • резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное употребление алкоголя;

  • увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье;

  • трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам; либо наоборот- суетливость; ощущение хронической нехватки времени.

Интеллектуальные симптомы:

  • проблемы с необходимостью сосредоточиться;

  • ухудшение памяти;

  • постоянное и чаще всего бесплодное возвращение к одной и той же мысли, одной и той же проблеме;

  • трудности в принятии решений;

  • преобладание негативных мыслей.

Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана.

Слайд 16-26. «Способы снятия стресса»

Вот несколько способов снять стресс, которые творят чудеса!

1. Глубоко дышите

Глубоко вдохните - это позволит мгновенно успокоиться и даст вашему мозгу время подумать. Сделайте несколько глубоких вдохов с задержкой, выдыхайте медленно.

2. Выпейте воды

Выпейте стакан воды - это позволит успокоиться. Прохладная вода прекрасно подходит для снятия стресса в короткий промежуток времени.

3. Найдите внутреннее умиротворение

Закройте глаза и представьте приятную ситуацию, вспомните своих родных и близких, нарисуйте в воображении смешную картинку или шутку.

4. Поищите решение

Чтобы сохранять спокойствие во время напряженных ситуаций, немного прогуляйтесь, не паникуя, и поговорите с самим собой, пытаясь найти решения. Расставьте приоритеты своим проблемам и определите, насколько они велики. Действительно ли стоит беспокоиться, или можно оставить «на самотек».

5. Съешьте здоровую пищу

Находясь дома, съешьте фрукты, молоко и арахис - эти продукты оказывают успокаивающий эффект на наше тело.

6. Используйте специи

Такие специи, как кардамон и корица, также помогают справиться с напряжением и снимают стресс.

7. Пейте травяные чаи

Травяной чай из ромашки, жасмина, или просто зеленый, имеют не только приятный аромат, но и успокаивающе влияют на наш организм.

8. Выполняйте упражнения

Упражнения также помогают вашим психологическим и умственным способностям справиться со стрессом, будь то утренняя зарядка, бег на месте или любые другие умеренные физические нагрузки. Не даром говорят «В здоровом теле - здоровый дух».

9. Встречайтесь с друзьями

В тяжелые минуты встреча старых друзей может здорово поднять настроение и вывести из стресса. Близкие люди всегда поддержат и помогут советом.

10. Будьте позитивны

И наконец, самое главное - правильно питаться, правильно спать и правильно думать! И принять положительное отношение к себе и к своей жизни. Как говорят «чтобы нахмуриться необходимо задействовать аж 72 мышцы, чтобы улыбнуться - всего 14». Улыбайтесь, ведь это так просто!

Завершение (15 - 20 минут)

Упражнение «Мой способ» (4 минуты)

Участникам тренинга предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу - самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.

Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.

Игра "Круглый тест"

По команде ведущего все участники выполняют следующее:

1. Рисуют небольшой круг (каждый на своем листке).

2. Делят весь листок на 4 сектора через центр круга. Линии должны выходить за пределы круга.

3. В каждом секторе пишем по одной из букв: П, Р, С, Л.

4. Вокруг первого круга рисуем второй (если все было сделано правильно, то второй круг должен получиться уже разделенным на 4 сектора).

5. В каждом из этих четырех секторов пишем по одной из цифр: 1, 2, 3, 4.

6. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одному зверю (здесь подразумевается, что звери - это и рыбы, и насекомые, и птицы, и т.д.)

7. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одной из черт характера человека. Например: жадность, злость, доброта и т.д.

8. Рисуем последний круг или просто вписываем в оставшиеся секторы четыре пословицы или поговорки (а также это могут быть крылатые фразы, приколы типа "с русского радио").

Теперь расшифровка!!!

В первом круге: П - постель, Р - работа, С - семья, Л - любовь.

Второй круг вам расскажет о том, что у вас по жизни стоит на 1-ом, 2-м, 3-ем и 4-ом месте. Например, постель - на 1-ом месте, любовь - на 2-ом, семья - на 3-ем, ну а работа...

Третий и четвертый круг надо читать вместе. Т.е. читаете черту характера, затем животное и смотрите, к какому сектору это сочетание относится. Например, жадный кролик в постели, щедрый тигр в любви, справедливая лошадь в семье и честный ежик в работе. Ну, а последний круг характеризует вас в той или иной области одной крылатой фразой или пословицей. Например, постель - один в поле не воин, любовь - баба с возу…

В общем, получается очень смешно!!! Главное - читать в слух!!! Чем больше компания, тем больше смеха!!!

© 2010-2022