• Преподавателю
  • Другое
  • Аннотация к произведению «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера» Р. Оуэна

Аннотация к произведению «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера» Р. Оуэна

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



План аннотации к произведению «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера» Р. Оуэна

1. Характеристика исторического периода создания данного произведения … 2

2. Ключевые слова и основные понятия ………………………………………… 2

3. Краткая характеристика произведения ……………………………………….. 4

4. Анализ содержания работы ……………………………………………………. 4

5. Выводы ………………………………………………………………………..… 5

6. Актуальность проблемы, поставленной в произведении ………………….… 6

1. Характеристика исторического периода создания данного произведения.

Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14-15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф. Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революции - просветители XVIII века. Р. Оуэн жестоко критиковал капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти.

Вследствие данных событий в 1813-1814 годах Роберт Оуэн пишет и издаёт своё первое произведение «Новый взгляд на общество или Опыты о принципе формирования человеческого характера»1. В своём труде философ обобщает собственный опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в нью-ланаркский период своей деятельности, когда его реформаторские планы и мероприятия по улучшению жизни и труда рабочих еще не задевали основ существующего строя.

2. Ключевые слова и основные понятия.

Ребенок - смесь различных качеств, из которых может быть образован любой характер.

Человеческий характер - результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его среды, которая играет в таком взаимодействии главную роль. Считая, что человеческий характер является продуктом общественной Среды, окружающей человека, Р. Оуэн был убежден, что в его новом обществе родится новый человек.

«Новый человек» - человек разумных мыслей и чувств. Р. Оуэн считал, что превращение несовершенного человечества в новую расу людей произойдёт благодаря воспитанию.

Воспитание - формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Принципы, на которых базируется воспитание, должны развиваться на базе «нового института».

«Новый институт» - учреждение, основная цель которого заключалась в устранении некоторых из окружающих условий, способствовавших зарождению, укреплению и развитию с самого раннего возраста привычек, т. е. в уничтожении того, чему общество, вследствие своего невежества, дало возможность возникнуть.

«Новое общество» - общество, построенное на принципах равенства и справедливости. Отмена частной собственности приведет к тому, что все будет «общественным достоянием, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех». «Взамен (браку, союзу двух людей) должны возникнуть научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой». «Такое объединенное семейство составит ячейку совершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чувства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение, по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, которое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизненных делах»

3. В памфлете «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера» анализируются проблемы воспитания, и определяется характеристика роли воспитания в решении социальных проблем.

Исследуется процесс формирования характера человека средой и воспитанием. Утверждается, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Пороки и недостатки людей, их проступки обусловлены той обстановкой, в которой они живут. Оуэн полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой характер. Новая организация общества будет, таким образом, достигнута путем воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путем установят социалистические отношения.

В данном научном произведении автором впервые предложены и применены ряд терминов («Новый человек», «Новый институт», «Новое общество») и даётся их подробная содержательная характеристика.

4. В данном произведении рассматриваются такие проблемы, как: улучшение жизни и труда рабочих; создание новой социальной среды; обеспечение усвоения детьми-учащимися содержания образования; выработка конкретных учебных программ, организационных форм и средств обучения. Важно, что совокупность данных положений образует единый предмет внимания Д. Оуэна - установка социалистических отношений «новыми людьми», появившимися путём воспитания и просвещения народа.

Таким образом, главное внимание обращается на создание новой социальной среды.

Используя принцип взаимообусловленности среды обитания и характера человека (в зависимости от того, хороша или дурна материальная и моральная среда, будут хороши или дурны природа и характер человека) автор излагает, что с преобразованием внешних условий жизни правильно поставленного гуманного воспитания, будут образованы характеры людей, и тем самым исчезнут нищета и преступления.

Автор приходит к выводу, что, в этой связи, мир вступит на путь благоденствия, все разногласия будут примирены, будет уничтожена вражда классов, религий и отдельных государств, и весь мир превратится в единую республику добровольных союзов, объединенных узами разума и любви.

Отмечается, что «всякому обществу с помощью надлежащих средств, можно придать какой угодно характер, начиная с лучшего и до худшего, с самого невежественного и до самого развитого».

Подчеркивается, что человек есть продукт среды. Оуэн сделал вывод, что во всех общественных недостатках виновата социальная среда. Существующий порядок необходимо заменить умным обществом, которое бы соответствовало природе человека, его стремлению к счастью. Основной путь к этому он видел в распространении образования и воспитания.

Автор стремится решить проблему соединения обучения с производительным трудом учащихся. Необходимость связи теоретических занятий с трудовыми занятиями он видел не только для улучшения способов производства, но и для совершенствования человеческой личности. Впоследствии, эту идею он частично применил в практике работы вечерней школы для работающих подростков.

Констатируется, что в основе педагогической системы лежат принципы всеобщего образования, трудового и политехнического обучения, связи школы с политикой и обучения с жизнью, сознательности усвоения учащимися основ наук, формирования у них в процессе обучения и воспитания коммунистической идейности и убеждённости, материалистического мировоззрения, нравственных качеств человека социалистического общества.

Основное внимание уделяется созданию «Нового института для образования характера», который объединил бы все ранее организованные им просветительные учреждения. То есть, формулируется идея организации дошкольных учреждений (ясли, детский сад) и начальной школы для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. А так же, постулируется необходимость основания для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечерней школы, соединявшей обучение с производительным индустриальным трудом, организации для взрослых рабочих клубов, где проводились бы культурно-просветительные мероприятия. Следует отметить, что в 1816 г., спустя 2 года после публикации данного научного труда, идеи Д. Оуэна были реализованы в деревне Нью-Ланарк (Шотландия).

Сквозь посылы Оуэна к правящей элите в содержании рассматриваемого нами произведения, подробно освещается вопрос развития идеи соединения обучения с производственным трудом. Добиваясь образования «Нового человека» в системе «Нового общества», он создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

На основе анализа рассматриваемого нами социально-утопического учения Р. Оуэна, показано, что выдвинутые педагогические положения имеют высокую значимость и ценность в науке. Его борьба за идеи коммунизма, уменьшение трудового дня рабочего класса, организацию школьных и дошкольных учреждений для детей с авторскими программами воспитания и обучения носила зачатки воспитательно-образовательной и трудовой деятельности нашего времени.

5. В заключении делаются авторские выводы о неоднозначном отношении правительства к рассматриваемому нами учению. Р. Оуэн утверждает, что его идеи значительно опередили современность автора, и нет ничьей вины, что они не были поняты. Воспитательные идеи педагога были значительным шагом в социальном развитии общества. В то же время, будучи утопистом, Оуэн не мог до конца понять хода исторического развития общества и возлагал надежды на воспитание как на одно из важнейших средств мирного преобразования капитализма в социализм. В этой связи, учение Оуэна не может найти своего неоспоримого принятия.

6. Актуальность проблемы и предлагаемых подходов к ее решению в современных условиях развития образования заключается в использовании изобретения Р.Оуэна родителями современности. Ясли, детские сады и школы являются единственными приемлемыми учреждениями для воспитания и образования детей, чьи родители, по долгу службы, не могут уделять им достаточно внимания.

Кроме того, прослеживается связь идеи Оуэна о реализации образовательного процесса в совокупности с трудовыми методами воспитания и современными уроками труда в средней школе. Трудовое воспитание развивает общетрудовые способности, формирует психологическую готовность, ответственное отношение к труду и продуктам его производства у детей. Практика трудового воспитания детей, предложенная Оуэном и усовершенствованная нынешними педагогами, является значимой частью всей системы воспитания и образования в России.

Таким образом, памфлет Р. Оуэна посвящён актуальной и на сегодняшний день проблеме - вопросам организации воспитания и образования детей.

Список использованных источников


  1. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. вводных статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М., «Просвещение», 1971. 560 с. с илл.


1 Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. и авт. вводных статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М., «Просвещение», 1971. 560 с. с илл.



© 2010-2022