• Преподавателю
  • Другое
  • «Использование интеллектуальных игр в подготовке учащихся международным исследованиям PISA»

«Использование интеллектуальных игр в подготовке учащихся международным исследованиям PISA»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал АО «НЦПК «ӨРЛЕУ» по Павлодарской области»



Проект

по программе курсов повышения квалификации

«Использование интеллектуальных игр в подготовке учащихся международным исследованиям PISA»


Слушатели курсов

Бекенова Г.С., Шарипова А.Ж.,

Дюсембенова Д.Н.,Хайланова Б.М.,

Макажанова М.С.









____________________________________

(подпись, дата)




Павлодар, 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ PISA

1.2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИИPISA

2.1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

2.2. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

2.3 ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ

3. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ










ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данного проекта - участие Казахстана в данном исследовании для получения независимой международной оценки качества школьного образования и для совершенствования национальной системы оценки качества образования.

Проблема проекта - сегодня перед нашей системой образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям, так как в современном обществе человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Особый интерес представляет анализ международных тенденций в оценке качества образования, изучение систем мониторинга результатов обучения, в первую очередь школьников. Одним из ведущих международных организаций системы мониторинга качества образования в мире является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в числе приоритетных образовательных проектов которого находится PISA (Programme for International Student Assessment).

Гипотеза - учитывая факторы влияющие на учебные достижения учащихся и организации процесса в обучении формировать функциональную грамотность у учащихся для достижении высоких результатов на международном исследовании PISA.

Предмет исследования - объектом исследования являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста.

Цели и задачи исследования

Международное исследование PISA ставит цель оценить: обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. В данном исследовании проверяется глубокое понимание сути вещей, причинно-следственных связей, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Учащиеся вовлекаются в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни. Они выполняют задания, которые требуют от них комплексного мышления, планирования и оценки, решают проблемы, принимают решения, аргументируют и т.д.

Основная задача исследования PISA - анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования, и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и«естественнонаучная грамотность», в котором особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.

В каждом цикле исследования основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году - «математическая грамотность», в 2006 году - «естественнонаучная грамотность». Основной областью оценки образовательных достижений 2009 года стала «грамотность чтения».

Перемена приоритетной области оценивания в каждом цикле исследования PISA дает возможность получить полную информацию по основному направлению исследования и сделать сравнительный анализ достижения в данной области.

Казахстан впервые принял участие в исследовании PISA - 2009 в целях получения достоверной информации об уровне образовательных достижений 15-летних обучающихся. Для нашей страны участие в PISA-2009 было продиктовано рядом факторов, обусловливающих необходимость реформирования контрольно-оценочной системы образования: интеграция казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство.

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ PISA

Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в ходе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Инструментарий исследования преследует цель оценить сформированность общеучебных умений в решении проблем, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни и эффективно функционировать в современном обществе.

Объектом исследования являются образовательные достижения обучающихся 15-летнего возраста. Во многих странах образовательные программы имеют общие направления, и к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Поэтому, именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Исследование PISA осуществляется Консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций при участии национальных центров и организации ОЭСР, в состав которого вошли следующие ведущие организации в области оценки качества образования:

- Нидерландский Национальный институт измерений в области образования (NetherlandsNationalInstituteforEducationalMeasurement, CITO);

- Служба педагогического тестирования США (Educational Testing Service, ETS);

- Японский Национальный институт исследований в области образования (National Institute for Educational Research, NIER);

-Американская организация ВЕСТАТ (WESTAT), выполняющая различные исследования по сбору статистической информации.

Работа Консорциума координируется Австралийским Советом педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER).

Исследование проводится в строгом соответствии с едиными правилами, разработанными международным координационным центром для стандартизации проведения исследования во всех странах-участницах проекта. Каждый этап исследования (формирование выборки, перевод и адаптация, инструментария, проведение тестирования и анкетирования, проверка и обработка данных) контролируется этим центром.

Исследование PISA началось в 2000 году и проводится трехгодичными циклами. Цикличность исследования дает странам-участницам возможность отслеживать динамику результатов образовательных достижений учащихся, изменения, происходящие в образовательной системе, формулировать основные направления реформирования среднего образования и выявлять препятствия, мешающие их осуществлению, проводить аналитическую работу в международном контексте, что дает возможность каждой стране-участнице определить стратегические цели системы образования. В 2009 году завершился четвертый цикл программы.

В Казахстане исследование проводится Национальным центром оценки качества образования Министерства образования и науки Республики Казахстан при содействии органов управления образования и организаций образования.

Для каждого региона, участвующей в исследовании PISA, назначается областной координатор, который обеспечивает проведение исследования согласно утвержденному графику, доставляет материал исследования до организации образования, обеспечивает их сохранность и конфиденциальность, ведет работу с координаторами организации образования и лицами, проводящими тестирование и анкетирование.

В каждой организации образования, для сбора информации о 15-летних обучающихся и организации, проведения исследования, назначается координатор организации образования. После завершения исследования координатор организации образования должен отправить в Национальный центр все материалы исследования.

Главная задача лица, проводящего тестирование и анкетирование - обеспечение всех участвующих буклетами и анкетами, и проведение тестирования и анкетирования в соответствии с процедурами исследования.

Международное исследование PISA ставит цель оценить: обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. В данном исследовании проверяется глубокое понимание сути вещей, причинно-следственных связей, универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Учащиеся вовлекаются в проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни. Они выполняют задания, которые требуют от них комплексного мышления, планирования и оценки, решают проблемы, принимают решения, аргументируют и т.д.

Основная задача исследования PISA - анализ реальных результатов, полученных в рамках объективных измерений на основе инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования, и извлечение из них научно обоснованных и созидательных для образовательной политики выводов.

Исследование образовательных достижений учащихся проводится по трем основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и«естественнонаучная грамотность», в котором особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.

В каждом цикле исследования основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений. В 2000 году основным направлением исследования была «грамотность чтения», в 2003 году - «математическая грамотность», в 2006 году - «естественнонаучная грамотность». Основной областью оценки образовательных достижений 2009 года стала «грамотность чтения».

Перемена приоритетной области оценивания в каждом цикле исследования PISA дает возможность получить полную информацию по основному направлению исследования и сделать сравнительный анализ достижения в данной области.

1.2. Инструментарий исследования

В инструментарий исследования PISA входят:

  • Тестовые буклеты с заданиями;

  • Анкеты для учащихся организации образования;

  • Анкеты для администрации организации образования;

  • Руководства для лица проводящего тестирование и анкетирование;

  • Руководство для координатора организации образования;

  • Руководства к оцениванию тестовых заданий, по вводу и обработке данных;

Инструментарий разрабатываются под руководством Консорциума, с участием экспертов ведущих международных организаций и представителей стран-участниц.

В каждом задании описывается определенная проблема, по которой приводится от одного до шести вопросов различного характера и степени трудности. Ответы на эти вопросы могут быть открытого или закрытого типа, в которых требуются собственные суждения тестируемых и умения выразить свою точку зрения, либо выбор ответов в рамках ограниченного ряда возможных вариантов, которые оцениваются как правильные или неправильные (закрытые конструируемые ответы).

По завершению работы над тестом, каждый ученик заполняет в течение получаса анкету, в которой отвечает на вопросы об организации образования, семье, своих отношениях с окружением и о своих интересах. Дополнительно проводится анкетирование администрации организаций образования. Ответы некоторых заданий оцениваются как верные или неверные, в то время как частично правильные или несложные ответы оцениваются, как частично верные.

В результате статистической обработки результатов исследования каждому учащемуся приписывается балл по международной 1000-балльной шкале отдельно за выполнение каждой группы заданий (по чтению, математике и естествознанию). Каждому заданию также приписывается определенный балл (трудность задания) по той же шкале в зависимости от того, насколько успешно данное задание выполнялось всеми тестируемыми.

При анализе результатов исследования отдельных стран и построений международной шкалы учитываются особенности выполнения заданий в отдельных странах. Из анализа исключаются те задания, в которых допущены ошибки, например, полиграфические или ошибки в переведенном варианте.











2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ PISA

2.1. Математическая грамотность

В исследования PISA особое внимание уделяется содержанию тестовых заданий по математике, которые определяют индивидуальные умственные способности. Это включает в себя математическое мышление и использование математических концепций, процедур, фактов и заданий, чтобы описать, объяснить и прогнозировать явление. Математические задания в тестировании PISA также помогают учащимся признать, какую роль в их жизни играет математика. В тестировании PISA математические задания демонстрирует учащимся возможность анализировать, размышлять, решать и истолковывать математические проблемы, которые содержат квантитативные, пространственные, вероятные и другие математические концепции. Таким образом, в PISA приоритетным является определение способности 15-летних обучающихся использовать полученные знания и умения для решения широкого круга проблем, возникающих в повседневной жизни, и выявить тенденции развития этой способности.

Содержание проверки математической подготовки 15-летних обучающихся основано на понятии математической грамотности, в котором определяется «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем присущие потребности созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены посредствам математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

В исследовании PISA учащимся предлагаются нетипичные учебные математические задачи, характерные для казахстанских мониторинговых исследований, близкие к реальным проблемным ситуациям, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни и требующие для своего решения большей или меньшей математизации, предлагается информация о жизни школы, общества, личной жизни учащегося, профессиональной деятельности, спорте и др.

В соответствии с концепцией исследования, каждое задание соответствует одной из четырех содержательных областей, которые по согласованному решению стран-участниц выбраны в качестве базы для сравнения математической подготовки учащихся в разных странах:

- количество;

- пространство и форма;

- изменения и отношения;

- неопределенность.

Состояние математической грамотности учащихся, кроме владения материалом выделенных содержательных областей, характеризуются уровнем развития «математической компетентности». Математическая компетентность учащихся определяется в исследовании как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. В исследовании выделяются три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

2.2. Естественнонаучная грамотность

Понимание естественных наук и технологий для учащихся в жизни современного общества играет значимую роль, давая им возможность принять участие в установлении общественной стратегии (курса, политики), которая сопоставляется с естественными науками и технологиями влияющие на их жизнь. Поэтому изучение естественнонаучной грамотности 15-летних обучающихся в рамках исследования PISA является уникальным.

Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучную грамотность можно разделить на четыре области:

- узнавание жизненных ситуаций апеллирующих к науке и технологии (контекст);

- понимание окружающего мира, включая и технику на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание);

- демонстрирование компетентностей, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетентности);

- интерес к естественнонаучному знанию.

Естественнонаучные знания и умения, овладение которыми будет оцениваться в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: «общепредметные» умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка выделенных умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов, те на которые естественные науки могут дать ответ, делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации.

2.3 Грамотности чтения

В исследовании PISA под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и умение использовать прочитанное для осуществления жизненных целей. При оценке грамотности чтения учитываются три аспекта: формат материалов для чтения, тип задания, ситуации или цели использования текста.

В исследовании оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия на содержание текста или его форму, их оценка.

Для оценки умения находить информацию в тексте используются задания при выполнении, которых учащемуся требуется просмотреть текст, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить различную изложенную информацию в тексте, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных мыслей автора или уловить суть текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо: учащийся, выполняя задания связал информацию обнаруженную в тексте со знаниями из других источников; оценил утверждения сделанные в тексте исходя из своих представлений о мире; нашел доводы в защиту своей точки зрения.

3. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА В ОБУЧЕНИИ

На образовательные достижения учащихся оказывает влияние различные факторы, связанные с организацией процесса обучения, преподавания и ресурсами школы, которые могут изменяться в соответствии с реализуемой политикой государства в области образования. Информация о данных факторах очень важна для интерпретации результатов учащихся. Для изучения этого влияния в исследовании выявляются факторы в процессе анкетирования учащихся и администрации организации образования, принявших участие в исследовании.

К таким данным можно отнести следующие факторы:

-тип учебного заведения;

-местонахождение учебного заведения;

-социально- экономический статус родителей;

-иммигрантское положение;

-домашний язык общения;

-отношение учащихся к процессу обучения;

-факторы, связанные с организацией процесса обучения;

-психологический климат в организациях образования.

Результаты PISA 2009 года показывают, что дисциплинированный климат тесно связан с успеваемостью учащихся. Большинство учеников в странах ОЭСР получают удовольствие от учебы в дисциплинированных классах

Позитивные отношения «учитель-ученик» имеют решающее значение для установления в классе условий, способствующих обучению. Результаты исследований показывают, что ученики учатся больше и имеют меньше проблем с дисциплиной, когда они чувствуют, что учителя воспринимают их всерьез. В 2000 году результаты PISА показали, что большинство учеников удовлетворены в целом качеством их отношений со своими учителями. К 2009 году качество отношений «учитель-ученик» стало еще лучше (смотрите диаграмму)

Улучшение дисциплины в классе между 2000 и 2009 годами

В системе, характеризующейся справедливым распределением образовательных ресурсов, взаимосвязь между академическими достижениями и социально-экономическим положением должно быть относительно слабым. В такой системе все учащиеся обладают одинаковыми возможностями для реализации своего потенциала, и результаты представляют их старания, способности и амбиции во всем свете.

Сведения, полученные посредством исследования PISА позволяют исследователям изучить степень, по которой социально - экономическое положение относится к успешному учащемуся и образовательной успеваемости, таким образом дать оценку на объективное распределение образовательных возможностей.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Казахстан принял ответственное решение об участии в международном проекте PISA , тем самым заявил миру об открытости образовательной политики. PISA стартовала в 2000 году, проводится один раз в три года, количество стран участников увеличивается. К примеру, если в 2000 году участвовали только 32 страны, то в проекте PISA 2015 планирует принять участие 70 стран мира. Казахстан дважды принял участие в данном исследовании, в 2009 и в 2012 году.

Участие Казахстана в данном исследовании необходимо для получения независимой международной оценки качества школьного образования и для совершенствования национальной системы оценки качества образования.

Выборка участников исследования от страны осуществляется Международным Консорциумом. В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей). В целом в международном проекте PISA приняло участие 510 тысяч 15-летних обучающихся со всего мира.

Прежде всего, мы получаем независимую от страны объективную оценку конкурентоспособности школьного образования. Во-вторых, мы сравниваем образовательные программы в соответствии с лучшей международной образовательной практикой. В-третьих, мы совершенствуем и улучшаем свою национальную систему оценки качества, используя уникальный инструментарий PISA.

Следует отметить, что из стран СНГ в данном проекте принимает участие только Казахстан и Россия. PISA замеряет не академические знания учащихся, а их умение применять полученные знания в школе в своих жизненных ситуациях.

Причина небольшого роста чтения наших детей, по нашему мнению, в невысоком уровне культуры чтения в семье. Так, в анкетном опросе, казахстанские школьники ответили, что дома имеют не более 150 книг. Тогда как лидеры проекта - Китай, Сингапур, Япония, отмечают, что в личной библиотеке имеют более 250 книг.

PISA проводится каждые три года с 2000 года. В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: 2009 год - чтение, 2012 год - математика, 2015 год - естествознание.

Так, участники международного экзамена в сравнении с PISA-2009 значительно улучшили свои позиции по 6 уровням, на 3 и 4 уровень. Значительно улучшены показатели Казахстана в сопоставлении с предыдущим циклом PISA-2009 в направлении математическая и естественнонаучная функциональная грамотность обучающихся - 405-432 балла и 400-425 баллов соответственно.

Отметим, топовые позиции в рейтинге применения полученных академических знаний по трем направлениям занимают азиатские страны - Китай, Сингапур, Корея и Япония. Планомерно улучшают свои позиции в данном рейтинге и постсоветские страны, в том числе Эстония и Россия.


Список использованных источников

1 Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 -2011. Астана, 2011.

2 Макет государственного общеобязательного стандарта высшего образования по специальности. Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования. Астана, 2008.

3 Макет государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 5В042100 - «Дизайн» (авторы Хасенов М.М., Суиндиков Е.Т., Жученко И.С. и др.). Свидетельство ИС 0007286.

4. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 - 9. //Москва. Просвещение.2011

5. Э.Д.Днепров «Образовательный стандарт- инструмент обновления содержания общего образования». //Вопросы образования.2004.№ 3. С.77-317.

6. Материалы международных исследований. Режим доступа centeroko.ru/index.html

7. В.Степанов «Активизация внеурочной работы по математике в средней школе». Москва, Просвещение 1991.

8. А.Фарков«Внеклассная работа по математике 5-11 классы». Москва, АЙРИС-ПРЕСС, 2006

9. Л.Фридман «Учитесь учиться математике». Москва, Просвещение 1985.


11


© 2010-2022