Формирование и развитие компетенций через технологии деловых и ролевых игр

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАПОУ ПО КТПТП









«Формирование и развитие компетенций через технологии деловых и ролевых игр»





Подготовила:

учитель математики

Чамина Лариса Михайловна











2015-2016 уч. год

Формирование и развитие компетенций через технологии деловых и ролевых игр.


Построение инновационной экономики в России, способной обеспечить безопасность и высокий уровень жизни своим гражданам, невозможно без развития науки и системы образования. Изменения, происходящие в государстве, привели к модернизации российского образования.

Процесс обучения должен обеспечивать будущему специалисту не только фундаментальные теоретические знания, но и широкий спектр практических профессиональных умений и навыков. Одной из важных форм и методов реализации новых подходов в образовании являются компетентностно-ориентированные технологии обучения. В качестве средств, реализующих такой подход, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые и ролевые игры.

Деловая игра - представляет собой воспроизведение реальной производственной ситуации. Это позволяет участникам игры экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать ошибки, которые недопустимы в реальной жизни. Опыт проведения деловых игр показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями и информацией, которая побуждает участников к творческому процессу.

Ролевая игра - методический прием, относящийся к группе активных способов обучения. Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания. Значимым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

В ролевой игре очень много положительных сторон, но этот метод требует особой организации, где необходимо учитывать некоторые методические аспекты. Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы обучающиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою "роль". Для успешного проведения также важно, чтобы игра была принята всей группой, а для этого нужно создать доброжелательную, творческую атмосферу. Чем свободнее чувствует себя обучающийся в ролевой игре, тем инициативнее он будет общаться.

Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является 100% занятость обучающихся, а также концентрация внимания участников в течение всей игры.

Правила проведения ролевых игр:

  • студентам предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни.

  • студентам необходимо адаптироваться к определённой роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других - ему придётся взять на себя воображаемую роль.

  • Участникам ролевой игры необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реальной жизни; их поведение также должно соответствовать исполняемой роли.

Ролевые игры представляют собой мощное образовательное средство. Так например, ролевые и деловые игры проблемной направленности дают возможность через ролевой сюжет проиграть возможные способы решения проблем. Это позволяет глубже вникнуть в проблему, пропустить ее как бы через себя, т. е. через персонаж, роль которого студент на себя принимает.

Роль преподавателя в процессе игры постоянно меняется. На начальном этапе преподаватель может взять себе роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Очень важен дифференцированный подход. Не все студенты обладают одинаковым уровнем знаний и способностью к самостоятельной работе и для того, чтобы они не оказались «вне игры» для них необходимо подготовить индивидуальные ролевые карты. Когда же ролевая игра станет привычным упражнением для студентов, роль преподавателя изменится. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связано с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов. В связи с этим неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки ответов студентов.

Лучше не прерывать ход игры на исправление ошибок, а записывать их, чтобы затем разобрать типичные.

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность студентов;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в профильно-ориентированных ситуациях.

Использование ролевых технологий на занятиях повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес на всех этапах обучения, положительно сказывается на процессе овладения знаниями. Необходимо также добавить, что игра, как сама по себе, так и в качестве формы контроля знаний студентов, повторения и обобщения изученного материала необходима для снятия умственной перегрузки во время учебного процесса

Работа в режиме студент-студент позволяет проконтролировать усвоение материала, а учитывая игровой характер ролевых технологий, их можно использовать в качестве релаксации, чтобы затем перейти к другим видам учебной деятельности.

Педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у студентов интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых, профессионально-ориентированных лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества. Игровая деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний, способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

Можно отметить следующие достоинства деловых и ролевых игр:

- рассмотрение определенной проблемы в условиях значительного сокращения времени;

- освоение навыков выявления, анализа и решения конкретных проблем;

- работа групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентация в нестандартных ситуациях;

- концентрация внимания участников на главных аспектах проблемы и установление причинно-следственных связей;

- развитие взаимопонимания между участниками игры [6].

Деловые игры задействуют личность участников. Во всех работах, посвященных методу деловой игры, отмечается присущая им эмоциональная насыщенность, указывается на повышение мотивации обучения, появления интереса к изучаемому предмету.

Проведение деловой игры требует от преподавателя определенных навыков и в частности умения конструирования игровой ситуации в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и результативность игры:

  • Выбор темы, определение целей и задач.

  • Распределение ролей среди участников с учетом знаний и психологических особенностей студентов.

  • Разработка структурно-логической схемы игры, заданий каждой службе, отделу, подгруппе.

  • Разработка методических рекомендаций для студентов с полным описанием игровой ситуации.

  • Изучение студентами материалов рассматриваемой темы для отработки различных вариантов решений.

  • Разработка системы оценивания результатов, отражающих уровень сформированных компетенций.

Эффективность деловых игр в сравнении с традиционными методами обучения состоит в следующем:

  • значительном экономии времени в учебном процессе;

  • более эффективном усвоении учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов в результате активизации обучаемых;

  • повышении уровня успеваемости;

  • возможность получить по результатам оценивания деятельности участников во время деловой игры достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, выявить их готовность к профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалистов экономического профиля, достаточно многообразна, поэтому применение деловых игр помогает активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Преподаватели экономических дисциплин техникума могут использовать в образовательном процессе следующие деловые игры: «Анализ основных производственных фондов организации», «Принятие решения методом мозгового штурма», «Разработка и презентация бизнес-плана» «Оценка степени риска инновационных проектов», «Процесс проведения аттестации», «Оценка финансового состояния организации», «Сдача налоговой отчетности организации» и другие.

На учебных занятиях студенты могут разыграть роли сотрудников предприятий различных типов, выполняя различные профессиональные действия.

В процессе проведения деловых и ролевых игр:

  • повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в ходе деловой игры;

  • студенты получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений;

  • участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых;

  • изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;

  • растет самооценка обучаемых, а у тех, у кого она завышена, становится более объективной;

  • накопленный в деловых и ролевых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.

Организация и проведение деловых и ролевых игр в полной мере доказывают свою эффективность в достижении учебных целей и формировании профессиональных компетенций при подготовке студентов по различным специальностям.

Активные формы организации учебного процесса имеют огромный неиспользованный ресурс в части развития общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Список использованных источников


  1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. - Екатеринбург: Деловая игра, 1999. - 192 с.

  2. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебно - методических и деловых игр. - Екатеринбург: Деловая игра, 1999. - 312 с.

  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. 1996.№6.

  5. Платов В.Я. Ролевые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

  6. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебное пособие для преподавателей сред. Спец. учеб.заведений. - М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.


© 2010-2022