• Преподавателю
  • Другое
  • План проведения практического занятия по вождению автомобиля на тему Первоначальное обучение вождению (задание 6)

План проведения практического занятия по вождению автомобиля на тему Первоначальное обучение вождению (задание 6)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»



План проведения практического занятия

по вождению автомобиля


Тема 1: Первоначальное обучение вождению.


Задание 1.6. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование





Разработан

мастером производственного обучения

Барило Владимиром Анатольевичем

Учебные цели:

1. Научить учащихся въезжать в ворота с прилегающей и с противоположной сторон передним и задним ходом с поворотами налево и направо.

2.Въезжать в габаритный дворик, разворачиваться с применением заднего хода и выезжать из него.

3.Проезд по «змейке».

4.Постановке автомобиля в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом автомобиля направо (налево);

5. Постановке автомобиля на габаритную стоянку;

6.Движению по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом.

7.Движению на подъем.

Метод проведения: упражнения

Время:.8 часов.

Место: Закрытая площадка.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль, разметочные конуса, вешки.

Порядок проведения занятий.

Вступительная часть (5 минут).

Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявление им индивидуальной карточки учёта обучения вождению автомобиля. По карточке уточнить номер отрабатываемого упражнения. Назвать имя учащемуся номера и наименование отрабатываемых тем, заданий и упражнений; учебные цели, время.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Основная часть.(50 мин).

Упражнения:

1. Въезд и выезд из ворот.

2. Въезд во дворик габаритный, разворот в нём с применением заднего хода и выезд.

3. Проезд по «змейке» передним ходом.

4.Постановка автомобиля в бокс.

5.Параллельная парковка задним ходом.

6.Движение по габаритному тоннелю.

7.Трогание на подъёме с места.

Заключительная часть (5 мин.)

Последовательность выполнения упражнений.


Маневрирование в ограниченных проездах. Задание включает: въезд и выезд из ворот; въезд во дворик габаритный, разворот и выезд; движение по «змейке».

Упражнение по въезду и выезду из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево предназначено для совершенствования умений и навыков, полученных ранее при отработке вождения автомобиля по прямой и с поворотами, а также выработке глазомера, внимательности и мер предосторожности в действиях.

Упражнение отрабатывается на ровной площадке с твердым покрытием и использование стационарных ворот или временно установленных двух ограничителей. Расстояние между стойками ворот (ограничителями) должно быть Ш+1.5м (Ш - ширина автомобиля ). Выполнение упражнения проводится в следующей последовательности:

  • въезд в ворота передним и задним ходом из положения прямо против ворот;

  • въезд в ворота с предварительным поворотом передним и задним ходом с прилегающей стороны дороги;

  • въезд в ворота с предварительным поворотом передним и задним ходом с противоположной стороны дороги;

  • выезд из ворот передним и задним ходом с поворотом налево и направо.

Все задачи упражнения выполняются на минимальной скорости с обязательным включением указателей поворотов и принятии мер предосторожности.

При отработке въезда в ворота передним (задним) ходом с предварительным поворотом направо (налево) необходимо обращать внимание учащегося на занятия правильного исходного положения. Оно должно находиться от линии ворот до ближайших колес (левых или правых в зависимости от вида поворота ) на расстоянии не менее Рв+1 (где Рв- внутренний радиус поворота в метрах).

При выполнении въезда в ворота передним ходом с предварительным поворотом направо обращается внимание на выработку навыка по контролю за прохождение заднего правого колеса (при левом повороте - левого заднего колеса) около стойки ворот (ограничителя) с одновременным наблюдением за свободным прохождением противоположной стороной автомобиля.

При въезде в ворота задним ходом с предварительным поворотом направо необходимо осуществлять контроль за прохождением сначала правого заднего колеса, а затем правого переднего (при повороте налево- левого заднего и левого переднего колеса) около стойки ворот (ограничителя) с одновременным наблюдением за свободным прохождением противоположной стороной автомобиля.

При отработке умений и навыков выезда из ворот передним ходом с последующим поворотом на право необходимо осуществлять контроль за прохождение сначала правого заднего колеса, а затем правого переднего (при повороте налево - левого заднего и левого переднего колеса) около стойки ворот (ограничителя) с одновременным наблюдением за свободным прохождением противоположной стороной автомобиля.

При отработке умений и навыков выезда из ворот передним ходом с последующим поворотом направо особое внимание обращается на свободное прохождение около стойки ворот (ограничителя) правого заднего колеса (при повороте налево - левого заднего колеса).

При выезде из ворот задним ходом с последующим поворотом направо основное внимание обращается на свободное прохождение около стойки (ограничителя) сначала заднего правого колеса, а затем переднего правого (при выезде с поворотом налево - левых колес) с одновременным наблюдением за прохождением противоположной стороной автомобиля.

Во всех случаях выезд из ворот должен осуществляться с обязательной остановкой, чтобы убедится в отсутствии помех на проезжей части дороги.

В заключительной части этого упражнения целесообразно научить учащегося выполнению приемов по въезду в ворота на узком участке дороги с предварительным маневрированием.

Упражнение «въезд во дворик габаритный, разворот в нем с применением заднего хода и выезд» является продолжением выполнения упражнения по «Въезду и выезду из ворот» в сочетании с упражнением по «Развороту на ограниченном участке с применением заднего хода». Поэтому и методика выполнения этого упражнения будет сочетать в себе те же действия, которые были изложены выше.

Последовательность выполнения упражнения:

  • въезд во дворик передним ходом из положения прямо;

  • примыкание к правой или левой стороне;

  • разворот во дворике с применением одноразового включения передачи заднего хода;

  • выезд из дворика с поворотом направо (налево).

В последующем выезд во дворик осуществляется с предварительным поворотом направо (налево) под углом 90 градусов.

Отрабатывается упражнение на ровной площадке с твердым покрытием .

Упражнение «Проезд по «змейке» передним ходом» является продолжением выполнения поворотов направо и налево, отрабатываемых при въезде в ворота передним ходом. Однако сложность его выполнения значительно повышается из-за чередования правых и левых поворотов один за другим, да еще в ограниченных условиях. Кроме того, скорость движения небольшая, а вращать рулевое колесо приходится быстрее. Цель этого упражнения направлена на продолжение развития глазомера и расчета движения, внимательности и осторожности, а также на совершенствование умений и навыков вращения рулевого колеса.

Следует объяснить учащемуся, что данное упражнение является также подготовкой к вождению автомобиля на дорогах с крутыми чередующимися правым и левым поворотами.

Техника выполнения данного упражнения заключается в строгом движении автомобиля на траектории, обеспечивающей прохождение задних колес на минимальном расстоянии от каждого объезжаемого ограничителя. То есть, объезжая ограничитель слева, правое заднее колесо автомобиля должно проходить в непосредственной близости от него, а при объезде справа - это требование будет относится к левому заднему колесу.

При выполнении этого требования важно научить учащегося определять и выдерживать правильное направление движения передних колес, учитывая, что радиус поворота задних колес всегда меньше, чем передних.

Во время движения перед каждым очередным поворотом направо или налево необходимо немного отпускать педаль подачи топлива и тем самым уменьшать скорость, а в начале каждого движения по прямой между ограничителями, наоборот, нажимать на педаль подачи топлива и увеличивать скорость. Особое внимание обращается на своевременное начало вращения рулевого колеса.

Упражнение отрабатывается на ровной площадке с твердым покрытием. Исходная позиция для начала движения по «змейке» должна находиться на удалении, равным расстоянию между двумя смежными ограничителями .

Сложное маневрирование. Задание включает: постановку автомобиля в «бокс» габаритный; движение по тоннелю габаритному; постановку автомобиля на стоянку габаритную; трогание на подъёме.

Упражнение по «Постановке автомобиля в «бокс» габаритный и «Движение по тоннелю габаритному» по сути дела являются «продолжением выполнения упражнения по «Въезду и выезду из ворот», но в сочетании с дальнейшим продвижением по прямой в ограниченных условиях.

Кроме того, уменьшены размеры проезжей части. Так, если ширина въезда в ворота составляет Ш + 1,5м, то при въезде в «бокс»- Ш + 1м, а в тоннель -Ш + 0,4 м.

Постановка автомобиля в «бокс» габаритный отрабатывается на ровной площадке с твёрдым покрытием в следующей последовательности:

  • въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения прямо, выезд из «бокса» прямо;

  • въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) под углом 90, выезд из «бокса» с поворотом направо (налево).

Последовательность отработки задач по въезду и выезду из «бокса» аналогичная той, которая применяется при выполнении упражнения по въезду и выезду из ворот. Кроме того необходимо добиваться, чтобы транспортное средство ставилось по центру «бокса» и как можно ближе к задней стенке. При этом передний бампер автомобиля должен пересечь створ ворот.

Движение по тоннелю габаритному отрабатывается на ровной площадке с твёрдым покрытием в следующей последовательности :

  • въезд в тоннель передним ходом из положения прямо ,проезд по тоннелю и выезд в прямом направлении;

  • въезд в тоннель задним ходом из положения прямо, проезд по тоннелю и выезд в прямом направлении;

  • въезд в тоннель передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) под углом 90, проезд по тоннелю и выезд из тоннеля с поворотом направо (налево).

Последовательность отработки задач по въезду и выезду из тоннеля аналогичная той, которая применяется при выполнении упражнения по въезду и выезду из ворот.

При выполнении манёвра по проезду автомобиля через тоннель, особенно задним ходом, основное внимание обращается на прямолинейное движение без отклонений в сторону. Для этого необходимо двигаться без резких поворотов руля и на малой скорости, постоянно ориентируясь по левому ряду ограничителей. При движении задним ходом необходимо обучать визуальному наблюдению за дорогой, а также с использованием зеркал заднего вида.

Постановка автомобиля на стоянку габаритную, также как предыдущие упражнения, развивает глазомер и расчет движения в сочетании с техникой выполнения и соблюдением требований безопасности движения. Оно предусматривает постановку автомобиля на стоянку, находящуюся с правой стороны по ходу движения и ограниченную спереди и сзади стоящими другими машинами. Учащийся должен овладеть методикой постановки автомобиля на стоянку при движении задним ходом и выезд с неё передним ходом.

Постановка автомобиля на стоянку задним ходом выполняется в следующей последовательности:

  • проехать передним ходом мимо места предполагаемой стоянки параллельно автомобилю, стоящему перед этим местом, с интервалом не менее 0,5м.;

  • включить передачу заднего хода и указатель правого поворота;

  • начать движение задним ходом

  • с момента проезда задними колесами около заднего бампера, объезжаемого легкового автомобиля (заднего борта грузового автомобиля) повернуть рулевое колесо вправо до упора;

  • двигаться в сторону места стоянки до момента, когда передняя дверная стойка поравняется с задним бампером стоящего справа легкового автомобиля (заднего борта грузового автомобиля);

  • повернуть рулевое колесо в крайнее левое положение в момент нахождения автомобиля под углом 45 к бордюру стоянки;

  • двигаться до автомобиля, стоящего сзади, выпрямить руль и остановиться;

  • продвинуться вперёд, поворачивая рулевое колесо вправо, с расчётом постановки автомобиля параллельно и на некотором расстоянии от бордюра;

  • остановить автомобиль на середине между впереди и сзади стоящими машинами;

  • перевести рычаг стояночного тормоза в положение торможения, рычаг переключения передач в нейтральное положение;

  • отпустить педали сцепления и тормоза;

  • включить указатель правого поворота;

  • остановить двигатель.

Выезд со стоянки передним ходом выполняется в следующей последовательности:

  • произвести пуск двигателя;

  • включить указатель левого поворота;

  • выключить педаль сцепления и включить передачу заднего хода;

  • внешним осмотром убедиться в отсутствии опасности для начала движения;

  • продвинуть автомобиль назад, освобождая место совершения последующего манёвра по выезду влево;

  • -остановиться перед сзади стоящей машиной, включить первую передачу;

  • - тронуться вперёд, одновременно поворачивая руль влево с расчётом проезда около впереди стоящего автомобиля.

Трогание на подъёме отрабатывается на наклонной ровной поверхности с твёрдым покрытием. Ширина проезжей части, обозначенная ограничителями, должна быть 3,75м, величина продольного уклона - от 8 до 16%, коэффициент сцепления колеса с покрытием не ниже 0,4.

Упражнение отрабатывается в следующей последовательности:

  • выехать на наклонный участок дороги всеми колёсами;

  • остановиться перед условной линией «СТОП» (ограничителями);

  • зафиксировать положение автомобиля ножным тормозом;

  • перевести рычаг стояночного тормоза в положение торможения;

  • перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;

  • отпустить педали сцепления и тормоза;

  • выключить сцепление;

  • включить первую передачу;

  • плавно отпустить педаль сцепления с одновременным увеличением оборотов двигателя путём нажатия на педаль подачи топлива;

  • в момент «срабатывания » сцепления, когда автомобиль начинает двигаться, постепенно отпустить стояночный тормоз с одновременным дополнительным нажатием на педаль подачи топлива (при выполнении этой операции скатывания автомобиля назад не должно превышать расстояние L).

L= 0,0125а+0,1, где а- величина продольного уклона (в процентах). При уклоне 8% L = 0,2 м, а16% L=0,3м.

Заключительная часть.

Оценить действия учащегося по выполнению упражнения в целом. Объяснить причины, имеющихся недостатков. Занести необходимые данные в «индивидуальную книжку» учета обучения вождению автомобиля и путевой лист.

По устранению недостатков учащегося дать задание на дом. При подготовке к следующему занятию повторить Правила дорожного движения.

Литература

  1. Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408

  2. Богачкин А. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей. Москва ДОСААФ 2004 г. 176с.

  3. Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. - Издательский центр «Академия» 2010-256с.

  4. Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов,(в схемах и таблицах): Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 128 с.


© 2010-2022