Статья на тему Школа будущего

В настоящее время много говорят о школе будущего. Конкурсные работ для учителей, эссе для абитуриентов педагогических вузов и учеников школ посвящены этой теме. Зачастую, авторы говорят о глобальной компьютеризации учебных заведений, отмене обязательной посещаемости занятий, выставлении оценок учителям учениками, изучение учебного материала на практики. То есть о полном отречении от исторических устоев системы образования, выработанных столетиями. Симона Вейль французскийфилософирелигиозныймысли...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа будущего.

В настоящее время много говорят о школе будущего. Конкурсные работ для учителей, эссе для абитуриентов педагогических вузов и учеников школ посвящены этой теме. Зачастую, авторы говорят о глобальной компьютеризации учебных заведений, отмене обязательной посещаемости занятий, выставлении оценок учителям учениками, изучение учебного материала на практики. То есть о полном отречении от исторических устоев системы образования, выработанных столетиями.

Симона Вейль французский философ и религиозный мыслитель, сестра математика А. Вейля говорила: «Уничтожение прошлого, возможно, худшее из всех преступлений».

Школа будущего, должна претерпевать изменения, но при этом фундаментом её создания обязан быть педагогический опыт прошлого.

Много говорят о цифровом веке развития человечества. Когда не нужно вести конспекты урока в тетрадях, а можно воспользоваться планшетом или звукозаписывающими устройствами, учителей заменят киборги и обучающие оболочки, выполнение домашнего задания будет подобно прохождению очередного уровня игры типа стратегия или от первого лица.

В теории это хорошо звучит и представляется яркими картинами из фантастических фильмов. На самом же деле данный подход приведёт к тому, что обучающиеся разучатся излагать свои мысли письменно. Текстовые работы учеников станут сухим перечнем фактов и теории. Это скажется негативно на развитии литературы в нашей стране.

Замена живого учителя на железо не способного реагировать на невербальные посыла ученика приведёт к огромным проблемам в процессе становления личности ребёнка. Хотя технический процесс с каждым годом набирает обороты, роботы и киборги могут решать только определённое, прописанное создателем множество задач и не способны оперативно реагировать на нестандартное мышление молодого поколения. Всё это может привести к монологу со стороны устройства заменяющего учителя в педагогическом процессе, утери связи человек - человек, человек - общество. Мир наводнят замкнутые люди не готовые принять себя, как личность.

Ж. Ж. Руссо, в своих работах говорил о том, что прогресс противоречив в том плане, что разрушает целостность и гармоничность человеческой личности и превращает человека в односторонность, в человека-функцию.

Таким образом, тотальная компьютеризация школы может привести к ограничению развития обучающихся с гуманитарным складом ума и негативно сказаться на учениках в переходный период их жизни с психологической точки зрения.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс должно быть разумно и своевременно. ИКТ должно стать надёжным инструментом образования будущего, а не его методом.

В последние годы всё чаще говорят о том, что школа это учреждение, предоставляющее услуги образования. В гражданского кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 12.08.1996 с изм., внесенными Федеральным законом от 26.01.1996 N 15-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П) предоставление услуг по договору трактуется, как исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Обучающиеся больше половины своего времени проводят в школе занятые познавательным процессом. Относиться к учебной деятельности, как к рыночной операции не приемлемо. Школа не только даёт знания по перечню предметов, в её стенах формируются моральный облик сознательного члена нашего общества. В её стенах обучающиеся учатся отличать добро от зла, заводят дружеские взаимоотношения друг с другом, начинают ценить и понимать значения слова семья, приходят друг другу на помощь в трудную минуту, влюбляются.

Если мы перейдём к оказанию образовательных услуг и откажемся от всего вышеперечисленного, то выявляется потребность в некой новой организации, которая займётся воспитанием морального облика ребёнка. Так как современные родители далеко не все могут и готовы уделить должное внимание и приложить силы для воспитания своего ребёнка. В нашем быстро развивающемся и изменчивом мире, папы и мамы проводят много времени на работе, стремясь обеспечить финансовое благополучие ребёнка, и у них не остаётся достаточно сил и времени на его воспитания.

Новая структурная единица воспитательного процесса потребует большого количества времени, для налаживания своей работы, выявления наиболее проблемных ситуаций и выбора правильной методики своей деятельности. Что станет причиной, потери нескольких поколей членов нашего общества, как гармонично развитых личностей.

Несомненно, в школах будущего должна быть пересмотрена система, которая оценивает уровень развития компетенций ученика. Существующая на данный момент система определения качества педагогического процесса является не объективной. Так как граница приближения или от одной оценке к другой весьма расплывчата и не может быть в полной мере объективна. На данный момент ученик может получить или не получить ту ли иную оценку на усмотрения учителя. Создание расширенной, жёсткой системы оценивания позволит исключить человеческий фактор выставления оценок.

Много говоря об отказе от оценивания компетенций учеников. Якобы данный факт негативно сказывается на психике обучающегося. Однако необходимо отметить, что получение оценки учеником в совокупности с правильным педагогическим посылом способствует развитию конкурентной способности. В современном мире наличие данного качества у человека это залог его успешной реализации себя в этом мире, преодоление неудач на пути к успеху, достижение поставленных целей.

Идеи выставления оценок учителям учениками при более подробном её рассмотрении терпит провал. Ученики, как и учителя не смогут быть полностью объективны в этом процессе.

Михаил Александрович Дудин русский советский поэт, переводчик, общественный деятель говорил: «Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие...».

Расширенная жёсткая система оценивания учеников одновременно будет являться и системой оценивания качества профессиональной деятельности учителей.

Однако, необходимо отметить, что данная система будет продуктивно работать, только в том случае, если ученики и их родители будут заинтересованы и понимать важность посещения школ, соблюдении внутреннего устава и требований учреждения. Возможно, не обходимо ввести систему поощрений и взысканий для родителей. За отказ или бездействие в случаях, когда обучаемый нарушает распорядка дня, портит имущество, не желает посещать учебное заведение, выполнять учебные задания без уважительной причины, родители должны будут нести административную ответственность. Например, в виде уборки госучреждений, общественных парков. Понимание ученика, насколько важно образование, зависит от отношения родителей к школе. Родители должны быть напрямую заинтересованы в успехах ребёнка в течение всего педагогического процесса. Активно сотрудничать с классными руководителями, в случае возникновения психологических проблем не бояться обратиться к психологу, посещать классные собрания.

Для реализации данной программы, необходимо привлечение молодых кадров в систему образования, регламентированная в рамках всей страны методика поощрения учителей, поднятия престижа данной профессии. И жёсткое разделение функций между учителем предметником, социальным работником, классным руководителем, психологом. Уменьшение бюрократической волокиты. В системе образования будущего, главным должен стать ученик и его достижения, а не гора документации. Наиважнейшим будет не гора документов с описанием, методов достижения результата, а тот единственный документ, в котором описан уровень достигнутого.

Таким образом, школа будущего, в нашем понимании это учреждение, где учителя с применением последних инновационных разработок смогут помочь родителям сформировать из обучающегося полноценную многогранную личность, а ученику вырасти достойным членом нашего Российского общества.


Статья на тему Школа будущего

© 2010-2022