Урок внеклассного чтения У войны не женское лицо (Жизненный путь Ю. Друниной)

«У войны не женское лицо».(Жизненный путь Ю.Друниной)                                                     Тип урока: комбинированный Форма: Класс: 8 Цели урока: Образовательная:  вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной; Показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю женщины на войне. Познакомить учащихся с биографией и стихами о войне Ю.Друниной.развивающая: способ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НОУРО «Семеновская православная гимназия

имени святого апостола и евангелиста Луки»





Конспект урока по литературе

для учащихся 8 класса

(внеклассное чтение)


«У войны не женское лицо»

(Жизненный путь Ю.Друниной)








Подготовила: учитель русского языка и литературы

Горбачева Наталья Алексеевна
























г. Семенов

2015 г

«У войны не женское лицо».

(Жизненный путь Ю.Друниной)

Тип урока: комбинированный

Форма:

Класс: 8

Цели урока:

Образовательная:
вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной; анализируя тексты, понять, каково женское восприятие войны на примере стихотворений Ю.Друниной; Показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю женщины на войне.
Познакомить учащихся с биографией и стихами о войне Ю.Друниной.

развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций;

воспитательная: воспитывать трепетное, благоговейное отношение к женщине; воспитывать патриотические чувства: любовь к своей стране, Родине, к своей семье, интерес к истории страны.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран;


Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Я - связная.
Пусть грохот сражения стих:
Донесеньем из боя
Остался мой стих…
(Юлия Друнина)

ХОД УРОКА:

  1. Стадия вызова. Активизация мыслительной деятельности. Подготовка к восприятию нового материала.

Слово учителя Прошло уже 70 лет после того, как отгремели последние залпы войны. Война - страшное испытание для всего народа. Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна.
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Женщина.. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, композиторы. Лик женщины…Есть в нем что-то возвышенное: одухотворенный лик Богоматери, лик красоты, счастливый материнский лик… Женщина, призванная давать жизнь… Женщина - величайшее из творений

Женщина- хранительница Любви, Добра и Сострадания.

  1. Формулировка учащимися темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о женщине на войне).

Учитель: Тема сегодняшнего урока «У войны не женское лицо» (запись на доске).

Чтение эпиграфа, анализ

Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной. Война - величайшее из проклятий.

- Теперь давайте подберем ассоциации к слову «война». (кровь, смерть, взрывы).

- Сформулируйте цель урока, о чем мы будем размышлять? (женщина и война - несовместимы).

Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся Женщиной

  1. Стадия осмысления. Знакомство с биографией поэтессы и анализ стихотворений.

17 - летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Из воспоминаний поэта Николая Старшинова: «В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж она что решила, ничем ее не собьешь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявлялось, когда она добровольцем уходила на фронт »

Чтение стихотворения ( можно заранее подготовить ученика)

«Я ушла из детства в грязную теплушку…»

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать»

и «перемать»

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

1942

Эти строки Ю. Друнина написала в 1942 году. На протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия.

Из воспоминаний Николая Старшинова: «Надо еще подчеркнуть, кем Юля была на войне. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелых раненых. Смертельная опасность и тяжелый труд вместе».

Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к замученным бедами, хворями, боями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки - Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки.

Судьба Ю. Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая - потому что выжила в этой страшной войне и стала поэтом.

Я родом не из детства - из войны. (наизусть подготовить заранее ученика)
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства - из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства - из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя - шершавые ладони.

Я родом не из детства - из войны.
Прости меня - в том нет моей вины...

Юля Друнина ни на минуту не сомневалась, что враг будет разгромлен быстро, поэтому боялась, что не успеет на фронт. 22 июня пришла военкомат. Не взяли - несовершеннолетняя. По совету отца пошла работать в глазной госпиталь на ул. Горького. Потом вступила в добровольную санитарную дружину, которая дежурила во время воздушных тревог, помогая раненым. А когда поняла, что ближайший путь на фронт - рытьё окопов, строительство оборонительных сооружений, то уехала в Можайск. Там впервые узнала, что существует народное ополчение. К ним девушка старалась быть ближе, ходила в синем комбинезоне и повязкой с красным крестом на рукаве. Неожиданно ополченцев по тревоге подняли среди ночи, Друнина вместе с ними. Да её никто и не замечал, не до того было: немцы прорвали фронт под Вязьмой. Потом миномётный налёт, раненые, танк, бегущие солдаты. Она мчалась через лес, спотыкалась и падая, расшибаясь и не чувствуя боли, повторяла, как молитву, про себя: «Господи! Если ты сделаешь чудо и оставишь меня живой, никогда, никогда и я не сунусь больше в этот ад!» Юля осталась жива, оказалась в расположении пехотного полка. Первый бой её поразил. Не было ни лавины наступающих, ни громового «ура!». Позднее Друнина вспоминала, что можно сойти с ума, если к опасности не привыкнуть. Она привыкла, и её мучила только страшная усталость. А в конце сентября дивизия оказалась в окружении. Девушке навсегда запомнился комбат, молодой учитель из Минска, выводивший солдат из окружения. С ним они чувствовали себя, как за каменной стеной.
КОМБАТ (подготовленное ученикам)

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

Мина, убившая комбата, оглушила Юлю. Чтобы избежать объяснения в комендатуре Можайска, Друнина уезжает в Москву: она узнала, что несовершеннолетних берут в школу радистов, разведчиков, диверсантов. Но вместо этого ей с семьёй пришлось уехать в Сибирь, в Заводоуковку. Однако девушка не отказалась от своей цели, всё равно стремилась на фронт любыми путями. Училась в школе младших авиаспециалистов, после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальонный санинструктор. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад.Решительность и твёрдость помогли преодолеть все препятствия и в Москве. Старшина сообщил, что вышло указание - в Действующую армию женщин из тыла не посылать, теперь уж мужики и сами справятся. Потом добавил: «Кроме медиков: больно много медицины там выбивает». Друнина обрадовалась: у неё была санитарная книжка. В голове крутились строчки: «Нет, это не заслуга, а удача - стать девушке солдатом на войне». (подготовленный ученик)
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Так Друнина вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. «Два с лишним года понадобилось мне, чтобы вернуться в дорогую мне пехоту. Но, как это ни странно, я попала в обстановку, напоминавшую сорок первый», - вспоминала Юлия Владимировна.
В 1943 - 1944 годах Юлия Друнина воевала в Белоруссии и Латвии, где шли ожесточённые бои с фашистами. Она была дважды тяжело ранена. Девятнадцатилетняя московская школьница, девочка из учительской семьи, мучаясь в госпитале с тяжёлым ранением от боли и бессонницы, написала стихотворение, вошедшее не только в хрестоматию, но и в народную память:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943

Друнина была награждена медалью "За отвагу" и орденом Красного Знамени.
21 ноября 1944 года после тяжёлой контузии санинструктор Друнина была комиссована. А в декабре этого же, 1944 года. Она пришла в Литературный институт, который, как она говорила, она взяла приступом. Просто пришла и села в аудиторию.
(аудиозапись)

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда...

Наступил май 1945 года, который принёс долгожданную Победу! Началась мирная жизнь. Но ещё долго девушки-воины испытывали растерянность и страх, стеснялись своих обожжённых порохом рук.
(подготовленный ученик)
Мне близки армейские законы,
Я недаром принесла с войны
Полевые мятые погоны
С буквой «Т» - отличьем старшины.

Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.

Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала -
Научилась верности в бою.

Тяжело жилось Друниной после войны, но она не унывала. Сдаваться Друнина не привыкла. Это не в её характере; она была бойцом и осталась им до конца, была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, неприемлемыми для неё, и смириться с ними не могла. И её уход из жизни, как добровольный уход в армию, говорит не о слабости, а о порядочности и силе: она могла бы благополучно дожить отпущенные ей годы, закрыв глаза на то, что не устраивало её вокруг. Так поступаем мы, многие. Смиряемся с обстановкой и живём. Друнина не смогла, и 20 ноября 1991 года она ушла из жизни: «Оно и лучше - уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства: Но если Бог есть, он поймёт меня». Последний свой приют она нашла в Старом Крыму, похоронена рядом с мужем Алексеем Каплером.


Судный час
Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час...
А у вас глаза как у инока -
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все ж крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы,-
За избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

Старшинов рассказывал, что ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после войны ее «Зинку» знали наизусть.

Для меня Юлия Друнина началась именно с этого стихотворения - стихотворения, посвящённого памяти однополчанки, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, а вместе с ней - десяткам погибших молодых девчат, которые, как и Друнина, в семнадцать, встав из-за парты, шагнули «из школы в блиндажи сырые, от Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать"...»
Эти строки - это - живое послание человека человеку. Послание, которое, несмотря на разность эпох, никогда не потеряет своей силы и актуальности. Чтение стихотворения «Зинка» (учителем)

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Докажите, что «У войны не женское лицо»?
- Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
- Почему же Зинка, другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт? Почему они, для которых предназначена природой роль матери выбрали роль «светлокосого солдата»?
- Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие?


Учитель: Да, удивительное поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпали.
Тема войны, любви к Родине, патриотизма проходит через всё творчество поэтессы. О чём бы ни писала Друнина, она неизменно возвращается к воспоминаниям о фронтовой юности. Когда Юлию Владимировну спросили спустя двадцать лет после войны: "Что заставляет Вас вновь и вновь возвращаться к теме войны?" - она ответила: "Память сердца". По стихам Юлии Друниной можно проследить всю её жизнь.

Мы познакомились со страницами биографии необычной женщины, Юлии Друниной. Это сильный духом, высоконравственный человек, оставшийся верным своим юношеским идеалам, той России, фронтовой дружбе, любимой армии.

Все дальше от нас эта война. В этом году мы отметим 70-летие со дня Великой Победы. Вглядитесь в эти лица. Это они, тогда 17-летние, «светлокосые солдаты» в сырых шинелях войны.

Поколение 21 века узнает о войне из фильмов, рассказов участников и главное - из книг. Литература возвращает к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

В память о нашем уроке я хочу оставить вам буклет, в котором список книг о войне, эпиграфом к нему я взяла слова Ю.Друниной. Среди авторов - и женские имена: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер , Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, повесть которой так и называется « У войны не женское лицо».

Читайте, этого забыть нельзя. Это наша память. Спасибо вам, ребята, за участие в уроке.

Выставление оценок за работу на уроке и за чтение стихов

Домашнее задание: 1. Выучить наизусть стихотворение Ю.Друниной (по выбору учащегося) 2. Читать произведения о войне









Список использованной литературы:

  1. Война. Женское лицо // Родина. - 2005. - N 4. - С. 55-57. Фотографии об участии женщин в Великой Отечественной войне.

  2. Коваленко Н. М. Жестокая правда войны/ Н. М. Коваленко //Читаем, учимся, играем. - 2004. - N 3. - C. 12-17. Сценарий литературно-музыкальной композиции о женщинах, участвовавших в Великой Отечественной войне.

  3. Титова М. И. Идут по войне девчата, похожие на парней: литературно-музыкальная композиция / М.И. Титова // Классный руководитель. - 2004. - № 8. - С.75-81.
    Интернет-ресурсы:

  1. Наволока Т.В. У войны не женское лицо. Обзор поэзии Великой Отечественной войны. (festival.1september.ru/articles/514682/)

  2. У войны не женское лицо... Сценарий для 9 - 10 классов (worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1506-u-vojny-ne-zhenskoe-liczo-sczenarij-dlya-9-10-klassov.html)

  3. images.yandex.ru/ (изображения).

© 2010-2022