Докалад на тему Инновационные методы как один из факторов развивающего обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Западно-Казахстанский индустриальный колледж

Для слушателей

школы инновационных технологий




ДОКЛАД-диалог

Инновационные методы

как один из факторов развивающего обучения



Подготовил: руководитель ШИТ

Г,Беркалиева



Уральск, 2016г.




План

  1. Факторы проблемно-развивающего обучения.

  2. Система методов.

  3. Проблемные задания и ситуации.

  4. Познавательная деятельность студентов.












Одной из разновидностей инновационных методов в профессиональном образовании является проблемно-развивающее обучение, которое направлено на развитие самостоятельности студента. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, находя ответ к которым студенты приобретают новые знания, и способность самостоятельно учиться. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их студентами с помощью преподавателя или мастера производственного обучения. Для этого необходимо действие двух факторов:

1. Возникновение познавательной потребности.
2. Овладение новыми обобщенными знаниями, необходимыми для выполнения определенных задач.

Для осуществления проблемно - развивающего обучения необходимо создавать специальные условия учебной деятельности, в которых будут реализованы все основные принципы обучения, в частности, принцип познавательной последовательности. Принцип последовательности в освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в современном подходе к развитию студента. Последовательность освоения необходимой компетенции может быть различной, но обязательным условием эффективного обучения должна быть система методов, которую в своей педагогической практике подразделяется на три группы.
Первая группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков через проблемные задачи. Преподаватель помогает студенту формировать понятия, учит выражать свои мысли в словах. Основной акцент делается на теоретическую часть обучения. Студент учится рассказывать словами, что необходимо ему выполнить.
Вторая группа методов основана на применении полученных знаний на практике, через проблемные ситуации, что предполагает оперирование как теоретическим, так и практическим заданиям. Особое место в этом разделе проблемно - развивающего обучения занимает работа по активизации навыков и представлений, формированию мышления, умения использовать полученные знания. А обучение навыкам осмысленного выполнения заданий входит в основную роль студента.
Третья группа методов направлена на воспитание творческого отношения к производственной деятельности. Чаще творческим является только способ действия, а не результат. В данном смысле слова « творческий» подразумевается, что студент должен принимать решение или делать выбор без подсказки, на основании собственных представлений. Это меняет качество умственной деятельности и постепенно ведет к умению самостоятельно решать возникающие вопросы.
Для реализации цели и задач проблемно-развивающего обучения, необходимы различные способы и приёмы, при которых студент учится применять их в работе через проблемные задания и ситуации. В развитии самостоятельности, в процессе обучения, главную роль играет выполнение практического задания. В современное время с загруженностью в колледже,

множеством отвлекающих факторов в виде компьютерных игр, интернета, студенты мало уделяют времени инновации по выбранной профессии. Встаёт вопрос, как же организовать студентов для выполнения им практического задания, чтобы работа над ним дала результат и не была в тягость. Необходимо, чтобы задачи по формированию навыков и умений были поставлены убедительно, доходчиво, ярко и воспринимались студентами. Для нас известно реальное содержание и выполнение задач в работе, но для студента они станут ясными в ходе последующей работы, через потребность в поисковой деятельности неизвестного, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации, через доступность в выполнении проблемного задания. Например, большинство студентов при разборе станков не всегда осознанно относятся к выполнению такого важного элемента, какой узел каким соприкасается, какой узел играет главную роль. Для многих студентов это становится проблемой, особенно для тех, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно или неосознанно запоминают названия узлов или деталей. Решением этой проблемы может стать доходчивое и последовательное объяснение педагога и мастера производственного обучения, а правильно организованная практическая деятельность создаст потребность в определенных знаниях, пробудит интерес студента.
Эффективность самостоятельной работы достигается через действий студента при выполнении практического задания. Одним из важных условий которого является гибкое распределение времени студента между различными объектами работы. Поэтому с первого семестра обучения обратить внимание на качество выполнения работы, акцентируя внимание на первоочередных задачах, напоминая о том, что урок в классе - образец самостоятельной работы в мастерской и поэтому заниматься надо так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если студент понимает, какую цель преследует указание педагога. Это понимание происходит через столкновение студента с реальными трудностями, своими собственными проблемами, через возникновение собственных вопросов. Только тогда, когда студент озвучил свои трудности, свои вопросы, он принимает цель, воспринимает способы деятельности по созданию того образа, над которым работал с преподавателем в классе и мастером в мастерской. Он вдохновляется, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Отсюда появляется осознанность действий на уроках производственного обучения, что мы называем «умением работать».
Проблемно-развивающее обучение опирается на активизацию логического мышления. Чтобы активизировать логическое мышление используется аналитические приемы - это приём сравнения, проблемных, наводящих вопросов, обобщения и умозаключения, через постановку перед студентами проблемной задачи. Результатом использования данных приёмов, является ясное осознание студентами информации. Кроме того, студент учится осознавать собственные действия.

Например, методом проблемных, наводящих вопросов необходимо натолкнуть студента на размышление, необходимое для ответа. Обращаясь непосредственно к студенту, приглашать его к совместному обсуждению всех возникающих вопросов. Вопросы выстраивать так, чтобы на них нельзя было дать однозначные ответы, «да», или « нет». Например, в работе с напильниками: «Какими видами напильников можно опиливать плоские поверхности? », студент, размышляя, рассуждает о правильности и последовательности выполнения опиливания и подборе видов напильников. Студенты в процессе обучения, учатся использовать собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать этапы работы. Вопросительная форма является одним из важных дидактических приемов, способных натолкнуть студента на размышление, побудить к мыслительной работе и вызвать к ней интерес. Считаю, что проблемные, наводящие вопросы мастера производственного обучения и ответы студента являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.
Методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, которые также используются на уроках теоретического и практического обучения, помогают студентам закрепить знания. Умение самостоятельно мыслить воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность студента на уроках. При соответствующем систематизированном подходе, в процессе развития, студенты вполне свободно справляются с аналитическими заданиями.
Таким образом, осваивая весь комплекс знаний, умений и навыков методом проблемно - развивающего обучения, студенты сами находят пути и способы их приобретения, учатся способам работы с самим собой, т. е. приёмам самоконтроля и самооценки. В ходе этого развивается познавательная деятельность, активизируется творческое мышление, появляется интерес к профессии.



Литература

1. Г.М. Цыпин. Теория и практика. Методическое пособие.
2. А.М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Педагогика и психология.

© 2010-2022