Программа кружка Музейное дело

Программа кружка "Музейное дело". Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса . Музейная комната  – одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.  Участниками программы являются учащиеся 5 - 9 классов.      
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»





Согласовано __________ Утверждено ____________

Заместитель директора по ВР Директор МОУ «Весенненская СОШ» Ланг Ж.Ю. Ланг П.И

От_______________2014 г. «____» ____________ 2014 г.








ПРОГРАММА


кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»


для 5-9 классов


на 2014-2015учебный год.







Составила Толстобова Ольга Ивановна,

руководитель кружка












с.Весеннее

2014г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 12 марта 2003г №28-51-181/16; методических рекомендаций Хакасского республиканского краеведческого музея; Положения о школьных музеях муниципального образования Усть-Абаканский район от 05.11.2008г; Проекта «Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона» Российского образовательного форума; Программы работы школьного музея общеобразовательной школы №3 г. Печоры Псковской области; Программы деятельности историко - краеведческого музея Безменшурской средней общеобразовательной школы Кизнерского района Удмурдской Республики, Программы деятельности музея педагогической славы школы № 1940 г. Зеленограда.

«Музейное дело» - одно из звеньев образовательной системы школы, создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Изучая «Музейное дело», учащиеся приобщаются к культурным ценностям, учатся понимать действительность, уважать историю человечества, своей малой родины. Музейная педагогика приобщает подрастающее поколение к историко-краеведческой, этнографической, военно-патриотической деятельности.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.

Музейная комната - одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Цель:

- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:

- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать творческие способности

- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов, в том числе и хакасского народа; прививать чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.

Основные принципы осуществления программы:

- заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру

- совместная деятельность учащихся, родителей и педагогического коллектива школы

- целесообразность выполняемой работы

- творческое отношение к делу.

Направления программы:

- совместная поисково-исследовательская деятельность учащихся, родителей и педагогического коллектива школы по возрождению традиций и истории родного края через разнообразные пути сбора историко-краеведческого материала

- планомерный и систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры разных народов

- экспозиционный сбор

- прием даров и случайных поступлений.

Требования к знаниям и умениям:

- открытие широких возможностей для разностороннего развития личности учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине, формирование устойчивого интереса к материальной и духовной культуре

-повышение образовательного уровня всех участников программы, формирование новых навыков в получении знаний

- участие в проектно- экспериментальной деятельности с целью обобщения материала по теме «Музейное дело как объект изучения истории родного края через краеведческую деятельность».

- проведение на базе школьного музея совместной работы учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края, внедряя в работу межпредметные связи

- участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, выставках, презентаций творческих работ учащихся.

-создание фонд видеотеки о летописи села, родной школы, своей малой родины используя компьютерные технологии.

Основные этапы реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Общее количество часов - 157,5. В неделю- 4,5 часа

Программа включает этапы:

- информационно-познавательный. На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформление музейной комнаты. Проводится паспортизация музейной комнаты. Работает клуб «Поиск».

- развитие сотрудничества с республиканским краеведческим и муниципальными музеями Республики Хакасия, Усть-Абаканского района. Работа над разделами экспозиций музея. Продолжение сбора и оформление материала для музейной комнаты. Просветительская деятельность.

Участники программы

Участниками программы являются учащиеся 5 - 9 классов, а также педагогический коллектив школы, родители.


Содержание курса

Вводное занятие. 2,5ч.

- Знакомство с Положением о музее МБОУ «Весенненская СОШ»

Основные направления музейной деятельности. 2,5ч.

- Организация работы клуба «Поиск», Совета музея. Распределение обязанностей среди членов Совета музея.

Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности. 2,5ч.

Направления краеведения

Виды музеев. 7,5ч.

Компьютерные презентации учащихся о видах музеев.

Музеи мира

Социальные функции музея. 7,5ч.

- Документирование

- Музейная информация

Фондовая, экспозиционная, научно-просветительная работа . 8ч.

Планирование поисково-исследовательской работы. 7,5ч.

- Фонды, экспозиции музея

- Сбор, обработка, учет и хранение материалов музейной комнаты

Экскурсия как одна из основных форм работы музейного дела. 12,5ч.

- «Моя первая экскурсия» (составление учащимися текста экскурсии по выбранной теме, проведение экскурсии)

Работа с фондом музея. 18ч.

Составление тематико-экспозиционного плана по отделам музейной комнаты.

«Мой дом. Моя родословная». 7,5ч.

- Что такое родословная?

- Как вести семейную летопись?

- Выставка фотографий «Моя семья»

История села - частица истории Хакасии. 7,5ч.

- «Край родной, целинный»

- «Живая история села» (рассказы и воспоминания наших земляков. Встреча со старожилами села)

- «Улицы нашего детства» (истории улиц села)

О творчестве хакасских поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой школы и с. Весеннего). 7,5ч.

Литературная гостиная

Хакасия - музей под открытым небом. 10ч.

- Археологические памятники на территории Хакасии

- «О чем нам расскажет Уйбатская степь»

Красная Книга Хакасии - 5ч.

Экскурсия в Хакасский Республиканский краеведческий музей. 10ч.

Страницы истории школы. 12ч.

- «Здесь десять классов пройдено» ( о бывших выпускниках школы).

Создание фотоальбом

- «Учительница первая моя» (сочинения учащихся, фотопрезентация о первых учителях школы)

- «Профессия - Учитель» (интервью, фотоальбом )

Боевое прошлое - «Они участвовали в локальных войнах». 12ч.

- «Выпускники школы - участники локальных войн» встреча сбывшими выпускниками - участниками локальных войн

Память пылающих лет (1941-1945). 10ч.

- «И помнит мир, спасенный…»

- участие в акции «Ветеран живет рядом»

Международный День музеев. 5ч.

- Знакомство с «Туристическим кольцом Усть-Абаканского района»

- Проведение экскурсий в школьной музейной комнате

Итоговое занятие «Круглый стол». 2,5














МБОУ «Весенненская СОШ»

Календарно-тематическое планирование



№пп

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие.

2, 5

По плану

Фактически

2

Основные направления музейной деятельности

2,5

3

Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности.

2, 5

4

Виды музеев

7,5


5

Социальные функции музея

7,5


6

Фондовая, экспозиционная, научно-просветительная работа

8


7

Планирование поисково-исследовательской работы

7,5


8

Экскурсия как одна из основных форм работы музейного дела

12,5



9

Работа с фондом музея.

18


10

«Мой дом. Моя родословная»

7,5


11

История села - частица истории Хакасии

7,5



12

О творчестве хакасских поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой школы и с. Весеннего)

7,5

13

Хакасия - музей под открытым небом

10



14

Красная Книга Хакасии

5


15

Экскурсия в Хакасский Республиканский краеведческий музей

10


16

Страницы истории школы

12


17

Боевое прошлое - «Они участвовали в локальных войнах»

12


18

Память пылающих лет (1941-1945)

10



19

Международный День музеев

5


20

Итоговое занятие «Круглый стол»

2,5

Итого

157,5ч
































Литература для учителя

  1. А.В. Даринский. Краеведение.- М., 1987.

  2. М.А. Коган. Внеклассная работа по истории. Сборник статей.- М., 1960.

  3. Г.А. Кудрина. Музей и школа. - М.,1985.

  4. И.В. Соколова. Краеведческая работа в начальных классах.- М., 1977.

  5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003г №28-51-181-16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

  6. Материалы российского образовательного форума «Живой музей - хранилище культурного и природного наследия». - М., 2004.

  7. Методические рекомендации Хакасского республиканского краеведческого музея по работе с фондом музея. 1982г.

  8. Программы работы школьного музея общеобразовательной школы №3 г. Печоры Псковской области

  9. Программы деятельности историко - краеведческого музея Безменшурской средней общеобразовательной школы Кизнерского района Удмурдской Республики

  10. Программы деятельности музея «Педагогической славы» школы № 1940

г. Зеленограда.

11. Вим Вандер Вейден. Музейная педагогика: новый взгляд на образование. Управление школой. № 22, июнь 2000г.

12. А.Е.Сейненский. Родной край: история, традиции и современнрость.Москва.2009 .

13.Интернет-ресурсы

Литература для учащихся

  1. А.Е.Сейненский. Родной край: история, традиции и современнрость.Москва.2009

  2. Методические рекомендации Хакасского республиканского краеведческого музея по работе с фондом музея. 1982г.

  3. Интернет-ресурсы.

© 2010-2022