- Преподавателю
- Другое
- Программа кружка Музейное дело
Программа кружка Музейное дело
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстобова О.И. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весенненская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано __________ Утверждено ____________
Заместитель директора по ВР Директор МОУ «Весенненская СОШ» Ланг Ж.Ю. Ланг П.И
От_______________2014 г. «____» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММА
кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
для 5-9 классов
на 2014-2015учебный год.
Составила Толстобова Ольга Ивановна,
руководитель кружка
с.Весеннее
2014г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ от 12 марта 2003г №28-51-181/16; методических рекомендаций Хакасского республиканского краеведческого музея; Положения о школьных музеях муниципального образования Усть-Абаканский район от 05.11.2008г; Проекта «Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона» Российского образовательного форума; Программы работы школьного музея общеобразовательной школы №3 г. Печоры Псковской области; Программы деятельности историко - краеведческого музея Безменшурской средней общеобразовательной школы Кизнерского района Удмурдской Республики, Программы деятельности музея педагогической славы школы № 1940 г. Зеленограда.
«Музейное дело» - одно из звеньев образовательной системы школы, создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Изучая «Музейное дело», учащиеся приобщаются к культурным ценностям, учатся понимать действительность, уважать историю человечества, своей малой родины. Музейная педагогика приобщает подрастающее поколение к историко-краеведческой, этнографической, военно-патриотической деятельности.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната - одно из приоритетных направлений в работе «Музейного дела». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов, в том числе и хакасского народа; прививать чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Основные принципы осуществления программы:
- заботливое отношение друг к другу, к окружающему миру
- совместная деятельность учащихся, родителей и педагогического коллектива школы
- целесообразность выполняемой работы
- творческое отношение к делу.
Направления программы:
- совместная поисково-исследовательская деятельность учащихся, родителей и педагогического коллектива школы по возрождению традиций и истории родного края через разнообразные пути сбора историко-краеведческого материала
- планомерный и систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры разных народов
- экспозиционный сбор
- прием даров и случайных поступлений.
Требования к знаниям и умениям:
- открытие широких возможностей для разностороннего развития личности учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине, формирование устойчивого интереса к материальной и духовной культуре
-повышение образовательного уровня всех участников программы, формирование новых навыков в получении знаний
- участие в проектно- экспериментальной деятельности с целью обобщения материала по теме «Музейное дело как объект изучения истории родного края через краеведческую деятельность».
- проведение на базе школьного музея совместной работы учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края, внедряя в работу межпредметные связи
- участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, выставках, презентаций творческих работ учащихся.
-создание фонд видеотеки о летописи села, родной школы, своей малой родины используя компьютерные технологии.
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов - 157,5. В неделю- 4,5 часа
Программа включает этапы:
- информационно-познавательный. На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформление музейной комнаты. Проводится паспортизация музейной комнаты. Работает клуб «Поиск».
- развитие сотрудничества с республиканским краеведческим и муниципальными музеями Республики Хакасия, Усть-Абаканского района. Работа над разделами экспозиций музея. Продолжение сбора и оформление материала для музейной комнаты. Просветительская деятельность.
Участники программы
Участниками программы являются учащиеся 5 - 9 классов, а также педагогический коллектив школы, родители.
Содержание курса
Вводное занятие. 2,5ч.
- Знакомство с Положением о музее МБОУ «Весенненская СОШ»
Основные направления музейной деятельности. 2,5ч.
- Организация работы клуба «Поиск», Совета музея. Распределение обязанностей среди членов Совета музея.
Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности. 2,5ч.
Направления краеведения
Виды музеев. 7,5ч.
Компьютерные презентации учащихся о видах музеев.
Музеи мира
Социальные функции музея. 7,5ч.
- Документирование
- Музейная информация
Фондовая, экспозиционная, научно-просветительная работа . 8ч.
Планирование поисково-исследовательской работы. 7,5ч.
- Фонды, экспозиции музея
- Сбор, обработка, учет и хранение материалов музейной комнаты
Экскурсия как одна из основных форм работы музейного дела. 12,5ч.
- «Моя первая экскурсия» (составление учащимися текста экскурсии по выбранной теме, проведение экскурсии)
Работа с фондом музея. 18ч.
Составление тематико-экспозиционного плана по отделам музейной комнаты.
«Мой дом. Моя родословная». 7,5ч.
- Что такое родословная?
- Как вести семейную летопись?
- Выставка фотографий «Моя семья»
История села - частица истории Хакасии. 7,5ч.
- «Край родной, целинный»
- «Живая история села» (рассказы и воспоминания наших земляков. Встреча со старожилами села)
- «Улицы нашего детства» (истории улиц села)
О творчестве хакасских поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой школы и с. Весеннего). 7,5ч.
Литературная гостиная
Хакасия - музей под открытым небом. 10ч.
- Археологические памятники на территории Хакасии
- «О чем нам расскажет Уйбатская степь»
Красная Книга Хакасии - 5ч.
Экскурсия в Хакасский Республиканский краеведческий музей. 10ч.
Страницы истории школы. 12ч.
- «Здесь десять классов пройдено» ( о бывших выпускниках школы).
Создание фотоальбом
- «Учительница первая моя» (сочинения учащихся, фотопрезентация о первых учителях школы)
- «Профессия - Учитель» (интервью, фотоальбом )
Боевое прошлое - «Они участвовали в локальных войнах». 12ч.
- «Выпускники школы - участники локальных войн» встреча сбывшими выпускниками - участниками локальных войн
Память пылающих лет (1941-1945). 10ч.
- «И помнит мир, спасенный…»
- участие в акции «Ветеран живет рядом»
Международный День музеев. 5ч.
- Знакомство с «Туристическим кольцом Усть-Абаканского района»
- Проведение экскурсий в школьной музейной комнате
Итоговое занятие «Круглый стол». 2,5
МБОУ «Весенненская СОШ»
Календарно-тематическое планирование
№пп
Тема
Количество часов
Дата проведения
1
Вводное занятие.
2, 5
По плану
Фактически
2
Основные направления музейной деятельности
2,5
3
Музейное дело как одно из направлений краеведческой деятельности.
2, 5
4
Виды музеев
7,5
5
Социальные функции музея
7,5
6
Фондовая, экспозиционная, научно-просветительная работа
8
7
Планирование поисково-исследовательской работы
7,5
8
Экскурсия как одна из основных форм работы музейного дела
12,5
9
Работа с фондом музея.
18
10
«Мой дом. Моя родословная»
7,5
11
История села - частица истории Хакасии
7,5
12
О творчестве хакасских поэтов, писателей, художников, композиторов (совместно с библиотекой школы и с. Весеннего)
7,5
13
Хакасия - музей под открытым небом
10
14
Красная Книга Хакасии
5
15
Экскурсия в Хакасский Республиканский краеведческий музей
10
16
Страницы истории школы
12
17
Боевое прошлое - «Они участвовали в локальных войнах»
12
18
Память пылающих лет (1941-1945)
10
19
Международный День музеев
5
20
Итоговое занятие «Круглый стол»
2,5
Итого
157,5ч
Литература для учителя
-
А.В. Даринский. Краеведение.- М., 1987.
-
М.А. Коган. Внеклассная работа по истории. Сборник статей.- М., 1960.
-
Г.А. Кудрина. Музей и школа. - М.,1985.
-
И.В. Соколова. Краеведческая работа в начальных классах.- М., 1977.
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2003г №28-51-181-16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»
-
Материалы российского образовательного форума «Живой музей - хранилище культурного и природного наследия». - М., 2004.
-
Методические рекомендации Хакасского республиканского краеведческого музея по работе с фондом музея. 1982г.
-
Программы работы школьного музея общеобразовательной школы №3 г. Печоры Псковской области
-
Программы деятельности историко - краеведческого музея Безменшурской средней общеобразовательной школы Кизнерского района Удмурдской Республики
-
Программы деятельности музея «Педагогической славы» школы № 1940
г. Зеленограда.
11. Вим Вандер Вейден. Музейная педагогика: новый взгляд на образование. Управление школой. № 22, июнь 2000г.
12. А.Е.Сейненский. Родной край: история, традиции и современнрость.Москва.2009 .
13.Интернет-ресурсы
Литература для учащихся
-
А.Е.Сейненский. Родной край: история, традиции и современнрость.Москва.2009
-
Методические рекомендации Хакасского республиканского краеведческого музея по работе с фондом музея. 1982г.
-
Интернет-ресурсы.