- Преподавателю
- Другое
- Авторская образовательная программа
Авторская образовательная программа
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лапига А.М. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа « Позитив» имеет техническую направленность.
Без помощи фотопродукции, других носителей информации сейчас трудно представить себе патриотическое, нравственное, моральное, экономическое и иное воспитание людей; пропаганду важнейших на сегодняшний день задач.
Сегодня преимущественно и повсеместно используется цифровая фотосъемка и, как следствие, компьютерная обработка фотоизображений. Незаменимым помощником в такой работе является самая популярная и самая мощная программа обработки растровых изображений Adobe Photoshop.
Данная программа дает очень широкие возможности по обработке цифровых изображений. Используя возможности программы, можно:
восстановить старые фотографии и раскрасить черно-белые;
улучшить качество изображения вновь созданных фотографий;
организовать архив цифровых фотографий;
создать дружеский коллаж или профессиональную рекламу;
Развитие цифровых технологий значительно облегчило жизнь фотолюбителям: кажется, пришли времена, когда достаточно нажать кнопку и шедевр готов. Тем не менее желающих совершенствоваться в фотоделе становится все больше, а уж в источниках информации недостатка нет. Это и разнообразные пособия, и роскошные альбомы, и журналы («Фотодело», «Фотогид», «Фотомастерская», DigitalPhoto).
Занятия по данной программе начинаются с разбора устройства камеры, особенностей работы пленочных и цифровых фотоаппаратов, их преимуществ и недостатков. Изучаются основы оптики и экспонометрии, понятия диафрагмы, фокусировки, глубины резкости, световые величины и характеристики освещения, рассматриваются разные виды объективов.
Во время занятий освещаются и творческие аспекты: композиция, тональность, ракурс, перспектива. Обучающиеся узнают о правилах третей и контраста и рассмотрят, как их можно талантливо нарушать, познакомятся с основными жанрами фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет, репортаж.
Занятие фотоделом способствуют не только приобщению подростков к прекрасному, но и помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира.
Данная программа позволяет обучающимся развить в себе способности творческого самовыражения, а так же просто заняться интересным, полезным делом. Занятия фотографией научат детей жить в коллективе в атмосфере дружбы и взаимопонимания.
Новизна программы состоит в том, что содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах, жанрах, стилях фотографий, знакомит с техниками и оформительской деятельностью (оформление фотовыставки), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. Немаловажное значение имеет знакомство ребят с компьютером и компьютерными программами, используемыми для обработки изображений.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации пробуждается интерес к изучению истории создания фотографии, новых технологий обработки фотографий, пробуждает интерес к новой деятельности.
Цель программы:
- развитие творческой личности через овладение мастерством фотографа.
Обучающие задачи:
- обучить обращению с различными типами фотокамер и фото принадлежностей для получения высококачественного изображения;
- обучить теоретическим основам фотодела;
- научить основам обработки фотографий;
Развивающие задачи:
- развить стремления к углублению знаний;
- развить образное мышление и творческую активность учащихся;
- развитие аккуратности, опрятности.
Воспитательные задачи:
-сформировать интерес к фотоискусству ;
- сформировать чувство коллективизма;
Отличительной особенностью данной программы является:
-
Разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа - использование современных цифровых технологий.
-
Развитие визуального творчества детей, через основы экранных технологий - Получение информации перенос информации на «цифру» обработка «цифры» на персональном компьютере хранение информации на электронных носителях практическое использование информации.
-
Использование форм обучения, включающих обучающихся в творческое проектирование и изобретательство - самостоятельно действовать и создавать.
-
Организация игровых и деловых ситуаций, в которых обучающиеся приобретают опыт взаимодействия, учатся принимать решения, брать на себя ответственность.
Программа кружка «Позитив» рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет, желающих освоить искусство художественной фотографии.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год. Программа рассчитана на 216 часов.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями - 15 минут. Наполняемость группы: 12-15 человек.
Форма организации детей на занятии - групповая. Формы проведения занятий: комбинированное, практическое, самостоятельная работа. В конце каждого учебного года, в качестве итоговой аттестации, проводится выставка фоторабот кружковцев.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы «Позитив» обучающиеся должны:
-знать правила оформления фоторабот и фотовыставки;
-знать все жанры фотографии;
-уметь производить фотосъёмку;
-знать правила и функции обработки фотоматериала;
-уметь работать с программами: фотошоп, фотомонтаж;
-уметь самостоятельно пользоваться любительской цифровой фото и видеотехникой.
-овладеть на любительском уровне навыками редактирования цифрового фото в программе «AdobePhotoshop».
- уметь выбирать тему (создать сценарий фото или видеофильма),
- уметь производить съемку, обрабатывать отснятый материал, производить монтаж.
Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: выставки, проекты.
При полной реализации дополнительной образовательной программы «Позитив» проводится фотовыставка творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Устройство фотоаппарата. Правила пользования цифровым фотоаппаратом.
20
12
8
3
Фотосъемка (практика). Этические нормы фотосъемки.
128
28
100
4
Основные жанры фотографии.
16
-
16
5
Компьютер. Программа «Фотошоп». Работа с программой «Фотошоп».
40
8
32
6
Организация фотовыставки.
8
-
8
7
Итоговое занятие.
2
-
2
8
Итого
216
50
166
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Вводное занятие.
История изобретения фотографии. Демонстрация
фотокопий первых в мире фотографий Ньепса, Дагерра,
Бальоома. История отечественной фотографии, С. Левицкий,
А. Горелик, Н.Напрельоаум. Техника безопасности при фотосъёмке.
-
Устройство фотоаппарата. Правила пользования цифровым фотоаппаратом.
Примечания по использованию фотоаппарата. Использование меню. Использование экрана установки. Устранение неисправностей. Основные методы для получения лучших изображении, фокусировка. Понятие о качестве изображения и размере изображения, обозначение частей.
Индикаторы на экране. Последовательность действий при эксплуатации, основные операции. Подсоединение к компьютеру. Устройство цифрового фотоаппарата, основные части фотоаппарата, объектив, затвор, видоискатель, корпус, назначение всех перечисленных устройств. Правильная настройка фотоаппарата перед съемкой.
3. Фотосъемка. Этические нормы фотосъемки.
Фотограф и сфера его деятельности. Умение общаться с людьми разного круга и образа жизни. Этика знакомства, доверие и расположение фотографирующегося к фотографу. Фотосъемка (практика). Выбор объекта съемки, выбор ракурса. Композиция кадра.
4. Основные жанры фотографии.
Портрет. Виды портрета, светлая и темная тональность. Индивидуальность
и типичность образа. Позирование. Пейзаж. Особенности съемки пейзажа.
Художественно - постановочный подход к изображению природы. Наблюдение и выбор сюжета.
Предметные композиции, натюрморты их механические сюжетные изобразительные
задачи. Изучение предметов композиций, освещение, настроение световых построений и эффектов. Подготовка и съемка выбранного или составленного натюрморта.
Фотосъёмка архитектуры.
Художественный образ архитектурного объекта и его воспроизведение.
Ракурс. Выбор освещения, подсветка.
. Фотосъемка пейзажа, портрета, натюрморта.
Основные особенности репортажного метода съемка творческая и техническая подготовки к съемкам репортажа. Обработка и анализ материала. Фотосерия и фотоочерк
-
Компьютер. Программа «Фотошоп». Работа с программой «Фотошоп».
Работа с компьютером. Подсоединение фотоаппарата, копирование изображения на компьютер, просмотр фотографий обработка фотоматериала. Программное обеспечение. Установка программ.
Фотомонтаж. Основные правила и методы получения фотомонтажа. Форматы файлов. Главное меню программы «Фотошоп». Меню «файл» и работа с ним. Знакомство с панелью инструментов, панелью параметров. Что такое стыковочные блоки и работа с ними. Рабочая среда и её создание и настройка. Горячие клавиши, клавиатурные комбинации. Точечная и векторная графика. PSD, TIF, JPG. Минусы формата JPG. Операции с каналами. Выделить и перенести. Ретуширование и восстановление изображений. Все о слоях. Режимы наложения слоев. Слои коррекции. Стили слоев. Команды трансформации. Линейки, сетка, направляющие. Создание рамок. Ретушь портретов. Мягкая оптика. Специальные приемы работы. Фотографика. Старая фотография. Рисование в «Фотошоп».
6 . Организация фотовыставки.
Выбор темы, названия, отбор материала, оформление фоторабот, оформление выставки.
-
Итоговое занятие.
Мониторинг. Обсуждение фоторабот.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
№ п/п
Раздел или тема программы
Форма организации и форма проведения занятий
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
Дидактический материал,
техническое оснащение занятий
Вид и форма контроля,
Форма предъявления результата
1
Вводное занятие.
групповая
комбиниро-ванное
беседа
Литература по проблеме
Выявление первона-чальных представлений
2
Устройство фотоаппарата. Правила пользования цифровым фотоаппаратом.
групповая
комбиниро-ванное
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений.
Литература по проблеме
Задания творческого характера, ТСО.
Отслеживание получения знаний через презентации собственных проектов
3
Фотосъемка. Этические нормы.
групповая
комбиниро-ванное экскурсия
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений, творческих способностей
Литература по проблеме
Задания творческого характера, ТСО.
Отслеживание получения знаний через презентации собственных проектов
4
Основные жанры фотографии.
групповая
комбиниро-ванное
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений, творческих способностей
Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО
Отслеживание получения знаний через презентации собственных проектов
5
Компьютер. Программа «Фотошоп». Работа с программой «Фотошоп».
групповая
комбиниро-ванное
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений, творческих способностей
Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО
Отслеживание получения знаний через опрос обучающихся.
6
Организация фотовыставки.
групповая
комбиниро-ванное
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений, творческих способностей
Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО
Итоговая фото выставка.
7
Подведение итогов.
групповая
комбиниро-ванное
Словесные, наглядные,
репродуктивные,
приобретение знаний, умений, творческих способностей
Литература по проблеме
Конспекты занятий, Задания творческого характера, ТСО
Отслеживание получения знаний через презентации собственных проектов
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
-
Наличие помещения, рабочих мест для учащихся и мультимедийного оборудования, соответствующих правилам безопасной эксплуатации.
-
Электрооборудование: диапроектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
-
«Руководство пользователя» цифровая фотокамера «CANON PowerShot SX120 IS.
-
В.Г. Грюнталь. Фотоиллюстрация, светопись, трансформация, фотомонтаж (изд. 1998 г.).
-
«Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» Д. Корнеги.1997г
-
Б. Ярошевская, «Труд и красота» (изд. 2008 г.).
-
«Цифровая фотография» методические рекомендации, 2008 г.
-
«Как выбрать компьютер», В. Леонтьев, 2005 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
-
«250 советов фотографу», Москва 1991 г.
-
Д. Гукин «ПК для чайников», 2006 г.
-
С. Морозов «Творческая фотография», 1989 г.
-
Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии», (изд. 1988 г.)
5«Руководство пользователя», цифровая фотокамера Canon PowerShot SX120 IS.