• Преподавателю
  • Другое
  • Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся

Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Речь – основа умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает о...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности применения электронных учебных пособий в работе над развитием речи учащихся

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Речь - основа умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает огромными возможностями творческого обогащения. Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии - в семантизации слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностей употребления в тексте.

Для свободного владения речью ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладевать и письменной речью.

В развитии речи можно выделить три линии:

- работа над словом;

- работа над словосочетанием и предложением;

- работа над связной речью.

Эти линии работы развиваются параллельно и в то же время находятся в подчинительных отношениях. Словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи. А при подготовке к сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Одним из средств в формировании познавательной мотивации в овладении устной и письменной речью и осознание коммуникативной значимости правильного письма является применение компьютера на уроках обучения грамоте, русского языка и риторики. Уже на первом этапе обучения букварного периода, работая с электронным учебным пособием «Азбука», разработанным под руководством А.В. Молоковой, мои ученики увеличивают свой словарный запас, выполняя задание «Найти букву в слове». Первоклассники овладевают новыми словами, узнают их значение, обращаясь к словарям, составляют предложения с новыми словами. На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа над словом по выявлению его значения с целью введения этого слова в активный словарь ребенка. В ходе наблюдений учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений. Слова могут быть близкими и противоположными по смыслу, и следует правильно употреблять их в речи.

Работая по учебникам русского языка Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной учащиеся уже в первом классе получают сведения о многообразии русского языка. Так, например, вводятся понятия многозначных слов, слов-синонимов и антонимов. Большую помощь в этой работе оказывает электронные тренажёры «Синонимы и антонимы» из электронного учебного пособия «Русский язык - 2», созданного авторским коллективом под руководством А.В. Молоковой. Выполняя задания «выбрать слова для сопоставления» (не только горячий, но и обжигающий, слишком громкий, шумный, не только вежливый, но и мягкий в общении), дети учатся находить точное определение слов, и в то же время они учатся правильно подбирать слова для выражения своих мыслей.

Задания из этого и многих других электронных учебных пособий, применяемых в образовательном процессе нашей гимназии - экспериментальной площадке научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО, позволяют делать урок более интересным и разнообразным по форме. Так, например, совместное разгадывание интерактивных кроссвордов, представленных в электронном виде, воспитывает в детях коллективизм, умение выслушивать мнение другого и учит правильно употреблять слова в предложениях. Замечательными тренировочными упражнениями служат следующие интерактивные задания электронных учебных пособий для уроков русского языка, применяемые нами в соответствие с методическими рекомендациями доктора педагогических наук А.В. Молоковой. Например:

1. Выдели в предложениях, представленных на экране, один из синонимов наиболее подходящий по смыслу: Нынче сегодня состоится собрание. Ученые начали затеяли новый цикл исследований. Начальник объявил ему строгий выговор нагоняй. И т.д.

2. Подбери синоним к выделенным словам: Вдоль дороги стоял стеной очень густой лес (дремучий, редкий, зеленый). С севера дул очень холодный ветер (теплый, ледяной, пронизывающий). Вечером у меня с ним произошел честный разговор (открытый, откровенный, серьезный).

3. Проанализируй предложения и вычеркни неверные: Кошка поймала рыбу. Она была большая. Кот увидел воробья. Он прыгнул в кусты и т.д.

А как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений. Ученики сначала самостоятельно и под руководством учителя выбирают пословицы и поговорки по различной тематике, а затем могут проверить свои знания, выполняя задания на компьютере, и вставить нужное слово в пословицу: Сторона ...- мать, а …- мачеха. Веревка хороша ..., а речь ….

Работая в режиме «Тренажёр», ученики выбирают словосочетания, употребленные в переносном значении: живая птица, живая бабочка, живая беседа колючее растение, колючая шубка, колючий взгляд. Объясняя смысл словосочетаний, дети приходят к выводу, почему мы так говорим, составляют предложения со словосочетаниями в переносном значении. Позже эта работа используется при написании сочинений, изложений и при составлении устных рассказов.

Для многих учеников на начальном этапе является трудностью оформление предложений на письме, как законченной мысли. Электронные учебные пособия, используемые нами, позволяют подходить к этой проблеме дифференцированно и индивидуально. Учащиеся имеют возможность в дополнительных тренировочных упражнениях выполнить задания вида: «разбить текст на предложения», «расставить знаки препинания» и другие.

Обучение письменной речи становится более продуктивным и обеспечивает успешное усвоение как техники письма, так и всех её внутренних функций лишь в особых учебных ситуациях, в которых ребёнок с самого начала обучения решает задачу создания полноценных законченных высказываний. И большую помощь в этой работе современному учителю оказывают электронные учебные пособия.



© 2010-2022