• Преподавателю
  • Другое
  • Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка как способ формирования у школьников мотивации к обучению

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка как способ формирования у школьников мотивации к обучению

Проблема повышения мотивации является для школы  актуальной.  Очень важно найти такие средства  её повышения, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что  английский  язык необходим для выполнения работы в различных сферах профессиональной  деятельности: в  бизнесе, сфере обслуживания, СМИ, профессиях, связанных со знанием ИЯ (гид-переводчик, учитель иностранного языка, спортивный комментатор, секретарь ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках

английского языка как способ формирования у школьников мотивации к обучению.

Михайлова Г.И.

Проблема повышения мотивации является для школы актуальной. Очень важно найти такие средства её повышения, которые не только способствуют росту интереса к предмету и изучению его для непосредственного общения, но и могут показать учащимся, что английский язык необходим для выполнения работы в различных сферах профессиональной деятельности: в бизнесе, сфере обслуживания, СМИ, профессиях, связанных со знанием ИЯ (гид-переводчик, учитель иностранного языка, спортивный комментатор, секретарь и т.д.). Мотивация к обучению выступает как сильное стимулирующее средство обучения. Возникает противоречие между потребностью общества в творчески развитой личности и низким уровнем сформированности мотивации к обучению. Наиболее подходящей технологией для активизации творческого потенциала обучающихся и формирования ключевых компетенций является проектно-исследовательская методика. В работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и др. дается психологический анализ общих механизмов мотивации и ее динамического аспекта, в трудах И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной выявляются и обосновываются некоторые требования к системе построения учебного процесса, способствующего формированию мотивации к обучению, в исследованиях Л.И. Божович, Н.Л.Карпова, С.Н. Козлова, А.К.Марковой и др. раскрываются проблемы мотивации учения [1]. Многие современные педагоги рассматривают метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности [3, 4]. Мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. По мнению И.А. Зимней, мотивация - «запускной механизм» всякой человеческой деятельности [2]. Мотивация лежит в самом проекте, так как ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях,- считает Е.С. Полат [3]. Как утверждает Г. В. Рогова, интерес к процессу обучения по ИЯ держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения» [5]. На основе изучения теоретической литературы по проектной методике, можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. В проектно-исследовательской деятельности весь процесс ориентирован на обучающегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Проектно-исследовательская деятельность это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний [4]. Участие в проекте требует от школьника применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Меняется роль учителя, из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Модель исследовательской деятельности учащихся можно представить следующим образом:

  • постановка проблемы

  • прояснение неясных вопросов

  • формирование гипотезы исследования

  • планирование учебных действий

  • сбор данных

  • анализ и синтез данных

  • подготовка сообщений

  • выступление с сообщениями

  • ответы на вопросы, корректировка

  • обобщение, выводы

  • самооценка

Следует выделить типологию проектов: исследовательские, творческие игровые, информационные, практико-ориентированные. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публичную достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проблема проекта

«Почему?»
(это важно для меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

«Зачем?»
(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?»
(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?»
(мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

«Что получится?»
(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

Итак, проектно - исследовательская деятельность формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Для определения уровня мотивации учащихся на различных этапах работы по методу проектов актуальна методика Т.Д. Дубовицкой «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка».

Список использованной литературы

1.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972 - с.7-44.

2.Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

3.Новикова С.Н., Верлооченко Г.В. Проектно - исследовательская деятельность учащихся как средство повышения мотивации к изучению английского языка»/Режим доступа: ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op12-13/apo_12-13/inostr12-13.asp

4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 3. - С. 3-9.

5.Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в ср. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988

Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка как способ формирования у школьников мотивации к обучению.


© 2010-2022