Проблемное обучение как фактор повышения качества знаний

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными  знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Приемы создания проблемной ситуации: -предлагаю обучающимся решить противоречивые факты, найти способ их разрешения; -излагаю разные...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение как фактор повышения качества знаний



Бирмаганбетова Кымбат Темирхановна-заместитель директора по УВР, преподаватель экономики



Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Приемы создания проблемной ситуации:

-предлагаю обучающимся решить противоречивые факты, найти способ их разрешения;

-излагаю разные точки зрения на один вопрос;

-предлагаю группе рассматривать явления с разных позиций;

-побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы;

-ставлю проблемные задачи или задачи с ошибками.

Наиболее эффективно использую проблемные задания при организации индивидуально-групповой познавательной деятельности (работа в парах, звеньях).

Студентов нужно подводить к мысли о том, что настоящие знания не могут быть получены иначе, чем через волевое усилие. Чем меньше потрачено сил на получение знаний, тем слабее сами знания и тем менее они ценны.

Обучение студентов должно быть личностно-ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности обучающихся. В этом помогает применение на уроках модульной технологии обучения.

Но для того, чтобы внедрить на уроках модульное обучение необходимо научить детей давать описание объектам, сравнивать их, объяснять явление и процессы с помощью теории, классифицировать.

Модуль составляется в логике процесса усвоения знаний и представляет полный цикл познания.

Начинается с целеполагания, затем мотивация на усвоение содержания учебной деятельности. Это интеллектуальные разминки, графические диктанты, тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа, лекции, фильмы, сообщение обучающихся, чтение учебника.

Далее - отработка материала: лабораторные работы, решение задач, игры, конференции. При этом используется само и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем. В конце вводится рефлексия, самооценивание.

Положительный плюс модульного обучения в том, что оно предполагает систематизировать учебный материал, выделить главное, и способствует интенсификации обучения, выделению дополнительного времени на коррекцию знания

Системный подход в обучении, интенсификация способствует развитию навыков самоуправления и познавательной самостоятельности. В старших группах используя системный подход, который позволяет целостно воспринимать объем знаний, связывать все изучаемые темы курса в данное целое. Такой блочный процесс обучения позволяет освободить дополнительное время на обобщение, систематизацию учебного материала. Обучающимся предлагается тема в виде развернутого плана конспекта, где дана основная часть в виде схем, диаграмм, таблиц. Предлагается системный анализ в виде основных вопросов темы. Краткое изложение проблем по данной теме, понятийный аппарат, влияющие факторы, опыт, практика при данной технологии: сокращается время на усвоение основного содержания, освобождается дополнительное время на практические задания и контроль знаний.

Для успешной активизации и интенсификации обучения большое значение имеет организация учебного процесса:

- на каждом уроке использую самопроверку обучающимися заданий (в том числе в модульных заданиях);

-организую работу сильных обучающихся со слабыми при объяснении наиболее трудных вопросов;

-для активизации деятельности обучающихся на уроках даю возможность обучающимся оценить свои результаты, в тетрадях при фронтальной работе ребята ставят по 1 баллу за каждый верный ответ;

-систематично на уроках обрабатываю умения делать выводы, т.е. объяснять значимость полученных знаний в системе науки, практическая направленность тем. Обучающимся предлагается высказывать свои суждения в форме - я полагаю, я утверждаю, я думаю, я доказываю, я сомневаюсь;

-на каждом уроке стараюсь примерами, формой подачи учебного материала, приемами обучения пробудить эмоциональные чувства обучающихся. При этом прошу ребят составить рефлексию на определение тем урока по вопросам, что меня удивило, что мне понравилось, что меня возмутило;

-для отслеживания результатов деятельности обучающихся на уроках внедряю технологический подход, т.е технологии карточки позволяют:

а) легко отследить мониторинг работы обучающихся

б) видеть весь объем работы

в) обеспечивает системность обучения, управляемость.

г) позволяют добиваться конечного результата

д) карточки всех обучающихся позволяют узнать уровень подготовленности, качества обучения.

е) позволяют видеть проблемные вопросы.

Оценивание результатов деятельности обучающихся.

Поскольку проблемный подход используется практически на каждом этапе урока, можно внедрить технологической подход к отслеживанию результатов деятельности обучающихся используя индивидуальные технологические карточки. Они позволяют:

- легко отследить мониторинг работы обучающихся;

-видеть весь объем работы;

-обеспечивают системность обучения, управляемость;

-позволяют добиваться конечного результата;

-карточки всех обучающихся позволяют узнать уровень подготовленности, качества обучения;

-позволяют видеть проблемные вопросы.

Данная методика, используемая на уроках позволяет, привлекать обучающихся к самоуправлению учебным процессом, самоорганизации и самооценки.


© 2010-2022